Мотивация школьников к достижению спортивных результатов: психологические аспекты на уроках физкультуры | Назмеев Александр Игоревич. Работа №345324
Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические аспекты мотивации школьников к достижению спортивных результатов на уроках физической культуры. Автор анализирует влияние различных факторов на формирование внутренней и внешней мотивации учеников, уделяя особое внимание роли учителя в этом процессе. Обсуждаются подходы, направленные на развитие устойчивого интереса к занятиям спортом, и методы создания позитивной учебной атмосферы, способствующей личностному и физическому росту учащихся.
Ключевые слова: мотивация, физическая культура, спортивные результаты, психология, мотивационные факторы, внутренняя и внешняя мотивация, роль учителя.
МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ДОСТИЖЕНИЮ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Назмеев Александр Игоревич, учитель
МБОУ «СОШ №3» г. Тарко-Сале
Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические аспекты мотивации школьников к достижению спортивных результатов на уроках физической культуры. Автор анализирует влияние различных факторов на формирование внутренней и внешней мотивации учеников, уделяя особое внимание роли учителя в этом процессе. Обсуждаются подходы, направленные на развитие устойчивого интереса к занятиям спортом, и методы создания позитивной учебной атмосферы, способствующей личностному и физическому росту учащихся.
Ключевые слова: мотивация, физическая культура, спортивные результаты, психология, мотивационные факторы, внутренняя и внешняя мотивация, роль учителя.
Мотивация к физическим занятиям и спортивным достижениям является ключевым фактором в развитии спортивных и физических навыков школьников. Особое значение приобретает понимание того, как создать условия, способствующие мотивации учащихся, особенно в условиях учебного процесса, где физическая культура является обязательной частью программы. В этом контексте роль учителя физкультуры выступает центральным аспектом, способствующим или, напротив, затрудняющим мотивацию учеников.
Психология мотивации школьников к занятиям физической культурой сложна и многогранна. Одним из главных факторов, влияющих на мотивацию, является различие между внутренней и внешней мотивацией. Внутренняя мотивация основывается на личном интересе к занятиям спортом, стремлении улучшить собственные физические показатели, а также на удовольствии от процесса выполнения физических упражнений. Внешняя мотивация, напротив, связана с получением одобрения со стороны учителя, родителей или сверстников, а также с достижением внешних наград, таких как оценки или грамоты. Для формирования устойчивого интереса к физической активности учителю необходимо гармонично сочетать оба вида мотивации, развивая внутренний интерес школьников к занятиям и поддерживая их посредством внешней поощрительной системы.
Одним из важных психологических аспектов мотивации является создание в классе атмосферы, способствующей развитию личностных качеств учащихся. Учитель физкультуры может оказывать значительное влияние на мотивацию через свой стиль общения, демонстрацию личного примера и взаимодействие с учениками. Исследования показывают, что демократичный подход учителя, который включает в себя поддержку и поощрение, способствует созданию позитивной учебной среды, где школьники ощущают себя уверенными в своих силах и стремятся к улучшению своих результатов. В противоположность этому, авторитарный стиль преподавания, основанный на требовательности и дисциплине, может негативно сказываться на внутренней мотивации, снижая интерес учащихся к занятиям спортом.
Важным аспектом формирования мотивации является целеполагание. Для того чтобы школьники стремились к достижению конкретных спортивных результатов, важно помочь им осознать важность постановки целей и направленного на их достижение труда. Учитель физической культуры играет здесь роль наставника, который должен уметь объяснить ученикам ценность физических достижений не только с точки зрения здоровья, но и личностного роста. Чёткие и реалистичные цели позволяют учащимся сосредоточиться на достижении конкретных результатов, а успехи, пусть и небольшие, подкрепляют их мотивацию и стимулируют к дальнейшему совершенствованию.
Эффективным подходом к повышению мотивации является предоставление учащимся возможности самостоятельно участвовать в выборе видов физической активности. Включение элементов самостоятельности в образовательный процесс способствует формированию у школьников чувства ответственности за свои успехи и результаты. Когда ученики имеют право выбора и могут принимать решения, касающиеся своих физических занятий, это развивает их внутреннюю мотивацию и интерес к занятиям. Важно отметить, что учитель должен контролировать этот процесс, предоставляя возможности для выбора, но одновременно ориентируясь на образовательные цели программы.
Особого внимания заслуживает вопрос о поощрении и вознаграждении. Чрезмерное использование внешних стимулов, таких как оценки или награды, может привести к снижению внутренней мотивации у школьников. Важно, чтобы учитель использовал положительные подкрепления как инструмент для развития устойчивого интереса к физической культуре, а не как основной мотивирующий фактор. Учителю следует акцентировать внимание на процессу обучения и достижения, а не на конечном результате, что способствует формированию положительного отношения к занятиям спортом у учащихся.
Психологические аспекты мотивации также включают работу с эмоциональной сферой школьников. Стресс и тревожность, связанные с высокими ожиданиями со стороны учителя или родителей, могут негативно сказываться на мотивации учащихся. Учителю важно развивать у школьников навыки саморегуляции, учить их справляться с эмоциональными нагрузками, что позволит им более эффективно преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения. Положительный эмоциональный фон во время занятий спортом способствует формированию устойчивого интереса к физической активности и уменьшению негативных эмоциональных проявлений.
Таким образом, мотивация школьников к спортивным достижениям на уроках физической культуры является результатом взаимодействия множества факторов, как внутренних, так и внешних. Учитель физической культуры играет ключевую роль в этом процессе, создавая условия для развития интереса к занятиям спортом и формирования устойчивой мотивации. Применение психологически обоснованных методов мотивации, таких как поддержка, целеполагание, предоставление возможности для самостоятельного выбора и управление эмоциональным состоянием, способствует достижению высоких спортивных результатов и развитию у школьников устойчивого интереса к физической культуре.
Список литературы
1. Дрожалкин В. А. Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков / В. А. Дрожалкин // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 285-287.
2. Слепченко А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А. Л. Слепченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 388-390.