Мотивация студентов к чтению: превращаем процесс в увлекательное и значимое занятие | Чунчурова Раиса Хамзатовна. Работа №351134
Аннотация. Статья посвящена вопросам мотивации студентов к чтению. В ней рассматриваются различные методы и подходы, позволяющие сделать процесс чтения не только увлекательным, но и значимым для развития личности. Автор предлагает ряд практических рекомендаций, как заинтересовать студентов в литературе, учитывая их интересы и особенности возраста. Также рассматривается роль преподавателя в процессе мотивации к чтению, использование современных технологий и медиаресурсов для создания увлекательной и продуктивной образовательной среды.
Ключевые слова: мотивация, чтение, студенты, литература, преподаватель, методы мотивации, медиаресурсы, личностное развитие.
Мотивация студентов к чтению: превращаем процесс
в увлекательное и значимое занятие
Чунчурова Раиса Хамзатовна,
преподаватель русского языка и литературы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ножай-Юртовский государственный техникум»,
Чеченская Республика, с. Ножай-Юрт
Аннотация. Статья посвящена вопросам мотивации студентов к чтению. В ней рассматриваются различные методы и подходы, позволяющие сделать процесс чтения не только увлекательным, но и значимым для развития личности. Автор предлагает ряд практических рекомендаций, как заинтересовать студентов в литературе, учитывая их интересы и особенности возраста. Также рассматривается роль преподавателя в процессе мотивации к чтению, использование современных технологий и медиаресурсов для создания увлекательной и продуктивной образовательной среды.
Ключевые слова: мотивация, чтение, студенты, литература, преподаватель, методы мотивации, медиаресурсы, личностное развитие.
Чтение — это важнейший процесс, который формирует не только языковую и литературную грамотность, но и личностное развитие студентов. Для студентов литература является не только изучаемым предметом, но и возможностью расширить кругозор, лучше понять окружающий мир и глубже осознать собственное место в нем. Однако, несмотря на значимость этого процесса, часто студенты не проявляют интереса к чтению, особенно к произведениям классической литературы. Как же можно изменить ситуацию, как превратить чтение в увлекательное и значимое занятие?
Прежде всего, необходимо понимать, что мотивация к чтению — это не одномоментный процесс, а длительная и многогранная работа. Один из важных факторов, который влияет на мотивацию, — это интерес студентов. Чтобы заинтересовать студентов, преподаватель должен выбрать произведения, которые будут не только образовательными, но и увлекательными для студентов. Это могут быть произведения, отражающие актуальные проблемы общества, темы, которые волнуют молодежь. Например, можно предложить произведения, затрагивающие вопросы социальной справедливости, межличностных отношений или экологии, которые могут вызвать отклик в душе современного студента.
Кроме того, важно учитывать возрастные особенности студентов. Молодежь этого возраста, как правило, активно ищет ответы на вопросы о смысле жизни, своем месте в обществе и о будущем. Поэтому произведения, в которых затронуты подобные темы, будут восприняты ими с большим интересом. Включение в программу произведений, которые затрагивают проблемы самоопределения, дружбы, любви и борьбы с трудностями, может значительно повысить мотивацию к чтению.
Следующий шаг в мотивации студентов — это создание благоприятной атмосферы для чтения. Важным инструментом здесь является преподаватель, который должен быть не только носителем знаний, но и вдохновителем, который может заинтересовать студентов произведениями литературы. Важно, чтобы преподаватель сам был увлечен предметом, чтобы его энтузиазм передавался студентам. Преподаватель, который с воодушевлением рассказывает о произведении, делится своим восприятием героев и событий, способен создать у студентов желание прочитать книгу. Рассказ преподавателя о том, как литература изменяет его взгляд на мир, может стать тем импульсом, который побудит студентов заняться чтением.
Еще один эффективный способ повышения мотивации — это использование современных технологий и медиаресурсов. В наше время цифровизация открывает новые возможности для работы с литературой. Включение видеоматериалов, таких как экранизации произведений, интервью с авторами, видеолекции о литературных эпохах и стилях, помогает студентам увидеть, как произведение может быть интерпретировано в разных формах искусства. Это не только привлекает внимание студентов, но и помогает глубже понять содержание произведений. Преподаватели могут использовать платформы для обсуждения литературы, где студенты смогут делиться своими мыслями, задавать вопросы и находить ответы на них в процессе групповых обсуждений.
Также важным элементом мотивации является организация активной работы с текстом. Студенты, которые пассивно воспринимают информацию, не проявляют заинтересованности в произведении. А вот активное вовлечение в процесс чтения позволяет сделать его более увлекательным и значимым. Это могут быть дискуссии о прочитанном, постановка вопросов и поиск на них ответов, выполнение творческих заданий, таких как создание инсценировок, написание отзывов и эссе. Это способствует не только лучшему усвоению материала, но и развитию критического мышления, что особенно важно для студентов.
Для того чтобы чтение стало увлекательным, необходимо подключать элементы игры и творчества. Например, можно предложить студентам создать собственные интерпретации литературных произведений, представить себя на месте героев и придумать альтернативное развитие событий. Важным моментом является то, чтобы студенты не только читали, но и осознавали, почему произведение важно и как оно связано с их личным опытом и переживаниями. Такие задания помогают не только развить креативное мышление, но и осознать значимость литературы в их жизни.
Интересной формой работы с текстом является проектная деятельность, в рамках которой студенты могут работать над созданием исследовательских и творческих проектов, связанных с литературными произведениями. Это может быть создание тематических презентаций, проведение литературных исследований, работа с первоисточниками. Такое сотрудничество и возможность проявить себя в процессе работы не только активизируют интерес к литературе, но и помогают студентам научиться работать с информацией, а также развивают навыки командной работы.
Таким образом, мотивация студентов к чтению требует комплексного подхода. Важно учитывать интересы студентов, возрастные особенности, создавать благоприятную атмосферу для чтения и вовлекать студентов в активное осмысление прочитанного. Современные технологии и медиаресурсы играют важную роль в мотивации, предлагая новые способы взаимодействия с литературой. В свою очередь, преподаватель должен быть не только учителем, но и наставником, который способен вдохновить студентов на чтение и осознание его значимости для личностного роста. Чтение литературы может стать не только увлекательным процессом, но и важным этапом в развитии молодых людей, их умения мыслить, анализировать и воспринимать мир.
Список литературы
Березина А. В.
М
отивы чтения российских подростков поколения Z // Культура: теория и практика.
2021. №5-6 (44-45).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-chteniya-rossiyskih-podrostkov-pokoleniya-z
Деева
Н. В.
К вопросу повышения мотивации обучающихся к чтению и изучению литературы // Профессиональное образование в России и за рубежом.
2023. №3 (51). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-povysheniya-motivatsii-obuchayuschihsya-k-chteniyu-i-izucheniyu-literatury
Чыонг
Т. З
. Поддержание и повышение мотивации студентов к чтению текстов по специальности / Тхи
Зунг
Чыонг
, Тхи Хонг
Нга
Нгуен. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 203-207. — URL:
https://moluch.ru/archive/451/99535/