Мотивация трудовой деятельности и условий труда преподавателей | Тулинова Юлия Валерьевна. Работа №298643
Автор: Тулинова Юлия Валерьевна
В отечественной психологии мотивация представлена как многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека. По мнению большинства исследователей, мотивация – это динамический процесс, управляющий человеческим поведением и определяющий его активность и направленность действий. Поэтому актуальность проблемы совершенствования системы мотивации педагогических работников не вызывает сомнения, так как от них зависит как востребованность выпускников средних учебных заведений и качество среднего профессионального образования, так и успех реформ, проводимых в сфере образования и качество оказываемых услуг будущими выпускниками .
Мотивация трудовой деятельности и условий труда преподавателей
В отечественной психологии мотивация представлена как многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека. По мнению большинства исследователей, мотивация – это динамический процесс, управляющий человеческим поведением и определяющий его активность и направленность действий. Поэтому актуальность проблемы совершенствования системы мотивации педагогических работников не вызывает сомнения, так как от них зависит как востребованность выпускников средних учебных заведений и качество среднего профессионального образования, так и успех реформ, проводимых в сфере образования и качество оказываемых услуг будущими выпускниками .
По мнению доцента Белгородского государственного национального исследовательского университета В.Н. Чурсиной, исследующей вопросы мотивации и качества работы преподавателя вуза, намного уменьшилось количество сотрудников, отмечающих, что в вузах созданы хорошие условия для профессиональной реализации и плодотворной работы. При этом многие преподаватели считают, что возросла эмоциональная и психическая нагрузка, значительно ухудшился психологический климат, ухудшились отношения с коллегами и руководством, которые не всегда можно назвать благоприятными. И такая тенденция отмечается во многих вузах и сузах страны.
Наиболее актуальной проблемой, выявленной во многих работах, в которых представлены результаты исследований системы мотивации, является зависимость уровня мотивации НПР и качества образовательного процесса. При решении проблем, связанных с условиями работы, образовательным процессом, графиком работы и т.д., станет возможным привлечение компетентных сотрудников в высшие и средние учебные заведения, решение проблем финансирования, возможна разработка передовых образовательных технологий, инновационных программ обучения.
Совершенствование системы мотивации НПР играет определяющую роль в становлении качественного высшего и среднего профессионального образования ещё и потому, что престиж и статус учебного заведения, а также его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг во многом зависят от компетенций выпускников. По нашему мнению, компетентность студентов является основным показателем качества образования, полученного в учебном заведении, как среднего, так и высшего звена.
По мнению профессора Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобрнауки России И.А. Зимней, исследовавшей вопросы ориентации российской системы образования на общекультурное развитие обучающихся, компетентность – это социально-профессиональное качество индивида, которое позволяет ему решать вопросы социального и профессионального характера. Именно компетенции, которые приобретаются студентами во время образовательного процесса, определяют востребованность выпускников на рынке и качество их образования. Основную роль в формировании этих компетенций играют именно преподаватели.
Таким образом, к педагогическим работникам предъявляется целый комплекс требований, необходимых для осуществления педагогической деятельности с целью подготовки компетентных специалистов.
Учитывая тот факт, что современная система образования предъявляет всё более новые требования к педагогическим работникам, а размер заработной платы порой не всегда согласуется с интеллектуальной и трудовой нагрузкой работника сферы образования, не приходится ожидать энтузиазма и от молодых преподавателей, видящих результаты трудовой деятельности старшего поколения.
Поскольку административно-управленческий состав учебного заведения заинтересован в повышении престижности своего образовательного учреждения, привлечении инвестиций и большего количества обучающихся, то встаёт вопрос о необходимости повышения уровня профессионализма НПР и совершенствования управленческих механизмов мотивации.