Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мотивация учебной деятельности на уроках математики | Иванкова Людмила Григорьевна. Работа №344922. Номер работы: №344922

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам мотивации школьников в процессе обучения математике. Рассматриваются причины снижения интереса к математике у учащихся и предлагаются способы повышения мотивации через разнообразные подходы к преподаванию, использование активных методов обучения, внедрение игровых и проектных заданий. Описываются методы создания положительной учебной атмосферы, стимулирующей познавательный интерес и активное участие школьников на уроках математики.

Ключевые слова: мотивация, уроки математики, активные методы обучения, интерес к математике, познавательная деятельность, стимуляция учебной активности, школьники.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Иванкова Людмила Григорьевна, учитель математики

ГБОУ "Комсомольская средняя школа имени Михаила Григорьева" Луганской Народной Республики

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам мотивации школьников в процессе обучения математике. Рассматриваются причины снижения интереса к математике у учащихся и предлагаются способы повышения мотивации через разнообразные подходы к преподаванию, использование активных методов обучения, внедрение игровых и проектных заданий. Описываются методы создания положительной учебной атмосферы, стимулирующей познавательный интерес и активное участие школьников на уроках математики.

Ключевые слова: мотивация, уроки математики, активные методы обучения, интерес к математике, познавательная деятельность, стимуляция учебной активности, школьники.

 

Мотивация — ключевой фактор успешного обучения, особенно в отношении такого предмета, как математика. У многих школьников с течением времени теряется интерес к математике, что может быть вызвано различными причинами: сложностью материала, отсутствием понимания практической ценности предмета или неудачным преподаванием. В условиях возрастающей конкуренции за внимание школьников и многозадачности учителя особое значение приобретает мотивация учеников на уроках. Важно, чтобы учащиеся не только выполняли задания, но и с интересом изучали математические концепции, видели в них смысл и находили способы применения знаний в реальной жизни.

Первый и, пожалуй, самый важный шаг к повышению мотивации на уроках математики — создание учебной среды, в которой ученики чувствуют себя уверенно и комфортно. Многие школьники боятся ошибок и часто воспринимают математику как предмет, где любая ошибка равна неудаче. Учителю важно показать, что ошибки — это часть процесса обучения. Создание атмосферы, в которой ошибки воспринимаются как естественный элемент пути к знаниям, позволяет уменьшить тревожность и мотивировать учеников к активной работе.

Еще одним значимым фактором мотивации является осознание школьниками практической пользы изучаемого материала. Математика часто воспринимается абстрактной наукой, далекой от реальной жизни, особенно если примеры и задачи, которые решаются на уроках, не имеют очевидной связи с повседневностью. Поэтому важно интегрировать в уроки задачи, которые имеют практическое применение и связаны с интересами учащихся. Например, задачи на проценты можно рассматривать через расчеты скидок в магазинах, а геометрические задачи — через примеры из архитектуры или дизайна. Когда школьники видят, что математика помогает решать реальные проблемы, их мотивация к изучению предмета значительно возрастает.

Активные методы обучения также играют важную роль в повышении мотивации школьников на уроках математики. Одним из таких методов является использование игровых элементов в процессе обучения. Игра стимулирует познавательную активность, вызывает эмоциональный отклик и делает процесс обучения более интересным. Математические викторины, конкурсы, головоломки или игры на скорость решения задач могут существенно повысить интерес школьников к предмету, способствуя развитию логического и аналитического мышления.

Еще один эффективный метод — проектная деятельность, позволяющая учащимся работать над реальными задачами и использовать математические методы для их решения. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что стимулирует коллективную работу и развивает навыки взаимодействия. Например, проект по анализу математических данных, связанных с экологией или экономикой, помогает школьникам осознать важность математики в решении глобальных проблем.

Кроме того, значимую роль в мотивации учащихся играют современные технологии. Использование интерактивных досок, компьютерных программ и приложений, таких как математические симуляторы или онлайн-игры, помогает сделать процесс обучения более наглядным и увлекательным. Цифровые ресурсы позволяют ученикам тренироваться в решении задач в интерактивной среде, получать мгновенную обратную связь и видеть свои успехи, что способствует развитию положительного отношения к предмету.

Мотивация на уроках математики также тесно связана с формированием у учащихся внутренней уверенности в своих силах. Учителю важно поддерживать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его способности и темп усвоения материала. Ученики должны понимать, что каждый из них может достичь успеха, даже если изначально у кого-то возникают трудности. Маленькие победы, признание успехов каждого ученика, предоставление дополнительных ресурсов для тех, кто отстает, — всё это повышает мотивацию школьников и способствует их вовлечению в учебный процесс.

Не стоит забывать и о роли позитивного подкрепления. Похвала за достижения, будь то успех в решении сложной задачи или проявленная активность на уроке, стимулирует школьников к новым успехам. Учитель может внедрять систему наград, будь то бонусные баллы за участие в конкурсах или даже просто вербальные поощрения. Важно не забывать, что позитивная мотивация действует гораздо эффективнее, чем наказания за ошибки.

Для повышения мотивации полезно также разнообразить формы работы на уроках. Монотонные занятия, где школьники выполняют однотипные задания, быстро вызывают утомление и потерю интереса. Однако если в течение урока менять виды деятельности — от решения задач у доски до работы в группах или самостоятельной работы с текстами — это помогает поддерживать внимание учащихся. Математические задачи, требующие логического рассуждения, задачи с творческими элементами или задачи на смекалку — всё это позволяет развивать у школьников нестандартное мышление и поддерживать их интерес.

Еще один важный аспект мотивации — это участие родителей в процессе обучения. Учителю важно донести до родителей значимость математической грамотности и привлечь их к поддержке детей в изучении математики. Совместные математические игры дома, помощь в выполнении домашних заданий, обсуждение успешности — всё это укрепляет мотивацию школьников, так как дети чувствуют заинтересованность своих близких в их успехах.

Таким образом, мотивация учебной деятельности на уроках математики — это многогранный процесс, требующий внимательного подхода и гибкости со стороны учителя. Важно создавать условия, при которых каждый ученик чувствует себя уверенно, видит практическую ценность изучаемого материала и получает удовольствие от процесса обучения. Использование активных методов, игровых и проектных заданий, технологий и разнообразных форм работы, поддержка и признание успехов каждого ученика — всё это способствует созданию мотивирующей среды, в которой школьники готовы не только усваивать новые знания, но и развивать свои математические способности.

 

Список литературы

 

Калинина И.В. Мотивация учебной деятельности на уроках математики // Проблемы науки. 2017. №8 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-na-urokah-matematiki (дата обращения: 24.09.2024).

Новикова И.Ю. Роль мотивации в обучении математике // Современные подходы к обучению математике: сборник научно-методических трудов /

Под ред. Э.Р. Дроздовой. – Комсомольск-на-Амуре:

АмГПГУ

, 2021. – С. 41-44.

Робочинская

, А. Я. Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах / А. Я.

Робочинская

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 249-250. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49467/ (дата обращения: 24.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×