Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мотивация ученика к обучению в условиях зависимости от гаджетов | Мацугина Елена Васильевна. Работа №345792

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к мотивации учеников в условиях возрастающей зависимости от гаджетов и цифровых технологий. Авторы акцентируют внимание на необходимости создания условий для формирования внутренней мотивации учащихся, исходя из актуальных тенденций и изменений в образовательной среде. Предложены практические рекомендации для учителей, направленные на интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс с целью повышения интереса к обучению. Также рассматриваются психологические аспекты влияния гаджетов на учебную мотивацию и возможные способы преодоления негативных последствий чрезмерного использования технологий.

Ключевые слова: мотивация учащихся, зависимость от гаджетов, цифровые технологии в обучении, внутренняя мотивация, педагогические подходы.

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИКА К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ

 

Мацугина Елена Васильевна, учитель МКОУ «Лосевская СОШ» Павловского муниципального района

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к мотивации учеников в условиях возрастающей зависимости от гаджетов и цифровых технологий. Авторы акцентируют внимание на необходимости создания условий для формирования внутренней мотивации учащихся, исходя из актуальных тенденций и изменений в образовательной среде. Предложены практические рекомендации для учителей, направленные на интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс с целью повышения интереса к обучению. Также рассматриваются психологические аспекты влияния гаджетов на учебную мотивацию и возможные способы преодоления негативных последствий чрезмерного использования технологий.

Ключевые слова: мотивация учащихся, зависимость от гаджетов, цифровые технологии в обучении, внутренняя мотивация, педагогические подходы.

 

В современном мире зависимость от гаджетов стала одной из ключевых проблем среди молодежи. Влияние цифровых устройств проникает в различные аспекты жизни, и образование не является исключением. Гаджеты и интернет-технологии предоставляют учащимся огромное количество возможностей для доступа к информации, однако часто они также становятся источником отвлечения внимания, что негативно сказывается на учебной мотивации.

Проблема мотивации учеников к обучению в условиях цифровизации и зависимости от гаджетов актуальна не только для учеников, но и для педагогов. Учителя сталкиваются с новыми вызовами, среди которых главные — удержание интереса к предмету и развитие навыков критического мышления у учащихся, часто предпочитающих цифровые развлечения учебному процессу.

Зависимость от гаджетов является разновидностью поведенческой зависимости, при которой человек испытывает постоянное желание взаимодействовать с цифровыми устройствами (смартфонами, планшетами, компьютерами). Среди подростков эта зависимость проявляется особенно сильно из-за их потребности в социальном признании, возможности общения в социальных сетях и погружения в виртуальные игры.

Исследования показывают, что постоянное использование гаджетов изменяет мозговую активность, снижает способность к концентрации внимания и вызывает ощущение «немедленного вознаграждения», что ведет к снижению способности к длительной целенаправленной деятельности, такой как учеба.

Зависимость от гаджетов существенно изменяет восприятие учебного процесса. Учащиеся все чаще испытывают трудности с вовлеченностью в занятия, требующие концентрации и усидчивости. Психологи отмечают, что информационные технологии дают учащимся быстрое удовлетворение потребности в новой информации, что делает традиционные методы обучения (лекции, чтение книг, выполнение упражнений) менее привлекательными.

С одной стороны, гаджеты могут быть мощным инструментом для обучения. Они предоставляют доступ к огромным информационным ресурсам и позволяют сделать процесс обучения более интерактивным. С другой стороны, чрезмерное использование цифровых технологий может подавлять внутреннюю мотивацию и приводить к привыканию к «легким» способам получения информации.

Один из ключевых путей повышения мотивации — это превращение учебного процесса в источник удовольствия и интереса для учащихся. Важно, чтобы учителя подбирали такие методы обучения, которые вызывали бы у детей чувство любопытства, интерес к исследованию и самопознанию.

Использование игр, проектов, работы в группах, а также интеграция цифровых ресурсов в обучение может помочь учителю найти баланс между традиционными методами и новыми подходами. Например, можно использовать онлайн-игры и приложения для обучения, которые задействуют элементы геймификации.

Один из эффективных методов работы с гаджетами — их правильная интеграция в учебный процесс. Учителя могут использовать планшеты и смартфоны как инструменты для активного обучения. Например, задания по созданию презентаций, участие в онлайн-опросах и викторинах, использование приложений для изучения иностранных языков, математики или других предметов.

Такие подходы помогают переключить внимание учеников с развлекательных функций гаджетов на учебные, создавая положительное подкрепление для процесса обучения.

Значимую роль в повышении учебной мотивации играет развитие у учащихся навыков самоконтроля и саморегуляции. Важно обучать детей управлять своим временем и вниманием, распределять задачи и планировать учебный процесс. В условиях постоянного использования гаджетов этот навык становится особенно актуальным.

Учителя могут использовать специальные программы и приложения для тайм-менеджмента, которые помогут учащимся отслеживать свое время и продуктивность, а также развивать навыки постановки целей и их достижения.

Для того чтобы ученики чувствовали мотивацию к обучению, важно создать такую образовательную среду, которая бы стимулировала их к активному участию в учебном процессе. Это может включать:

- использование проектных методов обучения, когда ученики создают продукт своей деятельности (презентацию, исследование, статью) с использованием гаджетов;

- внедрение элементов конкуренции и сотрудничества через цифровые платформы и онлайн-игры;

- предоставление ученикам возможностей для самовыражения и творчества через цифровые технологии.

Учителя также должны уделять внимание психологической поддержке учащихся, особенно тех, кто испытывает сложности с концентрацией внимания и мотивацией из-за чрезмерного использования гаджетов. Важно не только отслеживать успеваемость, но и предлагать ученикам возможности для саморефлексии и обсуждения своих трудностей с мотивацией.

Существуют успешные примеры образовательных проектов, которые эффективно сочетают гаджеты и обучение. Например, программы по программированию, робототехнике, курсы по созданию видеоконтента и графики позволяют ученикам использовать гаджеты для создания реальных проектов, что повышает их интерес к учебе.

В заключение можно отметить, что зависимость от гаджетов — это одна из новых вызовов для системы образования. Однако при грамотной интеграции цифровых технологий в учебный процесс, учителя могут использовать гаджеты как эффективный инструмент для повышения мотивации учащихся. Важно создать образовательную среду, в которой цифровые устройства будут способствовать развитию критического мышления, творческих навыков и внутренней мотивации.

 

Список литературы

 

1.Бакшаева, Н. А. Психология мотивации: учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Гайнуллин Р.Р. Роль гаджетов в современном образовании // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» — Москва, 2023.

 

3.Маркеева, А. А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А. А. Маркеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 1-4.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×