"Мой город над Вяткой-рекой" Внеурочное занятие | Корепанова Светлана Алексеевна. Работа №333122
В современном образовании детей сейчас большое внимание уделяется работе по формированиию духовно - нравственной культуры, универсальных учебных действий, воспитанию культуры поведения обучающихся, воспитанию чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.Все это благополучно можно осуществить через программы внеурочной деятельности. Вовлечение учащихся в игру позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности,
ККонспект занятия по внеурочной деятельности.
Тема: Родной край. (к юбилею города Кирова)
Цели: 1. Познакомить с историей, знаменитостями, ремёслами Кировской области.
2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою малую родину.
3. Формировать познавательный интерес к краеведению, развивать внимание, мышление, память учащихся.
Ход занятия.
1. Орг.момент. Проверка готовности к занятию в группах детей. (4 группы)
2. Мобилизующий этап. Вывод темы и целей занятия.
* Разминка. Решите задачи устно.
а) В городе Кирове 12 музеев, а центральных библиотек на6 меньше. Сколько центральных библиотек в нашем городе? (6 – ЧИСЛО НА ДОСКУ.)
б) Город Киров расположен на 7 холмах. Из них 3 холма достаточно крутые, а остальные пологие. Сколько пологих холмов в нашем городе? (4 –НА ДОСКУ)
в) В городе Кирове 2 оврага, 4 речки, а гор на 6 меньше, чем оврагов и речек вместе взятых. Сколько гор в нашем городе? (0 – НА ДОСКУ)
640
- Вспомните, о чём шла речь в задачах, посмотрите на число и попробуйте определить тему нашего занятия.( о городе Кирове – ему исполнится 640 лет 12 июня)
-Речь пойдёт о нашей малой родине – городе Кирове, Кировской области, о нашем крае.
ТЕМА: Родной край.
ЦЕЛИ: 1)Узнать новое о_________ _________. (родном крае)
2) Познакомиться с историей, знаменитостями ______ _______.(родного края)
3.Работа над темой. Путешествие по станциям.
- Сегодня мыс вами отправимся в необычное путешествие, в ходе которого вы узнаете, чем же знаменит наш край.
I) -Начинаем наше путешествие на необычном виде транспорта – лодках-ушкуях.
-Слово 1 группе ребят.
Один ученик из группы показывает картинку с изображением лодки и рассказывает стих.
«Как нам гласят преданья и былины,
Сюда из древней северной земли
По дикой Вятке на ладьях старинных
Умельцы - люди русские пришли.
Там, где царил лесной покой,
Вдруг русский город вырос над рекой».
- Мы прибыли на станцию «ИСТОРИЧЕСКУЮ».
Рассказ учителя, показ слайдов.
В древние времена на берегах Вятки не было ни сел, ни деревень, а шумел густой непроходимый бор. В лесной чаще водилось много диких зверей и птиц. Крутые обрывистые берега реки служили надежной защитой от врагов. Поэтому первые жители края селились по берегам реки. Древние люди занимались земледелием, охотой . Летом 1374 года Новгородские ушкуйники плыли на Волгу. Они должны были разведать богатые земли и леса, наладить торговлю с местными жителями. Увидели поселение вятчан и остались в нем. Из небольшого поселка вырос город.
Возлагая цветы к Вечному огню, можете и не знать о том, что именно здесь, на высоком берегу реки Вятки, над обрывом, и был расположен кремль нашего древнего города. Место это было выбрано не случайно, оно являлось хорошим наблюдательным пунктом. Кремль стоял на берегу реки Хлыновицы и назывался Хлынов. Он был обнесен деревянной стеной с восьмью башнями. В течении всей своей истории город менял своё имя.
-Какие вы знаете названия нашего города? (Вятка-Хлынов-Вятка-Киров)
-Название Киров наш город получил в честь нашего земляка, революционера, государственного руководителя Сергея Мироновича Кирова.
Современный город Киров разросся, стал большим, раскинулся на 7 холмах. В нашем городе более тысячи улиц и площадей.
-Как называется главная площадь города? (Театральная) –
- Самая большая улица города?(Октябрьский проспект)
- Герб остался исторический.( обозначение)
Вопросы:
1.Как назывались лодки, на которых прибыли новгородцы по реке Вятке?
2. В какой части нашего города был расположен Кремль
II) – Продолжаем наше путешествие на необычном транспорте – самобеглой коляске.
-Слово 2 группе ребят. Один ученик показывает картинку с изображением самоходной коляски.
-Такую «самобеглую коляску» изобрёл вятский умелец-изобретатель из Яранска Леонтий Шамшуренков. Это был своеобразный «прадедушка» автомобиля, впервые механизм ездил без лошади.
- Наш край славится многими знаменитыми земляками: изобретателями, учёными, писателями, художниками.
Стих ученика.
«В мире их известно имя,
Славься предками своими.
Васнецовы и Чайковский,
Конев, Грин и Циолковский».
Мы прибыли на станцию «НАШИ ЗНАМЕНИТОСТИ»
- Давайте проверим, а знаете ли вы своих известных земляков?
Работа в команде. (соедини линией фамилию и род деятельности)
Совместная проверка в командах. (+,-)
Рассказ 4 детей и учителя о знаменитых земляках (2-3 предложения), показ слайдов- портретов.
Вывод: Для многих талантливых и знаменитых людей является родиной наш край, Кировская область.
III) Недаром из глубокой старины к нам пришла пословица. «Соберите» глазками в классе пословицу.
«Вятские ребята – хватские» (хватские – это значит сообразительные, умелые.)
- А сейчас проверим, какие вы хватские и сыграем на станции ИГРОВОЙ в старинную вятскую игру «Горшок каши»
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот-
Открывай пошире рот. ( хлопки, присядка, покружились)
IV) Продолжаем наше путешествие и выбираем для путешествия на этот раз самолёт, чтобы рассмотреть нашу область с высоты.
- Рассмотрите карту на слайде. Перед вами карта Кировской области. А наш город Киров – областной центр. Наша Кировская область большая. Границы области протянулись на 3500км. Именно самолёт нам потребуется, чтобы облететь всю область. И придётся лететь 14 часов!!!
- На самолёте мы прибываем на станцию МАСТЕРОВУЮ.
Стих ученика.
«Вятские умельцы-руки золотые:
Кружева, матрёшки, кони расписные»
Рассказ учителя и показ слайдов о ремёслах Кировской области.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА – стихотворение В. Быкова
«Киров, я люблю твои игрушки,
Делают их девушки – подружки,
Делают их бабушки – старушки
С красотой и выдумкой по-русски.
Дымковскую радугу цветов
Всю я жизнь разглядывать готов!»
Задание: Собрать командой пазлы – дымковскую игрушку, свистульку.
V) А сейчас продолжим наше путешествие, но уже ….на ракете!
Слово 4 группе ребят. Один ученик показывает картинку с изображением ракеты.
Стих ученика.
«Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт.
Если выполним заданья,
То пройдём все испытанья».
- На ракете мы прибываем на станцию КОСМИЧЕСКУЮ
- Подумайте, как связан наш край с космосом?
Показ слайдов, пояснения учителя.
К.Э.Циолковский – известный учёный, основоположник космонавтики. Один из первых сделал расчёты и доказал, что человек сможет полететь в космос. Циолковский жил, учился и трудился над своими работами в нашем городе. Его именем назван музей космонавтики в нашем городе.
Виктор Савиных- сотый космонавт планеты
Александр Серебров – космонавт №110. Герой…… Учился в нашей школе №14 г. Кирова. И, возможно, сидел за этой же партой, что и вы.
4. Итог занятия.
А сейчас перейдём к космическим испытаниям. Подведём итог. Перед вами ракета с кроссвордом. Выполнив правильно кроссворд командой, вы успешно пройдёте станцию «Космическую»
Выполнение кроссворда, совместная проверка.
5. Рефлексия.
-Мы закончили наше путешествие, много узнали нового о родном крае .Нашим краем мы можем гордиться. 12 июня мы отмечаем юбилей -640 лет городу Кирову. У нас в городе пройдут праздничные мероприятия.
В Александровском саду вы можете побывать на Вятской свистунье, а 14 июня с набережной Грина вы сможете наблюдать как по реке Вятке к берегу приплывут лодки-ушкуи, из них высадятся люди в старинных одеждах и разыграют театрализованное представление «Основание города». Праздничные мероприятия закончатся салютом. Мы сейчас запустим запустим шарики в честь дня города. Поделитесь своим настроением. Выберите шарик соответствующий вашего настроению.
- Посмотрите какой красивый у нас получился салют из шариков. Вы , ребята, сегодня были молодцы. Я вас всех угощаю нашими кировскими конфетами.