Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мой путь к наставничеству дорога из детства | Сергиевская Марина Сергеевна. Работа №353868

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвещается молодым специалистам, которые мечтают стать наставниками. О том, что пригодится начинающим педагогам в наставничестве, о том какое бывает наставничество теоритечески и практически. О методах работы с наставляемыми. Все это вы сможете узнать из этой статьи. Подробно описано реверсивное наставничество.

Мой путь к наставничеству

В любом коллективе и в любой организации существует потребность передачи опыта от опытного сотрудника к молодому специалисту. Иногда ситуация бывает обратной молодой специалист может научить новым навыкам опытных коллег, так как наш мир стремительно развивается. И тут безусловно возникает проблема одни не хотят быть наставниками, а другие не могут в силу эмоциональных причин, а третьих даже не просят в силу их малого опыта. Таким образом, наставничество испытывает дефицит кадров.

Так кто же может стать наставником? У кого есть к этому предрасположенность? Ответы могут быть разными. А в этой статье, я хотела бы рассказать вам, как я оказалась в педагогическом обществе и стала наставником. А дело в том, что все начиналось в далеком детстве. Моя любимая бабушка оказала на меня большое влияние…  Она всегда была очень элегантной, радостной, энергичной. Каждая минута ее жизни была наполнена полезной деятельностью. Бабушка все преобразовывала вокруг себя, чем бы ни занималась, какие бы цели ни ставила – все реализовывалось, непременно воплощалось в жизнь, радовало результатом. Я видела, как в День учителя её дом наполнялся цветами и подарками, как радостно здоровались с ней ученики. По словам Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...» Такой была моя бабушка, Древаль Тамара Петровна.   Я видела, как бабушка старательно проверяет тетрадки, и мне тоже этого хотелось. В ту пору я частенько играла в учителя. Однажды привела меня бабушка в школу, а там, в большой рекреации на втором этаже, стояла высокая живая елка. Запах хвои Все так красиво! И даже дед Мороз под елкой был! Я рассказала ему стихотворение, и он вручил мне подарок. Это были не конфеты и не игрушки, а книга Яна Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие», которую я храню до сих пор.  Через всю мою школьную жизнь бабушка вела меня за руку, учила читать, считать, рисовать и трудиться, не щадя своего времени. Изо дня в день дарила своё тепло и заботу.  Она помогала преодолевать все сложности, возникающие у меня.   Безусловно, посаженные ею семена - любовь, забота, наставления - дали свои плоды. Весь образ ее жизни отразился в моем подсознании. Это один из самых сложных методов воспитания - воспитание своим примером.   Теперь ее путь продолжаю я. Дети радостно бегут ко мне на встречу. Я по-доброму их встречаю. Ведь я сейчас работаю воспитателем группы продленного дня. В этом мое призвание. Я благодарна судьбе, что в моей жизни был такой наставник.

Наработанный мною опыт, методическая база, умения и знания хотелось бы преумножать и реализовывать на благо образовательного и воспитательного процесса наших ребят. Год за годом я собирала свои креативные идеи в «большой чемоданчик» и вот наступило время, когда я готова все свои наработки передать в руки молодых специалистов, чтобы они стартовали не с нуля, чтобы им было комфортно в нашем педагогическом коллективе, в своей должности, чтобы они смогли получать удовольствие от своей работы прямо здесь и сейчас. Должна отметить, что мне очень повезло с руководством. И когда в администрации стало известно, что я хочу быть наставником, то безусловно меня поддержали в этом моем горячем желании. И таким образом, я оказалась в программе «Наставничества». Теперь меня ждали практические будни. Реальность часто преподносит нам сюрпризы. И оказалось, что наставничество не такой уж легкий труд как я думала. Я человек ответственный, во всем люблю порядок, поэтому и в этом деле пришлось тщательно разобраться и проработать все сложные моменты. Вам конечно же интересно с какими сложностями может столкнуться начинающий наставник?! Обо всем по порядку. Первое, что потребуется от наставника это изучить все нормативные документы, а на это нужно время. Да, да наставничество регулярно требует самоотдачи и вашего времени! Далее все полученные документы, бланки нужно будет адаптировать, ведь вам предложат только базовый вариант. И вот когда вы преодолели ознакомительный этап можно знакомиться с наставляемым сотрудником. Вот тут то и нужны знания психологии и эмоционального интеллекта! А как же, ведь наставнику нужно уметь быть гибким, тактичным и вместе с тем добиваться поставленных целей. Могу сразу предупредить, что работа с людьми всегда требует особого подхода. Наставник должен обладать устойчивой психикой, уметь преодолевать преграды на своем пути. Быть стойким к различным ситуациям, которые могут возникнуть. Не всегда может идти все гладко, все так как вы запланировали. Так или иначе - не надо сдаваться! Помните, что это именно у вас есть опыт, которым вы можете поделиться, что именно вас одобрили в наставники, так что вы объективно находитесь на своем месте! Будет ли наставляемый перенимать опыт или нет, зависит не только от вас! Очень сложно взрослому человеку, который уверен, что он все может быть наставляемым. Не все готовы исполнять ваши рекомендации. В этой ситуации довольно сложной, ваша задача раз за разом искать разные методы, чтобы помочь такому человеку адаптироваться и развиваться в нужном направлении. И здесь возможно два варианта событий. Либо наставляемый пытается следовать вашим инструкциям и набирается опыта учась у вас, либо пытается сам дойти до всего необходимого методом проб и ошибок. Даже если ситуация обернется в негативную сторону, вы можете быть уверены, что сделали все четко и правильно, просто наставляемый не готов в данный момент к сотрудничеству. А давайте представим ситуацию, вас не слышат, исполняют советы в долгосрочном периоде, нет обратной связи, как вы себя будите вести? Злиться, жаловаться, требовать строже, пускать все на самотек? Нет, не имеете права! Вы же профессионал, а это значит, что вы пойдете другим путем! А именно, можно пройти курсы по «Наставничеству» и перенять опыт других наставников в этой сфере и тогда будет легче преодолевать трудности возникающие при реализации программы «Наставничества». В этой статье чуть ниже приведу примеры того какое бывает наставничество и какой подход можно применять к коллегам, чтобы подготовить их к роли наставляемых. Сначала напишу вам о стилях взаимодействия.

В зависимости от уровня подготовки нового сотрудника и сложности задачи наставник выбирает стиль взаимодействия с ним.

Стиль 1. Инструктаж.

Это стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия.

При этом он не объясняет, почему необходимо делать именно так, а не иначе - у наставника есть готовый правильный ответ.

Минусы этого метода: часто слепое следование инструкциям приводит к результату, противоположному желаемому.

Стиль 2. Объяснение.

Это стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям.

У него есть объяснение того, какой алгоритм работы правилен и почему. Осознанность и обоснованность действий наставника и сопровождаемого гарантируют наставнику успех.

Стиль 3. Развитие.

Это стиль, при котором наставник просто ставит перед сопровождаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать.

Алгоритм деятельности вырабатывается совместно. При необходимости он корректируется.

Это стиль способствует еще более осознанным и обоснованным действиям наставника и сопровождаемого1.

Оказывается, наставничество бывает совершенно разным. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми его видами:

Индивидуальное

2

. Наставник работает с одним или несколькими подопечными, помогая им освоить необходимые для работы навыки. 

Групповое

2

. Один наставник работает с целой группой сотрудников, перед которыми стоят общие цели. Такая форма работы способствует коллективному обучению, обмену опытом между участниками группы и созданию благоприятной атмосферы в коллективе. 

Виртуальное (дистанционное)

3

. Дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий. 

Краткосрочное, или целеполагающее

3

. Наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определённые краткосрочные результаты. 

Реверсивное

3

. Вид наставничества, при котором профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, цифровизации. 

Ситуационное

3

. Наставник оказывает помощь или консультацию наставляемому, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. 

Скоростное консультационное

3

. Предполагает однократную встречу наставника (наставников) с наставником более высокого уровня с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединёнными общими проблемами и интересами, или обмена опытом. 

Традиционное

 («один на один»). Это вид наставничества, предполагающий взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени. 

Хочу отметить, что ваша организация вполне может нуждаться не только в индивидуальном виде наставничества, но и иметь дополнительно потребность в групповом или реверсивном наставничестве. Однако, как показывает практика выбирают одно из возможных направлений и с ним работают. Поэтому, бывает так, что официально вы занимаетесь индивидуальным наставничеством, а например другой сотрудник неофициально занимается групповым наставничеством. Возможны разные варианты.

Более подробно расскажу о реверсивном наставничестве. Традиционно корпоративным обучением и наставничеством занимаются наиболее опытные специалисты. Но в реверсивной, или обратной, модели всё наоборот — начинающий сотрудник (как правило, молодой) выступает в роли наставника более опытного коллеги, который по служебной лестнице находится выше него, и помогает ему развить новые компетенции. Словом, с точки зрения субординации это передача опыта не сверху вниз, а снизу вверх. Зачем это нужно? Как в любом наставничестве, это приносит пользу обеим сторонам, но главное — подспудно помогает выстроить в компании более дружелюбную и открытую среду, а также решить некоторые административные проблемы. Происходит это как раз благодаря тому, что руководители начинают смотреть на ситуацию глазами младшего персонала и замечать проблемы, которых раньше не видели4. На практике такое наставничество организуют далеко не все организации по понятным причинам. В реальности есть запросы на такое наставничество. Конечно же их игнорировать не стоит! Раз вы в одном коллективе, то работаете на одно общее дело, кроме того, важен и климат, и рабочая атмосфера, в которой вам пребывать. Поэтому, отнеситесь с понимание и окажите негласно это реверсивное наставничество. Таким образом у вас сложатся дружелюбные, доверительные отношения в коллективе.

В завершении можно подытожить, что одного желания быть наставником очень мало. Отнестись к такому делу нужно очень ответственно и подготовиться заранее. Первое, что нужно — это набраться трудового опыта. Далее пройти краткосрочные курсы по психологии или конфликтологии, пройти курсы по наставничеству. И конечно же нужно, что бы вас поддерживали более опытные сотрудники, которые в случае неожиданно возникших у вас затруднений придут к вам на помощь.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Центр ДПО «Луч знаний»

2 https://edutoria.ru/blog/post/nastavnichestvo-kak-metod-obucheniya-sotrudnikov-kakie-tseli-i-zadachi-reshaet (Сбер аудитория)

3 https://660001391.xn--e1agmmh.xn--p1ai/upload/7100/files/36/9e/369e63aeb5da4f9556928b7469005457.pdf (660001391.есимп.рф)

4 https://skillbox.ru/media/corptrain/reversivnoe-nastavnichestvo-kak-mladshie-spetsialisty-uchat-starshikh/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×