Мозжечковая стимуляция - что это такое? Как работает? Применение метода в работе дефектолога | Мой кабинет. Работа №343384
Цель мозжечковой стимуляции – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие.
Мозжечковая стимуляция – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка.
Мозжечковая стимуляция в работе дефектолога и логопеда.
Мозжечковая стимуляция – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка.
Для чего нужна мозжечковая стимуляция?
Цель мозжечковой стимуляции – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие.
Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются), укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.
Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности.
Речь – процесс очень сложный, в реализации которого участвуют все отделы мозга. Если где-то нарушено взаимодействие или одна из функций, ребенок не говорит или говорит плохо.
Что замечают родители?
Родителям кажется, что ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, и они связывают это с его физическим состоянием или индивидуальными особенностями. Причина таких особенностей – в нарушении работы ствола мозга и мозжечка.
Эти же причины, в том числе, лежат в основе задержки речевого и психического развития, заболеваний аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушений поведения и внимания, СДВГ.
Чаще всего родители приходит с жалобами, что ребенок плохо учится, не усваивает материал, не может сосредоточиться и часто отвлекается дома, на уроках и внеучебных занятиях. Он в этом не виноват, как и не виноваты родители. Мозжечковая стимуляция совместно с занятиями с дефектологом или логопедом позволяет нормализовать функции мозжечка, развить межполушарные связи и увеличить пластичность мозга.
Кому показана процедура мозжечковой стимуляции?
• Нарушения внимания
• Гиперактивность
• Поведенческие расстройства
• Нарушение осанки
• Нарушения работы вестибулярного аппарата
• Проблемы с обучением
• Нарушения устной и письменной речи
• Нарушения координации движений и моторной неловкости
• Дисграфия
• Дислексия
• Диспраксия
• Нарушения аутического спектра
• ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
• Головокружения.
Как работает мозжечковая стимуляция?
Мозжечок содержит в себе самое большое количество нервных клеток, нежели любая другая часть мозга. Помимо равновесия, координации движений и глаз, мозжечок отвечает за когнитивные и эмоциональные функции человека.
Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать с него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом.
«Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы, поэтому дефектолог и логопед на занятиях могут использовать ее в своей работе.
В работе по «мозжечковой стимуляции» возможно использование различного оборудования, такого как: доска Бильгоу («Learning Breaktrough Ki» (Баламетрикс, Сибирский борд, тренажер BOSU, различные батуты, гамаки, фитболы, качели и др.
Доска Бильгоу («Learning Breaktrough Kit» (Баламетрикс) основное оборудование, используемое в работе дефектологов и логопедов в технологии «мозжечковой стимуляции» у детей старшего дошкольного и школьного возраста, в этом помогает методическое пособие программы обучения на тренажёре Баламетрикс. Она содержит апробированные рекомендации по упражнениям: лазание и сползание с доски с разных сторон, повороты туловища, наклоны, движения руками («плавание», «вращение», движения головой, перекидывание мешочка из руки в руку, подкидывание вверх и ловля мешочка (1-2 руками, кидание взрослому и ловля мешочка (1-2 руками, перебрасывание 2 мешочками одновременно, кидание в мишени на полу и на стене мешочка, отбивание мячика, подвешенного к потолку (руками, плашкой, бросание и ловля мяча и другие упражнения.
Помимо самой балансировочной доски Бильгоу для работы логопеда и дефектолога необходимо к потолку привесить мяч маятник на веревке, длину которой возможно менять в зависимости от роста ребенка. Иметь комплект утяжеленных мешочков с природными наполнителями, кинезио мячи разного размера, палку для визуального контроля, стойку, для сбивания предметов с нее, напольную подставку щит с информацией прикрепленной сверху, в зависимости от решаемых задач. Данное оборудование позволит отработать практический материал в сочетании с динамическими упражнениями, что значительно ускорит коррекционный процесс.
Согласно концепции Л. С. Выготского развитие необходимо осуществлять в соответствии с учетом зоны ближайшего развития и только в совместной деятельности с взрослым. Указанное условие хорошо реализуется в технологии «мозжечковой стимуляции» на доске Бильгоу.
Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период и развитие сенсомоторных координаций имеет важное значение для реализации психической деятельности, технологию «мозжечковой стимуляции» необходимо начинать с самого раннего возраста, и работа с детьми в данном направлении должна быть системной. Стимулируя работу мозжечка мы активизируем работу всех зон коры головного мозга, отвечающих за высшие психические функции (память, речь, восприятие, мышление, внимание, воля, внутренние чувства и эмоции). Описанная технология маленький, но важный этап в коррекционной работе дефектологов и логопедов с учетом нейропсихологического подхода.