Мужчина и женщина в современном обществе | Нарыкова Наталия Юрьевна. Работа №306801
Статья поднимает вопрос о роли мужчины и женщины в современной жизни, приводит к размышлению о том, как должно осуществляться гендерное воспитание, что должно быть взято за основу. Всего 100 лет назад было легко понять распределение ролей в семье, так как это подкреплялось разницей функций. Мужчина ,физически сильный и выносливый, был добытчик. Женщина отвечала за эмоциональную жизнь и ведение домашнего хозяйства. Универсальность действий мужчин и женщин в современном обществе усложняет понимание целей брака и распределение мужских и женских ролей. Статья призывает поразмышлять о необходимости новых подходов в гендерном воспитании, где с одной стороны, нужно жить в ногу со временем, с другой - чтить традиции и учитывать половую принадлежность.
Мужчина и женщина в современном обществе.
Все чаще молодые юноши и девушки задаются вопросом о роли женщины и мужчины в современном обществе, в семье. Должна ли женщина реализоваться только в семье, или она может с успехом делать карьеру? Что делать мужчине, если женщина более успешна и больше зарабатывает? Как построить в семье гармоничные отношения?
Идея противоположности мужского и женского начала встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Но несходство мужчин и женщин определятся не только отличиями на физиологическом уровне. Эти различия имеют еще и социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине.
Гендерная психология – раздел психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.
Гендер (социальный пол) – смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, способа мышления, ролей и отношений мужчин и женщин, приобретённых ими в процессе социализации. Это социально формируемые особенности мужественности и женственности
Биологический пол — это физиологические различия между мужчинами и женщинами, данные им при рождении.
Поскольку гендер — социальное понятие, то нормы, связанные с этим понятием, могут меняться не только от общества к обществу, но и трансформироваться в рамках одного и того же общества или государства.
Например, до 1917 года женщины в Российской империи были почти вычеркнуты из социальной жизни. За редким исключением их уделом была семья и дом. Именно так женщину и воспринимали — как человека, предназначенного для ведения домашнего хозяйства, рождения и воспитания детей. Но после 1917 года отношение к женщинам изменилось. Молодое государство нуждалось в рабочих и социально активных гражданах, поэтому женщины получили возможность вступать в большевистскую партию и работать, например, на фабриках. От женщин стали ожидать, что они будут не только матерями и хранительницами очага, но и производственными единицами с четко закрепленными социальными обязанностями
Всего 100 лет назад было легко понять распределение ролей в семье, так как это подкреплялось разницей функций. Мужчина, физически сильный и выносливый, – это добытчик. Женщина создана самой природой для рождения и воспитания детей, психологически более стабильна и терпима, более гибкая, отвечала за эмоциональную жизнь и вела домашнее хозяйство. Другими словами, мужчина в семье обеспечивал материальную стабильность, а женщина - эмоциональную.
Универсальность действий мужчин и женщин в современном обществе усложнила понимание целей брака и распределение мужских и женских ролей.
Когда – то гендерное воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание девочек ложилась на мать, а за сыновей – на отца. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
Изменения, которые в настоящий момент бурно захлестнули современное общество, ломают тысячелетние гендерные стереотипы.
Современная наука называет несколько причин этого явления.
1.Генетические мутации и гормональные сбои.
2.Неправильное воспитание. Современным мальчишкам негде перенять поведение мужчин, т.к. многие воспитываются в неполных семьях. В школах, ВУЗах преподаватели в большинстве своём тоже женщины. Неадекватное поведение женщины может сформироваться, если девочка растёт в неблагоприятных условиях, где приходиться буквально сражаться с бытовыми трудностями, принимать волевые решения.
3.Вооружённые конфликты, напряжённая политическая обстановка. Когда воины заняты своими важными делами, роль мужчины берёт на себя сильная женщина.
4. Изменения сферы производства и рынка труда. Инновационная техника и новые технологии не нуждаются в применении грубой мужской силы. И, наоборот, интуиция, внимания к деталям делают из женщины хорошего управленца. Мы можем наблюдать женщин-руководителей и женщин -политиков. В то же время мужчины осваивают профессии, связанные с эмоциональным интеллектом, которые ранее были в большей степени прерогативой женщин.
5. Изменение качества жизни. В современном обществе перед людьми не стоит задача физического выживания. Женщины больше не стирают бельё на речке. Мужчинам нет необходимости часами выслеживать мамонта.
Таким образом, мы живём с вами в эпоху рождения новых подходов в гендерной психологии.
Меняются времена, меняются общественные устои, меняются стереотипы, а значит, меняются правила жизни. Но остаются традиции, в том числе семейные традиции: а это — уважение и любовь, почтительное отношение к старшим, совместное воспитание детей, передача им жизненного опыта, нравственных основ и правил.