Мультфильмы в воспитательной и образовательной работе с детьми | Рудакова Олеся Петровна. Работа №282322
Автор: Рудакова Олеся Петровна
В статье сравниваются современные мультфильмы с советскими и рассказывается о том, как эти мультфильмы влияют на развитие и воспитание детей. Также есть рекомендации для родителей и педагогов о совместном просмотре мультфильмов. В статье вы узнаете, как их нужно смотреть, что нужно обсудить после просмотра. Какие мультфильмы лучше смотреть, а какие с осторожностью, а какие вообще не рекомендовано для просмотра детьми. Эта статья будет полезна как для родителей, так и для педагогов, т.к. правильно подобранные мультфильмы являются мощным воспитательным инструментом.
Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Одни из первых и важных представителей медиа-пространства – мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и не целенаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиями. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
расширяют
представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
показывают
примеры поведения, что способствует социализации поскольку дети учатся, подражая;
формируют
оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
развивают
эстетический вкус;
мультфильмы
помогают реализовать эмоциональные потребности.
Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель искусства, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Коротко сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов.
Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них знакомы детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, гонки, месть и т.д. Например: смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показана смерть короля-жабы («Шрек – 3)». В фильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» сюжет закручен на карточном долге. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.
Эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие: страшные монстры и киборги, бакуганы, феи (с невероятно тонкими талиями и большими глазами), сиреноголовые, у которых нет ни глаз, ни ушей). Разве их можно назвать симпатичными? Героями же практически всех советских мультфильмов люди или животные, все они вполне соответствуют эстетическим нормам.
Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «болван», «дебил», «шизовое местечко» и т.д. Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно он может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.
Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этим способом становится агрессия. Но многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдаются повышенная жестокость и агрессивность.
Посмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо».
В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет.
Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные. Легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса или птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять ее яйца из гнезда для завтрака. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.
Некоторые современные мультфильмы обладают все же обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать. Например, «Лунтик», «Смешарики», «Барбоскины», «Фиксики».
Крайне важно после просмотра мультфильма при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку. Например, образ лентяя Нехочухи настолько ярко входит в сознание ребенка, что его можно вспомнить, когда ребенок начинает капризничать «не хочу – не буду». Фраза: «Молодец! Будешь как великий Нехочуха» может привести ребенка к правильным действиям.
Итак подведем итог, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже анти воспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.