Мультимедийная презентация как одна из инновационных форм работы с детьми в ДОУ | Кудинова Людмила Алексеевна . Работа №318948
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в деятельности ребенка, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, звука, речи, видео, графического изображения, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.
В статье рассмотрим какие возможности в обучении дошкольников таят в себе мультимедийные презентации?
МКДОУ Новобатуринсий детский сад «Петушок»
Доклад
Мультимедийная презентация как одна из инновационных форм работы с детьми в ДОУ
Подготовила: Кудинова Людмила Алексеевна
Воспитатель
Новобатурино, 2023г.
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в деятельности ребенка, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, звука, речи, видео, графического изображения, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.
Давайте рассмотрим какие возможности в обучении дошкольников таят в себе мультимедийные презентации?
Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью различных компьютерных программ. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. основные факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Мультимедийная презентация может быть представлена как:
обучающий мини – мультик по изучаемой теме.
электронная звуковая книжка с красивыми картинками
электронное
пособие, чтобы
познакомить
ребенк
а
с окружающим миром
, не выходя из дома и не летая в дальние страны
обучающее пособие,
раскрывающее тему
занятия
в игровой форме.
Главный принцип детской мультимедийной презентации: «Обучаюсь — развлекаясь!»
Назначение презентации и ее преимущества:
стимулируют познавательную активность
привлекают внимание детей
позволяют легче усвоить сложный для восприятия материал
.
Просматривая презентацию, ребенок:
знакомится с разнообразием животного и растительного мира
быстрее и лучше запоминает информацию
подражает звукам, повторяет слова за диктором
классифицирует окружающий мир
учится сопоставлять картинку и звук
моделирует разные жизненные ситуации
Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых и мультимедийных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Имея некоторый опыт проведения занятий с мультимедийными презентациями, хотелось бы им поделиться.
Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки презентаций, обсудить принципы их грамотного составления и возможные варианты реализации — те темы, где использование мультимедийных презентаций было бы наиболее выигрышно. Хотелось сразу отметить, что ни в коем случае нельзя считать презентации панацеей, и их использование возможно далеко не для каждой темы и каждого занятия.
Сначала о плюсах. Во-первых, использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность материала, которая способствует лучшему восприятию и лучшему материала. Качественные иллюстративные, видео- и аудиоматериалы обеспечивают эффективность восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.
Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является возможность обеспечить «доступ к недоступному». Например, как показать детям запуск ракеты, или познакомить их с процессом производства бумаги?
В-третьих, использование ИКТ в повседневных занятиях дают ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности. Введение презентаций в структуру интегрированных занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.
То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Примеры использования мультимедийных презентаций на занятиях в ДОУ
В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку», или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений: "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. так же неоценимую роль мультимедийные презентации играют в работе с родителями. Зачастую педагоги фотографируют детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на различных мероприятиях. В последующем этот материал может быть использован при подготовке к родительским собраниям.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.
Вывод:
использование мультимедийных презентаций в ДОУ позволяет:
сделать образовательный процесс простым и интересным
оптимизировать педагогический процесс
индивидуализировать обучение детей
повысить эффективность воспитательной работы
Но, важно помнить: презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, если есть возможность продемонстрировать детям явление в реальности, провести живой опыт, то презентацию лучше не использовать.
Список литературы:
1.Тинчурина, М. К. Мультимедийные презентации как форма работы в дошкольной образовательной организации / М. К. Тинчурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27834/
2.Смирнов И.А. «Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе» — URL: https://www.km.ru/referats/4745E51B88F4417185DDACAAE7222E47
3. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду //Информатика и образование.