Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мультипликация как средство для развития диалогической формы речи дошкольников | Баранова Анна Владимировна. Работа №352164

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается потенциал использования мультипликации в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста. Показано, как мультфильмы могут стимулировать речевую активность, формировать навыки общения, обогащать словарный запас и развивать умение выстраивать диалоги. Представлены методы и примеры практического использования мультфильмов в образовательной деятельности подготовительных групп.

Ключевые слова: дошкольники, диалогическая речь, мультипликация, развитие речи, образовательная деятельность.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Баранова Анна Владимировна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Теремок» п.Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области

 

 

Аннотация. В статье рассматривается потенциал использования мультипликации в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста. Показано, как мультфильмы могут стимулировать речевую активность, формировать навыки общения, обогащать словарный запас и развивать умение выстраивать диалоги. Представлены методы и примеры практического использования мультфильмов в образовательной деятельности подготовительных групп.

Ключевые слова: дошкольники, диалогическая речь, мультипликация, развитие речи, образовательная деятельность.

 

Развитие речи дошкольников является одной из важнейших задач воспитания и образования, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы коммуникативной компетенции. В современном мире, где дети активно взаимодействуют с мультимедийным контентом, мультипликация становится мощным инструментом, который может быть использован для решения образовательных задач. Диалогическая форма речи, как основа общения, требует особого внимания, а мультипликация, благодаря своей эмоциональной и сюжетной насыщенности, предоставляет возможности для её успешного формирования.

Роль диалогической речи в развитии дошкольников

Диалогическая речь — это основа общения, которая позволяет ребёнку не только выражать свои мысли, но и понимать партнёра по общению. В дошкольном возрасте формируются такие важные элементы диалога, как умение задавать вопросы, отвечать на них, согласовывать свои действия с другими людьми. Эти навыки не только способствуют развитию речи, но и формируют у ребёнка социальные компетенции, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.

Однако для развития диалогической речи требуется не только обогащение словарного запаса, но и формирование мотивации к общению, а также создание условий, в которых ребёнок будет активно включаться в речевую деятельность.

Мультипликация как средство обучения

Мультипликация обладает рядом преимуществ для образовательного процесса:

Визуальная и аудиальная поддержка. Яркие образы, звуки и музыка помогают удерживать внимание ребёнка и усиливают восприятие информации.

Сюжетная основа. Истории, представленные в мультфильмах, побуждают детей к обсуждению, формируют эмоциональное отношение и вызывают желание поделиться своим мнением.

Модели общения. Герои мультфильмов демонстрируют различные формы диалогов, которые дети могут копировать и воспроизводить.

Методы использования мультфильмов для развития диалогической речи

Обсуждение сюжета

После просмотра мультфильма воспитатель организует беседу, в ходе которой дети делятся своими впечатлениями, задают вопросы и высказывают предположения о мотивах действий героев. Например, после просмотра серии о дружбе можно спросить: «Как вы думаете, почему герой поступил именно так?», «Что бы вы сказали ему, если бы оказались рядом?».

Ролевые игры по мотивам мультфильма

Дети разыгрывают сцены из мультфильмов или создают новые сюжеты с уже знакомыми персонажами. Это стимулирует развитие творческого мышления и помогает практиковать речевые навыки в игровой форме.

Создание собственных историй

Воспитатель предлагает детям придумать продолжение мультфильма или создать свою историю с похожими героями. При этом ребёнок учится формулировать свои мысли, выстраивать диалоги и презентовать результат работы группе.

Использование мультфильмов на иностранных языках

Для развития речевых навыков полезно предлагать детям короткие мультфильмы на иностранном языке с субтитрами или переводом. Это способствует не только обогащению словарного запаса, но и развивает слуховую память.

Практические примеры

Примером успешного использования мультипликации является работа с мультфильмами из серии «Смешарики», где каждый эпизод затрагивает тему, интересную для детей: дружба, взаимопомощь, честность. После просмотра серии воспитатель предлагает обсудить поступки героев и вместе с детьми формулирует выводы.

Ещё одним эффективным инструментом может быть мультфильм «Трое из Простоквашино», который содержит множество диалогов, полезных для обучения. Воспитатель может предложить детям пересказать диалог между героями, а затем попробовать разыграть его.

Результаты и эффективность

Использование мультфильмов в образовательном процессе показывает высокую эффективность:

Дети становятся более активными в общении;

Улучшается их способность воспринимать и воспроизводить речевые конструкции;

Формируется позитивное отношение к процессу обучения.

Включение мультипликации в программу способствует созданию комфортной и мотивирующей образовательной среды.

Мультипликация, благодаря своей эмоциональной привлекательности и доступности, является уникальным инструментом для развития диалогической речи дошкольников. Использование мультфильмов позволяет воспитывать у детей любовь к общению, обогащать их речевой опыт и создавать условия для формирования устойчивых коммуникативных навыков. Для достижения максимального эффекта важно использовать мультфильмы целенаправленно, сочетая их просмотр с активной образовательной и игровой деятельностью.

 

Список литературы

Багрызлова Дарья Владимировна РАЗВИТИЕ НАДСИТУАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Педагогическое образование в России. 2023. №6.

Вернидуб, О. В. Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников / О. В. Вернидуб, Н. В. Батраева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7933/

Галышева А. П., Сыртланова Н. Ш. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ЖАНРАМИ // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. №S1 (67).

Короткова Светлана Владимировна ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ // ДМ. 2019.

№50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-razvitiyu-rechi-doshkolnikov-sredstvami-multiplikatsii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×