Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

мультипликация как средство развития представлений о геометрических фигурах | Лапшина Мария Васильевна. Работа №277033

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лапшина Мария Васильевна
Мультимедийные технологии являются одним из самых перспективных и популярных направлений информатизации дошкольного образования. Они имеют целью создание продукта, который содержит коллекции изображений и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами. Особое значение это приобретает в процессе формирования элементарных математических представлений. Использование на занятиях по формированию представлений о геометрических фигурах мультимедийных презентаций позволяет построить образовательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Во время презентаций занятие становится эмоционально окрашенными, привлекательными вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствует хорошей результативности занятия

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


Введение

Повышение качества усвоения знаний учащихся является задачей образовательного учреждения. Данной задачей занимаются общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования. Обучающиеся вовлечены в образовательный процесс непрерывно, исходя из данного факта следует, что происходит понижение познавательного процесса.

Образовательная деятельность это трудоемкий процесс. Для увеличения качества образовательной деятельности в учреждениях используются различные средства развития познавательного интереса.

Применение наглядных средств обучения свойственно современному образовательному процессу. Наглядные средства необходимы дляповышения качества обучения. Наглядные средства дают возможность изложить материал в образной форме.

Образовательный анимационный фильм это наглядное, аудиовизуальное экраннозвуковое средство обучения.

Посредством образовательных анимационных фильмов формируется познавательный интерес. Формирование происходит вследствие обеспечения образного восприятия изучаемого материала и его наглядной конкретизации в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания.

Образовательные анимационные фильмы являются эффективным источником повышения качества обучения посредством выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.

Проблема исследования состоит в том, что в сфере обучения анимационные образовательные фильмы относительно новое явление и их использование производится редко по причине низкого количества данных фильмов. Сегодня в школах активно используют различные средства развития познавательного интереса в виде пособий, учебников, иллюстраций, презентаций. Однако образовательных анимационных фильмов, которые развивают познавательный интерес у школьников очень мало.

Цель исследования заключается в выявлении условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с помощью мультипликации.

Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Задачи исследования:

- изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

- проанализировать действующие примерные образовательные программы дошкольного образования по формированию представлений о геометрических фигурах;

- выявить педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с помощью мультипликации;

- провести диагностику начального уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;


1.Теоретические особенности использования мультипликационных фильмов в образовании

1.1.Особенности применения мультипликационного фильма в педагогике

Английский ученый Ричард Лоу определил, что «образовательная анимация» может относиться к любому анимированному изображению, которое используется для обучения и обучения. Это может быть как простая стрелка, движущаяся на диаграмме, так и сложная, как создание собственной полной карикатуры на определенную тему [27, с. 50].

Под образовательным следует понимать фильм, созданный учителем или учениками для усвоения учебной программы. Таким образом, становится значимым процесс создания фильма, в ходе которого студент развивает необходимые компетенции, а также навыки критического мышления, поведения, общения, владение техникой съемки и монтажа. В этом случае происходит формирование новых дидактических функций, связанных с управлением познавательной деятельностью студента, самовыражением и представлением личности в процессе освоения предмета. Феномен образовательного кино встречается повсеместно: не только в России, но и в европейских странах как нововведение в педагогической деятельности учителей, понимающих важность кинематографии и обладающих компетенцией для создания образовательных фильмов. Пример из практики петербургского образования - волонтерский проект «Подающий свет» учителям гимназии № 232, которые снимают фильмы и записывают аудиокниги слабовидящим и обычным детям. Пример из западной практики - канадский учитель Тони Дуско, который снимает для своих учеников анимационные фильмы о толерантности, правилах и этике поведения. Эти фильмы пользуются успехом у учителей, использующих эти фильмы в своей практике [29, с. 157]. Из вышеизложенного

Отсюда следует, что созданный для обучения анимационный фильм можно назвать обучающим.

Советский режиссер-мультипликатор, мастер рисованной анимации и художник Д.М. Бабиченко считает, что искусство анимации - это особый вид кино, создающий произведения искусства посредством покадровой съемки рисунков, кукол и кукол [8, с. . 10].

По словам известного аниматора Федора Хитрука, использование термина «анимация» в СССР связано с технологией, которая использовалась до внедрения классической рисованной анимации - создание изображений путем наложения элементов персонажей на лист, т.е. то же приложение. В соответствии с этим словом новое искусство было названо анимацией [14, с. 6].

Лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии Эфраим, составляя свой толковый словарь, обозначил термин анимация следующим образом: Анимация - это область кино, занимающаяся производством мультипликационных фильмов [18, с. 475]. Анимация как область кинематографии включает в себя концепции «Анимация» и «Мультипликационный фильм».

Анимация «анимация» с английского можно перевести как одухотворение, возрождение. В толковом словаре Ефремова анимация - это съемка последовательных фаз движения нарисованных или объемных фигур, в результате чего при отображении на экране зритель создает иллюзию их движения [18, с. 68].

Художник Уолтер Фостер в своей книге «Основы анимации» говорит, что процесс анимации включает создание рисунков, изображающих персонажа в последовательных позициях, чтобы передать его реалистичные движения [51, с. 33].

Если анимация - это процесс создания анимационного фильма, то результатом является сам анимационный фильм.

Анимационный фильм - это визуальный ряд, законченное произведение мультипликационного искусства, созданное для демонстрации зрителям с помощью различных средств просмотра (экран, монитор, телевизор) для определенной цели. Анимационный фильм - наиболее лаконичный и краткий по информационной емкости вид игрового кино [7, с. 16].

Художественный стиль и дизайн анимации должны быть созданы в соответствии с функциями и разработаны с учетом следующих требований:

- обеспечение рациональной организации получения знаний;

- создание условий для развлекательной познавательной атмосферы среди школьников при просмотре мультфильма;

- создание условий для простоты и доступности информации, передаваемой студентам.

Учебный анимационный фильм, несмотря на то, что он выполняет определенную обучающую функцию, является в то же время развлекательным, если он был правильно построен и создан. Чем лучше и гармоничнее работа, тем больше вероятность того, что наблюдающий ученик забеспокоится и усвоит большую часть информации.

Задача анимационного обучающего фильма - привлечь внимание, а раскрыть определенную тему несложно. Однако проблема состоит в том, чтобы определить, какое художественное решение анимационного фильма может повысить познавательный интерес студентов. Поэтому, принимая решение о создании анимационного фильма, необходимо учитывать общие особенности студентов, их привычки и интересы, а также, по возможности, особенности основной аудитории.

Исходя из вышеперечисленных факторов, следует сделать вывод, что обучающие анимационные фильмы становятся неотъемлемой частью учебного процесса. Знакомство с существующей познавательной средой

Основная на территории школ, вузов и центров дополнительного образования, является интегральной.

Демонстрация учебного мультфильма о компьютерной графике возможна в образовательных учреждениях: учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах, творческих студиях, в частности, она запланирована в детской творческой анимационной студии «Анимэйт» центра дополнительного образования в Богдановиче.

Студия детской творческой анимации «Оуши» существует на базе центра детского творчества «Креатив», расположенного в Богдановиче.

Дети, которые учатся в студии, учатся в младшем и среднем школьном возрасте. Дети делятся на группы по возрасту. В среднем в основной программе задействовано около 30-40 человек.

Цель занятий в детской творческой студии анимации «Анимэйт» - это реализация творческого потенциала личности через развитие анимационного искусства.

Занятия в студии «Анимэйт» тесно взаимосвязаны с такими дисциплинами, как «Компьютерная графика», «Живопись», «Декоративное искусство», «Литература», «Музыка», «Театр».

На уроках учащиеся изучают искусство анимации, которое включает в себя развитие многих творческих занятий - сценария, лепки, рисования, резьбы по бумаге, рисования на стекле, создания кукол.

Также немаловажную роль играют технические занятия: работа с фотоаппаратом, веб-камерой, штативом, графическим планшетом, работа со светом, улучшение навыков съемки, освоение различной компьютерной графики и видеоредакторов, работа с программами компьютерной анимации.

Учащиеся младшего школьного возраста занимаются простейшими творческими занятиями - рисованием, лепкой, непосредственной анимацией персонажей. Другие занятия будут добавлены позже

- написание сценария, работа с фотоаппаратом и штативом. Таким образом, получается, что компьютерная графика появляется, когда ученик достигает среднего школьного возраста, либо попадает в такую ​​группу.

Обучаясь в детской анимационной студии, учащиеся развивают новые навыки и умения, а именно:

- развитие коллективных отношений;

- умение работать в команде;

- воспитание ребенка для адаптации к социуму;

- способность принимать решения, ответственность, организованность.

В процессе работы над анимационным фильмом студенты проявляют определенные качества: общительность, ответственность, креативность, любознательность, внимательность.

Программа занятий рассчитана на три года, в течение которых студенты создают различные короткометражные анимационные фильмы.

Развивающие анимационные фильмы и другие наглядные пособия активно используются в детской анимационной студии каждый день. Дополнительное образование - это учеба, которая проводится по желанию ребенка. Этот факт приводит к тому, что учитель должен поддерживать желание и интерес к обучению студентов в течение трех лет. Для выполнения такой задачи вам потребуются различные студийные занятия. Следовательно, существует большая потребность в поиске и разработке дополнительных наглядных пособий.

1.2.Педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из наиболее интересных аспектов является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность деятельности.

Обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики можно встретить такие виды педагогических условий, как:

1) организационно-педагогическая (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.);

2) психолого-педагогические (Н. В. Журавская, А. В. Круглый, А. В. Лысенко, А. О. Малыхин и др.);

3) дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) И др.

Обобщая материалы ряда исследований [16], было установлено, что педагогические условия рассматриваются учеными как условия, призванные обеспечить определенные педагогические меры по влиянию на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (учителей или студентов). , что влечет за собой поворот к повышению эффективности учебного процесса.

Анализ исследований, влияющих на выполнение педагогических условий, показал, что они обладают следующими характеристиками:

1) педагогические условия рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которой способствует эффективности целостного педагогического процесса;

2) подвергается воздействию комплекса мер, которые характеризуются как педагогические условия, направленные в первую очередь на развитие личности субъектов педагогической системы (учителя или ученика), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;

3) основной функцией педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, т. Е. Влияют на личностный аспект педагогической системы;

4) набор педагогических условий выбирается с учетом структуры трансформируемых личностных характеристик субъекта педагогического процесса.

На основании вышеизложенного мы определяем педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников, к которым относятся:

1) постепенное получение знаний:

1 этап - восприятие формы на сенсорном уровне; 2 этап - освоение свойств геометрических фигур;

Этап 3 - установление связей и соотношений между свойствами геометрических фигур (обобщение).

2) выбор методов обучения. Ведущее место в изучении геометрических фигур и их свойств должны занимать практические приемы, а прежде всего производственная деятельность.

Такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из пластилина, палочек, бумаги, их вырезание, лепка и др., Должны выполняться систематически в непосредственной учебной деятельности и режимных моментах. Важно научить детей различать значимые и незначительные особенности фигур. Большое внимание следует уделить использованию метода сравнения и противопоставления геометрических фигур. В процессе выполнения таких заданий происходит формирование представлений о геометрических фигурах. Это могут быть задачи для:

• построение геометрических фигур;

• разбивать фигуру на части и собирать ее из других фигур;

• формирование умения читать геометрические рисунки и др.

1) продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая использование дидактических игр, обучающих игр и математических развлечений.

Таким образом, педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников включают постепенное усвоение знаний, выбор методов обучения, продуманную систему организованной учебной деятельности.

Целенаправленная деятельность педагога по формированию представлений геометрических фигур создает благоприятные условия как для успешного усвоения как курса математики в целом, так и для развития мыслительных процессов, самостоятельности.


2. Методические основы формирования представлений о геометрических фигурах с помощью мультипликационных фильмов

Диагностика

начального

уровня

сформированности

представлений

о

геометрических

фигурах

Исследование проводилось на базе МКДОУ Детский сад №22 в старшей группе.

В исследовании принимали участие 22 ребенка в возрасте 6 лет.

Цель исследования: выявление начального уровня сформированности представлений о геометрических фигурах, т.е. выявить имеющиеся у детей знания, умения.

Форма проведения диагностики: собеседование, в ходе которого дети выполняли задания и упражнения в игровой форме.

Первичная диагностика была представлена тремя заданиями «Построим домики для фигур», «Найди предмет такой же формы», «Составь картинку». Задания были взяты из книг Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.

В ходе определения уровня сформированности геометрических представлений у детей, учитывались следующие показатели:

различие

и

называние

геометрических

фигур,

их

признаков

и

свойств;

уровень

сформированности

представлений

о

математических

связях,

отношениях,

свойствах

и

закономерностях;

владение

терминологией

и

речевым

выражением

способов

действия;

использование

знаний

и

умений

для

решения

проблемно-игровых

и

практических

задач.

Рассмотрим содержание заданий и результаты их выполнения детьми. Задания были подобраны исходя из педагогических условий такие как:

поэтапное

усвоение

знаний;

выбор

методов

обучения;

продуманная

система

организованной

образовательной

деятельности.

Задание 1«Построим домики для фигур».

Цель: выявление представлений об эталонах формы, умение воспроизводить эти фигуры.

Материал. Демонстрационный: большие фигуры 5 форм, 13 палочек, тонкая проволока или толстая нитка (d 50 мм).

Раздаточный: фигурки-человечки небольшого размера, по 13 счетных палочек, тонкая проволока или толстая нитка (длиной 30 см) на каждого ребенка.

Инструкция по проведению

Воспитатель достает из коробки и показывает детям геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция.

Дети вспоминают их названия. Затем детям предлагалось построить для них домики (так как в коробке им тесно), причем для каждой фигурки нужен домик такой же формы, как и она сама. Детям образец не давался.

Затем из коробки доставались круг и овал, дети называли эти фигуры; предлагалось подумать, можно ли для них построить домики из палочек. После всех высказываний и проб детей, выяснилось, что домики для круга и овала строятся из ниток.

Далее каждый ребенок получал нужное количество палочек и ниток. Дети строили домики для каждой фигурки.

После этого детям раздавались наборы из 5 геометрических фигур (фигурки-человечки). Фигурки–человечки находили свои домики и поселялись в них.

Оценка

й

показатель

знание

эталонов

форм,

обозначение

их

словом.

Низкий

уровень

(0

баллов)

не

знает

названия

5-и

и

более

фигур.

Средний

уровень

(1

балл)

слабо

знает

характеристики

одной-двух

геометрических

фигуры

(как

правило,

прямоугольник

и

овал).

Высокий

уровень

(2

балла)

знает

и

называет

все

геометрические

фигуры.

ой

показатель

воспроизведение

геометрических

фигур.

Низкий

уровень

(0

баллов)

ребенок

не

справился

с

заданием,

играет

с

палочками,

выкладывает

что

попало,

не

принимает

помощь

взрослого.

Средний

уровень

(1

балл)

ребенок

действует

с

помощью

взрослого,

который

помогает

увидеть

разницу

домиков

для

квадрата

и

прямоугольника,

для

круга

и

овала.

Допускается показ взрослым способа построения домиков (на демонстрационном материале).

Высокий

уровень

(2

балла)

ребенок

самостоятельно

строит

домики

для

всех

5

фигур.

Допускается напоминание взрослым, что домики для треугольника, квадрата и прямоугольника строятся из палочек, а для круга и овала из ниток.

Оценка уровня по двум показателям задания 1:

Высокий

уровень

представлений

об

эталонах

формы,

умений

воспроизводить

эти

фигуры

составляет

4

балла.

Средний

уровень

2-3

балла

Низкий

уровень

менее

двух

баллов

Диагностическая карта выполнения задания 1 представлена в приложении 1. Результаты выполнения задания 1 представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2 Результаты выполнения задания «Построим домики для геометрических фигур»

Уровень

Количество детей,

чел.

%

Высокий уровень

5

22,73

Средний уровень

13

59,09

Низкий уровень

4

18, 18

18,18%22,73%Высокий уровеньСредний уровень Низкий уровень59,09%

Рис. 1. Уровень представлений детей об эталонах формы геометрических фигур. Умение воспроизводить эти фигуры

Анализ результатов выполнения задания 1 показал, что с двумя заданиями справились 5 детей (22,73%), т.е. дети знают геометрические фигуры, умеют воспроизводить эти фигуры.

Более половины детей группы владеет средним уровнем знаний эталонных форм и умений их воспроизводить (13 детей или 59,09%), дети выполнили эти задания с небольшой помощью воспитателя.

При этом среди детей, имеющих средний уровень сформированности, трое детей справились с заданием наполовину (т.е. они получили 2 балла за выполнение задания 1).

Не справились с заданиями или плохо владеют эталонами фигур 4 ребенка (18,18%), у них низкий уровень знаний геометрических фигур и не умеют воспроизводить геометрические фигуры.

Далее детям было предложено задание 2.

Задание 2 «Найди предмет такой же формы» [35, с. 105]

Цель: выявить умение детей узнавать (находить) в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Материал: карточки с нарисованными геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, овал). А также карточки с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр).

Инструкция по проведению

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры (круг, квадрат, и т.д.) и объемные тела.

Детям поочередно показывается одна из геометрических фигур, например, круг.

Ребенок вспоминает и называет предмет такой же формы в окружающей его обстановке.

Оценка

Низкий

уровень

(0

баллов)–

ребенок

не

может

назвать

ни

одного

предмета,

напоминающего

ту

или

иную

геометрическую

фигуру,

даже

после

помощи

взрослого.

Средний

уровень

(1

балл)

ребенок

называет

предметы

после

помощи

воспитателя,

пытается

самостоятельно

находить

предметы

нужной

формы

в

окружающей

обстановке.

Высокий

уровень

(2

балла)

ребенок

самостоятельно

вспоминает

и

называет

предметы

ближайшего

окружения

показанной

ему

геометрической

формы:

допускаются

наводящие

вопросы

воспитателя.

Диагностическая карта выполнения задания 2 представлена в Приложении 1.

По результатам выполнения задания 2 высокий уровень имеют 6 детей (27,27 %), то есть дошкольники знают геометрические формы и могут назвать предметы, соответствующие этим формам из ближайшего окружения.

Средний уровень у 13 детей (59,09 %). Дети пытались самостоятельно найти предметы из окружения, но смогли выполнить задание с помощью воспитателя.

Не справились с заданием 3 ребенка (13,64 %), соответственно дети не смогли назвать геометрические формы даже при помощи воспитателя.

Результаты выполнения задания 2 представлены в таблице 3 и отражены на рисунке 2.

Таблица 3 Результаты выполнения задания 2 «Найди предмет такой же формы»

 

Уровень

Количество детей,

чел.

%

Высокий уровень

6

27,27

Средний уровень

13

59,09

Низкий уровень

3

13,64

Теперь рассмотрим рисунок 2.

13,64%27,27%59,09%Высокий уровеньСредний уровень Низкий уровень

 

Рис. 2. Уровень умений детей находить в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур

По рисунку 2 можно сразу увидеть, что в старшей группе количество детей со средним уровнем представлений о геометрических фигурах преобладает.

После выполнения задания 2, детям было предложено выполнить задание 3.

Задание 3«Составь картинку» [30]

Цель: выявить умения детей делить изображение предмета на составные части и создавать сложную форму из частей; выявить уровень речевого развития (знание терминов).

Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, лодка, человек. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, геометрические фигуры.

Инструкция по проведению

Воспитатель обращается к детям с вопросом: «Что нарисовано на этих картинках?» Выслушав ответы, задавал следующий вопрос: «Из каких фигур составлена лодочка? Правильно, это треугольник, а не трапеция.

Постройте каждый на своем фланелеграфе парусную лодку. Место для нее выберите так, чтобы хватило и для остальных картинок».

Когда дети выполняют задание, им показываются остальные рисунки: «Из каких фигур составлен грузовик? (Ответы детей) Постройте грузовик». Дети выполняют задание. «Из каких геометрических фигур составлен человечек? Чем отличаются овалы, из которых сделаны руки, от тех, из которых сделаны ноги? А туловище?»

Детям предлагается сложить такого же человечка; лучшие работы демонстрируются.

Оценка

Низкий

уровень

(0

баллов)–

ребенок

не

может

самостоятельно

составить

изображения

всех

трех

картинок,

слабый

навык

употребления

терминов.

Средний

уровень

(1

балл)

ребенок

выкладывает

все

картинки

после

помощи,

подсказки

воспитателя,

уровень

речевого

развития

слабый.

Высокий

уровень

ребенок

безошибочно

выкладывает

все

предметы

(картинки),

особо

поощряется

аккуратность

в

размещении

фигурок

на

плоскости

фланелеграфа

;

владеет

математическими

терминами.

Результаты выполнения задания 3 представлены в диагностической карте.

Количественные и качественные результаты выполнения задания 3 отражены в таблице 4 и на рисунке 3.

 

Таблица 4

Результаты выполнения задания «Составь картинку»

 

 

Уровень

Количество детей,

чел.

%

Высокий уровень

8

36,36

Средний уровень

11

50,00

Низкий уровень

3

13,64

 

 

13,64%36,36%Высокий уровеньСредний уровень Низкий уровень50,00%

 

 

 

Рис. 3. Уровень умений детей делить изображение предмета на составные части и создавать сложную форму из частей

Результаты выполнения третьего задания: высокие результаты показали 8 детей (36,36 %), т.е. дети безошибочно и аккуратно выкладывают предметы на плоскости фланелеграфа; владеют математической терминологией. Средний уровень у 11 детей (50%) дети выполняют задания, но при подсказке воспитателя. Уровень владения математическими терминами слабый. Три дошкольника (13,64 %) показали низкий уровень выполнения задания, они не могут составить изображение по картинкам. Математический аппарат не развит.

По результатам выполнения трех заданий, составлены таблица 5 и диаграмма (рисунок 4), определяющие начальный уровень сформированности геометрических представлений.

Оценка

Высокий

уровень

6-8

баллов

Средний

уровень

3-5

баллов

Низкий

уровень

менее

3

баллов

Таблица 5

Начальный уровень сформированности геометрических представлений

Уровень

Количество детей,

чел.

%

Высокий уровень

6

27,27

Средний уровень

12

54,55

Низкий уровень

4

18,18

 

Вывод: в результате математической деятельности (по разделу «Геометрические фигуры») представилась возможность тщательно проанализировать и выявить начальный уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста. Уровни определялись в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. По данным таблицы 5, можно сделать вывод, что 6 детей старшей группы имеют высокий уровень представления о геометрических фигурах, 12 детей средний уровень и 4 ребенка низкий уровень представления.

Данные диагностики показали следующие результаты (рисунок 4): 18,18 % детей низкий уровень представлений о геометрических фигурах; 54,55 % детей средний уровень представлений о геометрических фигурах; 27,27 % детей высокий уровень представлений о геометрических фигурах.

 

60,00%54,55%50,00%40,00%30,00%27,27%Высокий уровеньСредний уровень20,00% 18,18% Низкий уровень10,00%0,00%

 

Рис. 4. Результаты диагностики сформированности представлений о геометрических фигурах у дошкольников по результатам выполнения трех заданий, %

Анализ проведенной диагностики с детьми старшей группы по формированию у них представлений о геометрических фигурах показали, что в основном дети находятся на среднем уровне освоения программы по данному разделу математической подготовки дошкольников. Дети различают и называют геометрические фигуры, большинство детей узнают форму геометрических фигур в окружающих предметах, умеют выделять некоторые признаки геометрических форм.

Однако, как выяснилось, дети не могут применять знания и умения в решении проблемных и практических задач, у них не достаточно сформированы представления о математических, в частности, геометрических свойствах и закономерностях, у детей слабые навыки классификации.

Дошкольник, конечно, еще не может дать точного определения, что такое треугольник, квадрат и т.д., однако легко усваивает эти формы. А для того, чтобы ребенок не только говорил, что кубик не похож на шар, но и объяснял, чем именно отличаются эти две фигуры. Необходимо вооружить его соответствующими словами (терминами), которыми дети владеют очень слабо и практически не применяют их в своей речевой деятельности, а ведь знание слов

терминов дали бы возможность детям рассказывать о существенных признаках геометрических фигур более полно и четко.

Все вышеизложенное определило дальнейшую работу по формированию представлений о геометрических фигурах, которая излагается на следующем этапе исследования.

2.2. Реализация условий формирования представлений о геометрических фигурах с помощью мультипликационных фильмов

Реформирование образования, необходимость ее информатизации побуждает дошкольное образование, как первое звено непрерывного образования, осуществлять поиск путей развития личности ребенка. В связи с этим приобретает актуальность проблема внедрения новых инновационных и информационных средств и методов обучения, которые обеспечат дальнейшее совершенствование образовательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе. Отечественные и зарубежные исследования по использованию технических средств обучения, в частности компьютера в учреждениях дошкольного образования убедительно доказывают не только возможность, но и целесообразность их использования, а также определяют особую его роль в развитии интеллекта и личности ребенка в целом (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). 10 Т. Павлюк в своих работах отмечает, что компьютер стал незаменимым средством и инструментом, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым и простым, а знания - более глубокими [4].

Мультимедийные технологии являются одним из самых перспективных и популярных направлений информатизации дошкольного образования. Они имеют целью создание продукта, который содержит коллекции изображений и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами. Особое значение это приобретает в процессе формирования элементарных математических представлений. Использование на занятиях по формированию представлений о геометрических фигурах мультимедийных презентаций позволяет построить образовательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Во время презентаций занятие становится эмоционально окрашенными, привлекательными вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствует хорошей результативности занятия. Просмотр мультимедийных презентаций о геометрических фигурах предлагают детям во время фронтальных и подгрупповых занятий, а также в процессе индивидуальной работы. Они дают дошкольникам возможность лучше понять новый учебный материал, обобщить полученные знания, а еще - активизируют познавательный интepec к новой теме, способствуют усвоению ими предложенного материала. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Игра является одной из форм практического мышления детей. И поэтому использование компьютерных игop геометрическим содержанием в образовательной деятельности является естественным для ребенка iи служит эффективным средством повышения мотивации и обеспечения индивидуализации обучения и развития личностных способностей. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображаемых в форме игровых cпocoбов действия, игpoвых знаков, которые приобретают в смысловом поле игры. Одной из важнейших функций компьютерных игр с геометрическим содержанием является учебная. Компьютерные игры созданы так, что ребенок может себе представить отдельное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное понятие о все подобные предметы или ситуации. Таким образом у ребенка развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация геометрических фигур. Во время игры на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающей среды - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. Д. [1].

Применение мультфильмов как средства формирования представлений о форме и геометрические фигуры предоставляет занятию специфической новизны, которая по своему содержанию и форме изложения дает возможность воспроизвести за короткое время значительный по объему материал, а также подать его в необычном аспекте, вызвать у дошкольников новые образы, детализировать нечетко сложившиеся представления, углубить полученные знания. Ю. Глинчуки считает, что успешность использования мультфильмов в роли дидактического средства при формировании элементарных математических представлений обусловлена актуальностью мультфильмов для детей дошкольного возраста и их наглядностью [2]. Т. Кузнецова подчеркивает, что мультфильм сочетает в себе факторы, которые дольше удерживают внимание ребенка, то есть динамику, звук и изображение, он одновременно оказывает влияние на два важнейших органы восприятия - слух и зрение - это дает является возможность достичь гораздо большего эффекта в образовательном процессе дошкольников [3].

Последовательная, систематическая сотрудничество воспитателя с дошкольниками через просмотр мультипликационных картин на занятиях по формированию представлений о геометрических фигурах способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, осведомленности, активности, привлекает и приучает к поисковой деятельности, развивает воображение и образное мышление.

Итак, современные технические средства обучения предоставляют возможности интеграции таких важных предпосылок для организации образовательного процесса, как мотивация, наглядность, индивидуализация учебной деятельности, а также организации эффективного мониторинга учебной деятельностью со стороны педагога. Поэтому формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах с применением технических средств становится более качественным, интересным и продуктивным, способствует осознанному усвоению знаний и формированию мотивации к обучению, а главное - способствует адаптации детей к жизни в информационном обществе.


Заключение

Изучение геометрического материала дает возможность задействовать и развивать все типы мышления, создает для ученика возможность принимать тот путь решения поставленной задачи, отвечающий особенностям его мышления. Психологическая сторона формирования геометрических представлений заключается в том, что с самого рождения ребенка окружает геометрический мир. Все, что он видит вокруг, так или иначе, относится к геометрии. Однако практика показывает, что усвоение геометрических представлений учащимися начальных классов находится на недостаточном уровне. Среди причин этого выделяют: малое количество времени, отведенного на изучение геометрического материала; недостаточность вариативности учебных задач в учебнике и в практике преподавания; малое количество на уроке и во внеклассной работе практических методов обучения геометрическому материала. Один из путей преодоления перечисленных недостатков видим в организации поисковой деятельности в процессе формирования геометрических представлений. В ходе исследования мы пришли к к следующим выводам: 1. Анализ научной педагогической, психологической и методической литературы позволил определить особенности формирования геометрических представлений младших школьников, среди которых: создание целостного образа на наглядной основе или абстрактно-логической основе путем опоры на ранее усвоенные понятия; оперирования образом в очень измененных условиях внутренне предметных и межпредметных связей; творческое конструирование новых образов и отношений на основе ранее обобщенных, подвижных и действующих образов. 2. В поисковой деятельности понимаем развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт. Целью организации поисковой деятельности в процессе формирования геометрических представлений младших школьников должно быть не только конечный результат, но и сам 49 процесс поиска, во время которого развиваются исследовательские способности учащихся, происходит расширение их мировоззрения. Выполняя действия с предметами, ребенок выделяет цвет, размер и форму предметов, а также пространственные связи и прочее. На основе этих чувственных характеристик у детей формируются определенные геометрические обобщения.

Проанализировав состояние исследуемой проблемы начальной школы было обнаружено недостаточный уровень сформированности геометрических представлений младших школьников. Анализ образовательных программ, учебников по математике и опыт учителей показал, что содержание задач геометрического характера способствует тому, что ученик легко справляется с задачами репродуктивного характера, но при нестандартной, проблемной ситуации ученику не хватает имеющихся знаний. Поэтому была разработана система задач, которая помогла раскрыть всю широту геометрического материала и качественно сформировать геометрические представления младших школьников в процессе просмотра мультиков. Целью предложенных задач: развитие и углубление знаний по программному материала; воспитание культуры математического мышления; развитие геометрических представлений в процессе просмотра мультиков; усиление развития логического мышления и пространственных представлений; привитие детям навыков проектно-исследовательской работы; развитие представлений о практическом применении знаний по математике. Внедрение разработанных задач в образовательный процесс начальной школы позволило экспериментально проверить их эффективность. Результаты исследования показали, что целенаправленное внедрение дополнительных задач геометрического содержания и организация поисковой деятельности дает положительные результаты, а следовательно являются целесообразными и эффективными в процессе формирования геометрических представлений младших школьников на основе наглядности, игровой, практической и поисковой деятельности.


Список литературы

1. Абашина, В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста[Текст]: дис. канд. пед. наук / В.В. Абашина.– Сургут, 2008. –184 с.

2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект[Текст]: монография /В.А. Беликов. М.: Владос, 2007. 357 с.

3. Белобратов, А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария [Текст] : учеб. для вузов / А. В. Белобратов, А. Г. Бе-резина, Л. Н. Полубояринова ; под ред. А. Г. Березиной. М. : Высшая школа, 2003. 239 с.

4. Белошистая, А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования[Текст]: дис. д-ра пед. наук / А.В. Белошистая М: 2006. 405 c.

5. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики[Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений /А.В. Белошистая. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 400 с.

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду[Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко М: Просвещение, 2009 160 с.

7. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст]/ Под. ред. Будько Т. С.; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина.- Брест: Издательство БрГУ, 2010. 46 с.

8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду: . - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

9. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду/Под ред. М. А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 208с.

10. Венгер, Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию[Текст] / Л.А. Венгер.– М.: Просвещение, 2009.– 216 с.

11. Венгер, Л.А. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста[Текст]: Учебное пособие /Л.А. Венгер М.: Просвещение, 2012.– 127 с.

12. Венгер, Л.А.Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Тимошина. М.: Просвещение, 2011. 144 с.

13. Воронина, Л.В.Теоретические основы обучения математике в период детства[Текст]: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Г.В. Воробьева, Е.А. Утюмова. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 348 с.

14. Воронина, Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования[Текст]: дис. д-ра пед. наук./ Л.В. Воронина.– Екатеринбург, - 2011.– 437 с.

15. Выготский, Л.С. Психология развития человека[Текст] / Л.С. Выготский.– М.: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.

16. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст]/ сост. Данилова В. В. М., 2010. 156 с.

17. Дмитренко, Н.О. Принципы развивающего обучения на уроках ИЗО в начальной школе[Текст] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.– 2014. –№ 4. 225–230 с.

18. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2005. 112с.

19. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 2002.- 191 с.

20. Житомирский, В.Г. Геометрия для малышей[Текст] / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. М.: Просвещение, 2009.– 144 с.

21. Житомирский, В.Г.Путешествие по стране Геометрии[Текст] / В.Г. Житомирский. - М., 2008. 345 с.

22. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун- та им. Н.А. Некрасова. - 2011. - 2. 101 - 104 с.

23. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.

24. Логинова, В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах[Текст] / В.И. Логинова. - Л., 2008. 34 с.

25. Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки[Текст]: дис. канд .пед. наук / А. В. Лысенко . Майкоп, 2009. 203 c.

26. Метлина, Л. С. Математика в детском саду[Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2012. 256 с.

27. Микляева Ю.Н. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / Ю.Н. Микляева // Ребенок в детском саду. - 2008. - 3. - С. 32.

28. Микляева, Н.В., Теории и технологии развития математических представлений у детей[Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.– М.: Академия, 2014.– 352 с.

29. Минибаева, Э.Р. Профессиональная подготовка студентов факультета дошкольной педагогики к математическому развитию детей[Текст]: дис. канд. пед. наук / Э.Р. Минибаева.– Оренбург, 2009. 245 c.

30. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для школьников[Текст] / З.А. Михайлова. М.: Просвещение, 2009. - 94 с.

31. Михайлова, З.А.Математика - это интересно[Текст] / З.А. Михайлова, З.А. Чеплашнкина. - М: Детство-Пресс, 2008. - 102 с.

33. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б Эльконин. - М.: Владос, 2011. - 360 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз