Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Музейная педагогика как форма организации внеурочной деятельности. | Каткова Наталья Александровна. Работа №318976

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье говорится о туристско – краеведческом направлении,  которое обеспечивает удовлетворение потребностей ребенка в знаниях об окружающем мире, формирование патриотического мировоззрения как части культуры личности.

Задачами этой направленности является изучение исторических  процессов, явлений, событий, фактов, памятников материальной и духовной культуры России. 

Посылом для возобновления совместной деятельности с коллегами из Донецка, стала заинтересовавшая детей тема знакомства с космонавтами страны. Благодаря сетевому взаимодействию мы предложили сотрудничество в этом направлении школам г. Енакиево.

Музейная педагогика как одна из моделей организации внеурочной деятельности по краеведению через работу школьного музея «Великое в малом» в рамках сетевого взаимодействия со школами ближнего зарубежья.

Каткова Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №45» гурска, участник суперфиналов городских конкурсов профессионального мастерства «Самый классный классный», «Учитель года», победитель окружного конкурса «Любимый учитель Сеймского округа»

 

Работа по внеурочной деятельности детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и актуализирует внимание и поддержку со стороны общества и государства.

В ФГОС НОО направлению патриотического воспитания отводится ключевое место. Одним из приоритетных направлений является туристско – краеведческое, которое обеспечивает удовлетворение потребностей ребенка в знаниях об окружающем мире, формирование патриотического мировоззрения как части культуры личности.

Задачами этой направленности является изучение исторических процессов, явлений, событий, фактов, памятников материальной и духовной культуры России.

Главенствующий мотив – память, как творческая сила, поднимающая человека и коренящаяся в чувстве к Родине. Потребность воспитывать патриотов находит своё отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности школы: кружков, поисковых отрядов, клубов. Закономерным итогом краеведческой деятельности нередко становится создание музеев, выставок, проектов. В нашей школе это музей «Великое в малом».

В рамках работы по внеурочной деятельности на экскурсии в Марьино, руководитель группы сообщил, что на территории Дворцово-паркового комплекса находился реабилитационный центр для космонавтов после совершения полётов. Тема космоса была, есть и будет актуальной в образовании. В нашей школе данной теме уделяется большое внимание. Всё началось с юбилейной даты – 50-ти летия со дня первого полёта человека в космос. Была проведена следующая работа: в школе появился космический зал, где располагался эксклюзивный банер с портретом Ю.А. Гагарина, первый выпуск школьной газеты был посвящён женщинам-космонавтам. У нас в школе работает интереснейший человек А.В Забродний, который долгое время жил и работал на космодроме Байконур. Он имеет уникальную подборку видеофильмов о космосе, которые показывают ребятам редкие экспонаты с Байконура, рассказывает о космонавтах, с которыми был лично знаком А.В Забродний. Стало традицией организовывать выставку «Космос глазами детей». Кстати, победитель школьной, а затем и городской выставки Краснов Владислав был награждён поездкой в Звёздный городок. Космический форум, мастер-класс по моделированию, ежегодный запуск модели ракеты – это неполный список мероприятий, посвящённых космической теме.

И город Курск также имеет непосредственное отношение к этой теме. Это и астроном Ф.А. Семёнов, и первый интернет-сайт, созданный курянином, посвящённый пилотируемой космонавтике. Это и Игорь Волк, чьё имя носит школа №5, которую окончил в 1954 году будущий космонавт; и школа №50 имени Ю.А. Гагарина. Это и музей космонавтики, которому завидуют заядлые коллекционеры и другие крупные музеи, ведь именно здесь у нас хранится медицинская карта Ю.А. Гагарина. А в Щигровской средней школе Курской области хранится лунный глобус, который часто держал в руках космонавт №1. В ЮЗГУ регулярно проходят недели Космоса. На последней, кстати, присутствовал правнук основоположника космоса К. Циолковского и лётчик-космонавт Олег Артемьев, который рассказал, что города Курск, Курчатов и Воронеж являются для космонавтов главными ориентирами, потому что всегда, пролетая над Россией, они находятся в зоне видимости. А Курчатовское водохранилище имеет форму семечки с перегородкой посередине. И в целом из космоса курская земля выглядит очень красиво.

Знакомя детей с космонавтами, я не могла не рассказать о Г.Т. Береговом, моем земляке, который жил в г. Енакиево Донецкой области.

Посылом для возобновления совместной деятельности с бывшими коллегами стала заинтересовавшая детей тема знакомства с космонавтами страны. Благодаря сетевому взаимодействию мы предложили сотрудничество в этом направлении школам г. Енакиево.

С 2014 г. в ДНР нет мира, остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучая культуру прошлого и настоящего своей Родины. Несмотря на боевые действия и сложную обстановку в республике, результатом стал наш совместный проект по этой теме.

Наши дети совершили виртуальную экскурсию в музей имени Г.Берегового, услышали рассказ об этом человеке, побывали на классном часе в школе №13 г. Енакиево, задавали вопросы и получали на них ответы.

А мы рассказали детям и своим коллегам из школы г. Енакиево о своей «космической» школе, о своём «космическом» городе.

Такой вид сотрудничества обогащает всесторонне. Мы, в свою очередь, узнали то, к чему возможно бы никогда не прикоснулись.

Оказывается, жизнь Георгия Тимофеевича была яркая как атака, атака во имя мира, и он всегда был в строю. Его жизнь – яркий пример, на котором можно воспитывать юных патриотов.

Учился Г. Береговой в средней школе г. Енакиево, с детства увлекался авиамоделированием, был активным участником Енакиевского аэроклуба. Работал на местном металлургическом заводе. Прошёл всю войну, сделал 186 боевых вылетов. Трижды его сбивали враги, столько же раз его самолет горел. Он был ранен в одном из этих боёв.

За проявленную в летных боях отвагу в 1944 году Г. Береговой был удостоен наивысшей награды – Золотой Звезды Героя Советского Союза.

После войны герой не отступил от своей мечты детства и в 1956г стал Заслуженным летчиком-испытателем.

В 1964 году его зачисляют в отряд космонавтов. За полет в космос Г.Т. Береговой был во второй раз награжден Звездой Героя.

В период с 1972 г. по 1987 г. – он руководитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина.

Г.Т.Береговой, имя которого знает почти весь мир, обладал огромным количеством всевозможных наград и званий, и при этом всегда о себе говорил очень скромно: "Таких ребят, как я - тысячи, возможно, сотни тысяч". Но в истории советской авиации и космонавтики он навсегда остался единственным космонавтом, прошедшим войну.

В 2020 г. мы будем праздновать 75-летие Великой Победы. И в этом ракурсе, биография Георгия Тимофеевича, как героя войны, занимает одну из первых ступеней Почёта. Его жизнь - пример для многих поколений. И мы ещё не раз обратимся к биографии человека, который своим героизмом приближал Победу и покорял Космос.

Звёздный сын Космоса, Г. Береговой – почётный гражданин гнакиево ДНР. Каждый год город грандиозно отмечает 12 апреля – День космонавтики, а 15 апреля ень рождения космонавта №12 Г.Берегового. Город тесно сотрудничает с Роскосмосом, приглашает космонавтов к себе в гости.

Музею им. Г.Т. Берегового, который виртуально посетили наши дети, чуть больше 30 лет. Он насчитывает более 15 тыс. экспонатов, причём все они являются подарками жителей города, земляков и гостей. Некоторые из них уникальны!

Донецкий край, как и Курский богат своей историей, трудовыми и ратными подвигами земляков, которые прославили страну навеки!

Тема сотрудничества действительно важна, так как память – это сила, воспитывающая в человеке любовь к Родине!

 

Литература и интернет-ресурс

1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История. Теория, практика - М.:

Высшая школа.2004 г.

2. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по

музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологи.- М.: Издательство

РИК. 2001г.

3. Ванслова Е.Г. «Музейная педагогикав XXI”, Мир Музея, 2005г.

4. https://swsu.ru/news/student/Space_week_in_the_city-

_and_even_ended_with_a_Grand_feast_/

5. https://www.youtube.com/watch?v=wwQfo3rHTts

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×