Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника | Мой кабинет. Работа №352006

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Настоящее и будущее нашего общества определяются духовно-нравственным  воспитанием сохранением и развитием  культурного наследия передаваемого из поколения в поколения. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание нравственно – патриотических чувств и любви к Родине, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что духовно-нравственные чувства не возникает у людей сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного образовательно - воспитательного воздействия на ребенка с раннего возраста.

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Настоящее и будущее нашего общества определяются духовно-нравственным воспитанием сохранением и развитием культурного наследия передаваемого из поколения в поколения. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание нравственно – патриотических чувств и любви к Родине, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что духовно-нравственные чувства не возникает у людей сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного образовательно - воспитательного воздействия на ребенка с раннего возраста.

Нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, должны сохраняться и передаваться, в первую очередь, в семье. И наша задача педагогов детских садов помочь родителям осознать это. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему селу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду. Воспитатель детского сада может соединить воспитание и обучение дошкольников через изучение традиций нашей культуры, предоставляя детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

В нашем детском саду «Колосок», педагогами был организован мини музей хакасско-русской культуры. Совместно с родителями были собраны различные экспонаты. Комната, где располагается мини музей делится на две части. На одной части располагается хакасская юрта с ростом ребёнка, в юрте располагается очаг, детям предоставляется возможность посидеть у очага на небольших паралоновых подушка. Рядом с юртой белоствольная береза, которая является символом Хакасии. Ни в одной стране нет столько берёз! Береза играла огромную роль не только в материальной культуре хакасов, но и в духовной жизни. И не случайно, именно березовые ветви, появились на гербе республики Хакасия. Слово «берёза» очень древнее и связано с глаголом «беречь», поскольку хакасы считали берёзу даром богов, оберегающим человека. Здесь можно повязать ленточку с различными пожеланиями.

Вторая половина мини музея посвящена традициям русского народа. Здесь расположены русская печка, сундук, колодец, самовар, лавочки, покрытые домоткаными дорожками различные вышитые рушники, ухват, чугунки и другие экспонаты русской культуры.

В нашем мини музее дети могут подробно знакомится с культурами двух народов, так как экспонаты можно не только хорошо рассмотреть, но и потрогать. Что является важным для детей дошкольного возраста. В нашем мини музеи проходят не только экскурсии, но и занятия и развлечения. Например, занятия по лексическим темам посуда, бытовая техника. Дети сравнивали, как жили и чем пользовались люди раньше и сейчас. Например, стиральная доска и стиральная машинка. В музее есть коллекция утюгов, которые нагревались с помощью угля. Рассматривая самовар, на вопрос что это дети отвечали старинный чайник.

Интересно и познавательно проходят тематические беседы о малой Родине Хакасии. 22 марта в нашем мине музее познакомили детей с главным праздником хакасского календаря –встречей Нового года -Чал Пазы. В этот день наши предки просили у природы здоровья, удачи, хорошего урожая в наступающем году.
Чыл Пазы – это праздник благодарности, гостеприимства, очищения и благословения, праздник Солнца, Неба, Огня и Березы. Дети знакомились с традициями празднования Нового года по хакасским обычаям, о которых им рассказал хакасский шаман. Вместе с шаманом дети узнали, как хакасский народ благодарит и «кормит» огонь, который бережет людей всю зиму, согревает и охраняет от стужи и морозов. Навешивали ленточки чалама белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая 

Закончился праздник национальными играми: перетягивание палки, скачки на конях, петугас. В конце праздника всех детей и гостей угостили сладким талганом.

Также весело и интересно проводим такие праздники как : «Колядки», «Масленица», «Пасха» и другие.

Очень важно именно сейчас сохранять традиции своего народа. Именно через такие праздники у детей формируется чувство своей общности и идентичности.

Знакомство детей с традиционными праздниками русской культуры проводится не только в праздниках, но и в продуктивной деятельности детей. Реализуя образовательную деятельность, педагог ориентирует ее в тематике наиболее распространенных и известных народных праздников. Используем все возможные виды продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка и д. т. В процессе продуктивной деятельности дети создают игрушки, символы праздников.

Это очень увлекательно как для детей, так и для педагогов.

Обряды, которые составляют основу календарных народных праздников славян и хакасов, действительно, очень похожи между собой. Это говорит о родственном происхождении культур наших народов, живущих в соседстве в течение сотен лет и объединённых общей человеческой историей.

Знакомясь с народным бытом, традициями, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. У ребенка формируется «этнографическая компетентность». Ребёнок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом народа, а это несёт в себе большие возможности для духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Хочется заметить, что благодаря нашему тесному сотрудничеству с родителями, их непосредственному участию, народные праздники стали важными событиями в жизни детей. И традиции и обычаи русского народа, отражаемые в праздниках, объединяют нас взрослых, заставляют с интересом относиться к истории нашего народа, а в детях развивают чувства прекрасного, воспитывают патриотизм. Народные праздники входят в жизнь ребенка ярким событием и надолго остаются в памяти.

 

 

Список литературы

1.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс, 2010 – 280с.

2. Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 203с.

3.Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2003._128 с. (Развивающие сказки для детей.)

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

5.Куликова С. Ю «Детям о традициях и праздниках русского народа» - СПБ.: ПАРИТЕТ, 2015 – 96 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×