Музицирование на уроках общего фортепиано | Мой кабинет. Работа №352191
Музицирование. Тем важнее для педагога так организовать урок, чтобы 15-20 минут каждого урока отвадилось на решение именно этих задач, тем более, что остальные 20 минут урока ученик занят работой, как правило, не приносящей сеюминутного результата и ощущения радости от общения с музыкой.
Музицирование на уроках общего фортепиано в младших классов.
В последние годы вопрос о музицировании стоит в центре внимания фортепианной педагогики. Всем признано что ученику необходимо прививать навыки чтения с листа, подбора по слуху, умение играть свободно в ансамбле, аккомпанировать, но эти разделы подготовки будущего музыканта по прежнему заметно отстают. Как правило, мы обучаем умению играть музыкально, с пониманием стиля, технически свободно, разумеется наизусть , даже умению овладеть эстрадой. И как часто юный пианист не в состоянии сыграть что-либо в кругу друзей только потому , что свою программу он либо «еще не выучил», либо «уже забыл». Как не ловко он себя чувствует , отказывая товарищам или родителям спеть под аккомпанемент простую песенку.
Причина состоит в том, что педагоги не занимаются музицированием на уроках, ссылаясь на перегруженность академического часа. Но надо заметить, что добавление к этим работам регулярных и целенаправленных занятий практическим музицированием – не трата- а экономия времени. Ведь ученик с опытом музицирования быстрее разбирает новые произведения, легче разучивает их и запоминает.
Тем важнее для педагога так организовать урок, чтобы 15-20 минут каждого урока отвадилось на решение именно этих задач, тем более, что остальные 20 минут урока ученик занят работой, как правило, не приносящей сеюминутного результата и ощущения радости от общения с музыкой.
Чтение с листа.
Начинается эта работа с домашних занятий. Ученик ежедневно играет с листа одно или два незнакомые ему легкие пьесы. Обычно, пьесы исполняются в первый раз для ознакомления, чтобы стать понятной, а во второй раз начисто, обязательно в требуемом темпе, даже ценой упрощения, чтобы доставить удовольствие. Если после этого пьеса не имеет законченного вида, ее следует оставить. Для педагогического контроля удобно, если ученик карандашиком отметит неудавшиеся места в пьесах. Именно они становятся предметом чтения с листа в классе, чтобы определить причину неудачи и устранить ее. Главное – с первых уроков твердо усвоить, что при первом исполнении можно задержаться и спокойно готовить нужные пальцы исполнить точный текст, но нельзя повторять! А за вторым разом главное- удержать выбранный темп без остановок и повторений.
Ансамбль.
Навыки ансамбля как коллективного музицирования прививаются с первых уроков. Это исполнение простейших мелодий с педагогом.
При этом перед учащимся ставятся задачи :
Развивающие
его слух
Эмоциональное восприятие
Различные фразировки
В более сложных ансамблевых произведениях к вышеперечисленным навыкам добавляются умение исполнить пьесу не прерывно, без остановок и спотыканий, умение «догонять » партнера в случае потери текста или сбоя, умение упростить сложный момент: исполнить только основные ноты, сократить украшение и т.п. Сразу две цели преследуют исполнение разучиваемого произведения вдвоем с педагогом , каждый исполняет партию своей руки. Это и умение слушать творчество партнера, получение удовольствия от более совершенного исполнения и, в то же время, развитие самостоятельности каждой руки. Пьесы ансамблевого плана полезно, как и читать с листа, так и заучивать наизусть.
Аккомпанемент .
Первые навыки аккомпанемента к ученику приходят при разучивании простейших пьес для двух рук, когда педагог исполняет мелодию, а ученик добавляет сопровождение, изменяя его вместе с мелодией, выслушивая, каким различным он бывает.
Сольная партия аккомпанемента должна составлять единое целое, чуткое творческое содружество. Ученику младших классов легче это понять на примере репертуара младшего хора , как известном на слух произведениям. Обязательно, прежде чем учить аккомпанемент, нужно добиться свободного и верного исполнения мелодии на своем инструменте. Для упрощенного исполнения к мелодии добавляется линия баса. И только с продвинутым учеником можно использовать всю партию аккомпанемента, внимательно следя за тем, чтобы пьеса была ему по силам и доставляла удовольствие.
Самостоятельная работа.
Самостоятельное разучивание более легких произведений тоже можно отнести к музицированию, т.к. учащийся сам добирается удовольствия от исполнения хорошей музыка.
На первых порах ему поможет план самостоятельного разбора произведения:
1) Ноты со знаками
2) Счет вслух без остановок
3) Аппликатура
4) Штрихи
5) Динамические оттенки и замечания в тексте.
Затем нужно определить порядок работы:
Разбор
Характер и темп пьесы
Мелодия и аккомпанемент
Форма: начало, развитие и кульминация завершение.
В годовой репертуарный план желательно включить 2-3 ансамбля, 2-3 аккомпанемента, 2-3 самостоятельных работы различной сложности, но с учетом индивидуальности ребенка подход к каждому индивидуальный. План повысит интерес учащегося к музыке, подарит радость общения с посильными музыкальными произведениями, привьет любовь и необходимые навыки как индивидуального, так и коллективного музицирования.