Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Музыка как инструмент формирования межкультурных компетенций школьников | Авдеенкова Алина Владимировна. Работа №347287

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль музыки в формировании межкультурных компетенций школьников. Описаны методы использования музыки для развития понимания различных культур, ценностей и традиций. Приведены примеры музыкальных упражнений и проектов, способствующих формированию толерантности и межкультурного диалога среди учащихся.

Ключевые слова: межкультурные компетенции, музыка, школьники, культурное разнообразие, толерантность, музыкальное образование.

МУЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

 

Авдеенкова Алина Владимировна, учитель музыки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 1

 

Аннотация. В статье рассматривается роль музыки в формировании межкультурных компетенций школьников. Описаны методы использования музыки для развития понимания различных культур, ценностей и традиций. Приведены примеры музыкальных упражнений и проектов, способствующих формированию толерантности и межкультурного диалога среди учащихся.

Ключевые слова: межкультурные компетенции, музыка, школьники, культурное разнообразие, толерантность, музыкальное образование.

 

Музыка является универсальным языком, который позволяет людям из разных культур находить общие точки соприкосновения и лучше понимать друг друга. Использование музыки в образовательном процессе способствует формированию у школьников межкультурных компетенций, которые включают в себя способность к восприятию и уважению культурного разнообразия, толерантное отношение к другим народам и умение взаимодействовать с представителями различных культурных традиций. В процессе изучения музыкальных традиций разных стран и народов школьники учатся понимать и ценить культурное многообразие, что способствует формированию их культурной и социальной грамотности.

Одним из ключевых аспектов формирования межкультурных компетенций через музыку является знакомство с музыкальными традициями разных стран. На уроках музыки учителя могут познакомить школьников с произведениями разных музыкальных культур, от европейской классики до народной музыки Африки, Азии, Латинской Америки и других регионов мира. Например, прослушивание африканских ритмов, индийских раг или китайской традиционной музыки позволяет учащимся лучше понять особенности этих культур, их ценности и исторические контексты. Это способствует развитию уважения к культурному разнообразию и интереса к другим народам.

Музыкальные проекты и практические занятия также играют важную роль в формировании межкультурных компетенций. Например, учащиеся могут участвовать в проекте, связанном с изучением и исполнением музыкальных произведений различных народов. В рамках такого проекта школьники могут готовить музыкальные выступления, где исполняются произведения разных стран, что помогает им не только изучать музыкальные стили, но и знакомиться с историей и традициями других культур. Такие проекты развивают у школьников способность понимать и уважать культурные различия, а также учат их находить общие точки соприкосновения через музыку.

Ритмическая и вокальная музыка разных культур предоставляет отличные возможности для изучения их разнообразия. Учителя могут организовывать занятия, на которых школьники будут учиться петь народные песни или исполнять ритмические партии, характерные для различных культур. Например, изучение традиционных африканских полиритмов или латиноамериканских танцевальных ритмов помогает школьникам развивать не только музыкальные навыки, но и погружаться в культурные контексты, связанные с этими ритмами. Это способствует формированию у детей открытости и интереса к изучению других культур.

Музыкально-исторические проекты помогают учащимся понять, как музыка развивалась в различных культурных контекстах и как она была связана с историческими процессами. Например, школьники могут изучать влияние культурных обменов на музыку, такие как взаимодействие западной и восточной музыкальных традиций, влияние африканских ритмов на джаз и другие стили. Это помогает учащимся осознать, как культуры влияли друг на друга через музыку, что способствует развитию у них понимания межкультурных связей и исторической роли музыки в процессе культурных взаимодействий.

Исполнение музыки в коллективе также помогает развивать межкультурные компетенции. Музыкальные ансамбли, где исполняются произведения различных культур, учат школьников работать вместе, уважать культурные особенности других и достигать гармонии через совместное исполнение музыки. Например, школьники могут участвовать в международных музыкальных фестивалях, где они исполняют произведения различных народов, что помогает им устанавливать межкультурные контакты и учиться взаимодействовать в многонациональных коллективах. Это способствует не только развитию музыкальных навыков, но и формированию толерантного отношения к культурным различиям.

Интерактивные музыкальные технологии также играют важную роль в процессе формирования межкультурных компетенций. С помощью цифровых музыкальных платформ школьники могут изучать музыку разных культур, взаимодействовать с музыкальными произведениями в интерактивном режиме, создавать собственные интерпретации музыкальных произведений. Например, использование таких приложений, как SmartMusic или GarageBand, позволяет школьникам создавать музыкальные композиции, интегрируя элементы различных культурных традиций. Это способствует развитию креативного мышления и понимания культурного многообразия через музыку.

Обсуждение культурных контекстов после исполнения музыкальных произведений является важной частью процесса формирования межкультурных компетенций. После изучения и исполнения музыки различных культур учитель может организовать дискуссию, где школьники будут обсуждать, что они узнали о той или иной культуре через музыку, какие чувства вызвала у них музыка, и как она отражает культурные ценности и традиции народа. Это помогает детям не только воспринимать музыку как художественное произведение, но и понимать её культурное значение, что способствует развитию межкультурной осведомлённости.

В заключение, музыка является эффективным инструментом для формирования межкультурных компетенций школьников. Она помогает учащимся понимать культурное разнообразие, развивать уважение к различным традициям и учит их находить общие точки соприкосновения с представителями других культур через совместное музыкальное творчество. Использование музыкальных проектов, исполнения произведений различных народов и интерактивных технологий способствует не только развитию музыкальных навыков, но и воспитанию толерантности и межкультурного диалога.

 

Список литературы

1. Овчинникова Ю. С. Концептуальные основы вузовского курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 9. № 1. С. 40-59.

2. Яхина, А. Ф. Формирование готовности обучающихся к межкультурной коммуникации / А. Ф. Яхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 332-334.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×