Музыка. Определение временного даилога в музыке Шнитке | Тахмазова Надежда Михайловна. Работа №290307
Автор: Тахмазова Надежда Михайловна
УРОК В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
« ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ДИАЛОГА В МУЗЫКЕ
ШНИТКЕ»
ЦЕЛИ: Образовательные - расширение музыкального кругозора учащихся, знакомство с творчеством
композитора, выразительное исполнение
музыкальных произведений
.
Развивающие - развитие творческого мышления, воспитание слушательской культуры, эмоциональный отклик.
Воспитательные - приобщить к высокому искусству, проследить за связью музыки с жизнью.
«Альфред является большим зеркалом времени, потому что он не заигрывал, не кокетничал, а жил в нем»
Гидон Кремер
Тип урока: Комбинированный.
Продолжительность: 30 минут
Оборудование: фортепиано, компьютер, аудиокассеты, слайды.
Оформление: портрет композитора А. Шнитке, эпиграф.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ДИАЛОГА В МУЗЫКЕ
ШНИТКЕ
ЦЕЛИ: Образовательные - расширение музыкального кругозора учащихся, знакомство с творчеством
композитора, выразительное исполнение
музыкальных произведений
.
Развивающие -развитие творческого мышления,воспитание слушательской культуры, эмоциональный отклик.
Воспитательные - приобщить к высокому искусству, проследить за связью музыки с жизнью.
Альфред является большим зеркалом времени, потому что он не заигрывал, не кокетничал, а жил в нем
Гидон Кремер
Тип урока: Комбинированный.
Продолжительность: 30 минут
Оборудование: фортепиано, компьютер, аудиокассеты, слайды.
Оформление: портрет композитора А. Шнитке, эпиграф.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент (2 минуты)
Вход ребят под музыку А.Шнитке. Музыкальное приветствие.
Учитель; Меня зовут Надежда Михайловна. Я – учитель музыки в 3-ей общеобразовательной школе города Нефтекумска и, естественно, проведу сегодня у вас урок музыки. На уроке работает музыкально - информационное агенство. Операторов прошу четко, громко, внятно читать свою информацию. На ваших столах – словарь эстетических эмоций. Вы можете им воспользоваться во время работы.
2. Актуализация опорных знаний (5 минут)
Прослушайте небольшие музыкальные фрагменты и дайте эмоциальные характеристики им, воспользовавшись словарем эстетических эмоций:
а) Музыка к к/ф Повесть о неизвестном актере романс виолончели.
Учитель: Какая музыка? ( спокойная, добродушная, чувственная, певучая, задушевная и т.д.) Определите жанр музыкального фрагмента? (Романс)
б) Музыка к к/ф Спорт,спорт,спорт
Учитель: Какая музыка?(современная, ритмичная, стремительная, активная, независимая, бодрящая и т.д.) Изображает ритм современной жизни, движущийся людской поток.
в) Кончерто гроссо .1 часть. Прелюдия
Учитель: Какая музыка?(беспокойная, тревожная, зловещая, искореженная, резкая и т.д.) Современная, трагическая, рисующая бедствия, катастрофы и природные катаклизмы.
Как вы думаете, композитор какой эпохи мог написать такую музыку?
(ответы детей)
3. Изучение нового материала(15 минут)
Учитель: Это музыка композитора, нашего современника. Длительное время музыка Альфреда Шнитке находилась под запретом и лишь начавшиеся перемены в стране отменили принцип партийности в искусстве и музыка потеряла свое идеологическое значение. А это означало, что музыка наших широко известных на Западе и опальных на Родине композиторов-шестидесятников выходит из-под запрета и может зазвучать в концертных залах. Гидон Кремер так сказал о композиторе: Альфред является большим зеркалом времени, потому что он не заигрывал, не кокетничал с этим временем, а жил в нем Ты наполовину музыкант, если разбираешься и понимаешь музыку. Но чтобы понять музыку Альфреда Шнитке мы должны погрузиться в его время, стать как бы соавторами его сочинений. Поэтому проведем небольшую пресс-конференцию с композитором. В роли Альфреда Шнитке, как вы уже догадались, буду я. А вы - мои любознательные журналисты, желающие познакомиться не только с моим творчеством, но и найти определение временного диалога в музыке Альфреда Шнитке, что и является темой нашего урока.
.
Звучание фрагмента. На фоне музыкального фрагмента Фото-слайд портрета композитора Альфреда Шнитке.
Кто же это А.Шнитке? Информационное агенство дайте, пожалуйста, справку о композиторе.
СПРАВКА: Композитор, заслуженный деятель искусств. Ему принадлежит введение понятия полистилистика, означающего одновременное пребывание в музыке множества стилей разных эпох. Его произведения: балеты Лабиринты, Эскизы, Пер Гюнт, Реквием, кантаты. История доктора Иоганна Фауста, 5 симфоний, Кончерто гроссо, музыка к спектаклям и кинофильмам, Опера Жизнь с идиотом, камерно-инструментальные сочинения
Учитель: Спасибо. Прошу журналистов задавайте свои вопросы.
Вопрос 1. Скажите, в каком возрасте у вас проявились музыкальные способности и вы поняли, что музыка – это ваша жизнь?
А.Шнитке: Я родился в городе Энгельсе Саратовской области. Отец- Гарри Викторович Шнитке- журналист, переводчик с немецкого, мать- Мария Иосифовна Фогель, работала в местной газете. Я не могу найти логического объяснения тому, что происходило. Ни у кого в семье не было ни музыкального воспитания, ни интереса к музыке и вообще ничего, что указывало бы, на то, что мне надо заниматься музыкой. А заниматься музыкой стал в 15 лет. Согласитесь, что поздно!
Вопрос 2: В кругах композиторов и музыкальных теоретиков вы известны, как композитор стилист. С чем связана ваша увлеченность стилями?
А.Шнитке: Но прежде, встречный вопрос: что значит стиль?
Ответы детей.
СПРАВКА: Стиль – устойчивое единство художественных принципов, приемов и средств, используемых при создании произведений искусства. В одних случаях слово стиль характеризует особенности художественного развития целой эпохи, в других случаях – лишь того или иного художественного направления, течения или школы. В каждую историческую эпоху стилей может быть несколько, и каждый по-своему выражает те или иные тенденции развития искусства.
А.Шнитке: В период обучения в музыкальном училище я увлекался стилизацией. Я считаю, что вся эта игра стилями – это какая-то попытка восполнить недополученную в детстве по части музыкального образования эрудицию, вернуться в детское восприятие музыки.
Слушание фрагмента из к/ф Повесть о неизвестном актере .
Учитель: Что вы можете сказать о жанре фрагмента, стиле. Дайте эмоциональную характеристику музыкальному фрагменту.
Ответы детей: Вальс – романс. Два разных жанра пересекаются в одном музыкальном фрагменте, но они не конфликтуют, а создают приятную гармонию звучания.
Вопрос 3: Скажите, какое образование вы получили?
А.Шнитке: В 1958 году окончил Московскую консерваторию, а затем аспирантуру по классу сочинения. Именно, в этот период я озабочен изобретением музыки, поисками оригинальных гармонических и оркестровых приемов. Однако публику, прежде всего, интересовала не профессиональная сторона дела. Через музыку с нею говорил искренний, интересно думающий и умеющий сильно чувствовать человек. Обратите внимание, в это время зарождается своя непростая философия композитора, который размышляет о жизни и смерти, добре и зле, поднимает глобальные проблемы, дилеммы вселенских масштабов. Он не стесняется быть в конфликте с самим собой, в конфликте со временем, в конфликте даже с тем, что пишет. Всегда его музыка построена на контрастах.
Вопрос 4: При создании музыкальных произведений, на что вы обращаете внимание?
А.Шнитке: Большое значение придаю методам сочинения, экспериментирую в области составов инструментов, использую приемы новых техник, даю модные названия – Серенада, Диалог и направляю их на раскрытие сложных психологических концепций. В этом я оказываюсь наследником традиций Дмитрия Шостаковича. Вот послушайте: звучит фрагмент из 2 части Кончерто гроссо.
Учитель: Что вы можете сказать о музыке, какая она? (ответы детей) Как вы думаете, о чем хотел поведать вам композитор? (ответы детей).
Кончерто гроссо – масштабное лирико-философское произведение. В нем проступают черты философско-публицистической концепции. Это страстное и трагическое повествование о мироздании, жизни, связи времен, показанных через судьбу музыки, культуры, трагического излома духовных ценностей. Это как бы взгляд со стороны настоящего на великую цивилизацию, от которой остались лишь искореженные осколки, как после вселенской катастрофы.
Вопрос 5: Слушая музыку ваших произведений, невольно становишься заложником зрелищности, сильного эмоционального воздействия и ощущения вселенских пространств, присутствия постоянного противостояния. Как вам это удается?
А.Шнитке: Я ввел такое понятие, как полистилистика. Это способ показать конфликт классической гармонии мироощещения и современной перенапряженности. Ярким примером полистилистики - 2 симфония. Вот послушайте: звучит музыкальный фрагмент 2 симфонии.
Что вы можете сказать по поводу этой музыки? Ваши ассоциации?
(ответы детей). Во второй симфонии к сложной оркестровой ткани я добавляю констрастный план в виде подлинных одноголосных григорианских песнопений – под куполом современной симфонии зазвучала древнейшая месса. Одновременно в музыке присутствует современность и песнопения средневековья.
Вопрос 6: Вы являетесь соавтором многих кинофильмов, в чем проявилось ваше соавторство?
А.Шнитке: Участвуя в создании кинофильмов, усиливал их психологизм, создавая музыкой дополнительный смысловой план. Это фильмы: Вызываем огонь на себя, Ночной звонок, Шестое июля, Горячий снег, Агония и т.д. Прослушайте фрагмент из к/в Агония - Вальс. Что вы можете сказать по поводу музыки вальса, модного в те времена танца? (ответы детей: вальс приобретает тревожную, а порой и злую ироническую форму звучания, тем самым, острее подчеркивая, вторжение перемен в жизни общества.
4.Закрепление (2 минуты)
Учитель: Прослушав и разобрав музыкальные фрагменты произведений А.Шнитке, я хочу спросить Вас. Какое впечатление произвела на вас его музыка и почему? (ответы детей)
Все творчество Альфреда Шнитке удивительно созвучно нашему внутреннему ощущению и восприятию эпохи, в которой мы живем. В этом я полагаю, главный секрет его огромной популярности. А как же мы можем обозначить определение его временного диалога в музыке? Вспомним цитату из высказывания: … разговор искреннего, думающего, рассуждающего человека с публикой посредством музыки Как можно назвать такой процесс общения- ФИЛИСОФИЯ. Совершенно верно. Прирожденный создатель крупных музыкальных полотен. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора выраженной философией.
Но какой же урок музыки без песни? Я хочу предложить вам исполнить произведение композитора-современника Шнитке, единомышленника, человека находившегося в постоянных творческих поисках, конфликтующего с общественным строем, поднимающего проблемы нравстенно-этических норм поведения, взаимоотношений людей – это ….? Звучит фрагмент песни В.Высоцкого Я не люблю Узнали? Совершенно верно,это Владимир Высоцкий. В каком жанре он работал. В песенном, бардовской песне.
И сегодня мы закончим урок его Песней о друге. Исполнение песни.
Подведение итога. Спасибо за урок. Активно работали все дети, но хотелось бы отметить ….. Домашнее задание: Отобразите на альбомном листе при помощи кисти и красок ваши ассоциации, связанные с прослушанным музыкальным фрагментом музыки Шнитке на нашем уроке.