Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста в ДОО. | Надежда Дубкова. Работа №317484
В статье описаны образовательные области, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. В частности, раздел "Музыка" в котором описано развитие музыкальности детей и их способности воспринимать музыку.
В статье также описаны музыкальная деятельность детей 5-7 лет и пример реализации музыкально- художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Статья предназначена для педагогов и музыкальных руководителей дошкольных детских учреждений.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
(дошкольное отделение)
Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста в ДОО
Выполнила музыкальный руководитель
Дубкова Надежда Олеговна
г.о. Красногорск 2023
Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста в ДОО.
Содержание:
-Вступление
-Образовательные области, согласно ФГОС ДО. Раздел «Музыка» (развитие музыкальности детей и их способности воспринимать музыку).
- Музыкальная деятельность детей 5-7 лет.
-Пример реализации музыкально-художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- Литература.
Вступление
Сегодня появился новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования и направленно на формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Для обеспечения: единства образовательного процесса РФ; преемственности основных образовательных программ всех уровней образования; вариативности содержания образовательных программ; государственных гарантий уровня и качества образования, на каждом уровне образования разработаны ФГОС (федеральные образовательные стандарты).
Образовательные области, согласно ФГОС ДО.
Раздел «Музыка» (развитие музыкальности детей и их способности воспринимать музыку) входит в область «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста.
Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления художественно-эстетического развития:
Приобщение к искусству;
Изобразительная деятельность;
Конструктивно-модельная деятельность;
Музыкальная деятельность.
Музыкальная деятельность:
Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Музыкальная деятельность детей 5-7 лет
Направления
тематического модуля
5-6 лет
6-7 лет
Задачи
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Слушание
Учить различать жанры музыкальных произведений
(марш, танец, песня).
Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Продолжать развивать навыки восприятия звуков по
высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.
Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Пение
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыханиеперед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.
Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.
Развивать песенный музыкальный вкус.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).
Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество
Учить импровизировать мелодию на заданный текст.
Учить сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Способствовать дальнейшемуразвитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки,передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.).
Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Развитие танцевально-игрового творчества
Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.
Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.
Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.).
Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.).
Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах
Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
Пример реализации музыкальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание
Возраст
Совместная
деятельность
Режимные
моменты
Самостоятельная деятельность
Развитие му-зыкальной деятельности;
Приобще-ние к музыка-льному искусст-ву
Слушание
Пение
Песенное творчест-во
Музыкально-ритмиче-ские движения
Развитие танцевально-игрового творчест-ва
Игра на детских муз.инстр
5 – 7 лет
Старшая подготовительная
к школе группы
НОД
Праздники, развлечения
Музыка в повседневной жизни:
Театрализованная деятельность;
Слушание музыкальных сказок;
Беседы с детьми о музыке;
Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов;
Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
Рассматривание портретов композиторов;
Празднование дней рождения.
Использование музыки:
На утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
На музыкальных занятиях;
Во время умывания;
Во время прогулки (в теплое время);
В сюжетно-ролевых играх перед дневным сном;
При пробуждении;
На праздниках и развлечениях;
Инсценирование песен
Формирование танцевального творчества;
Импровизация образов сказочных животных и птиц;
Празднование дней рождения.
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО
Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «телевизор».
Придумывание простейших танцевальных движений;
Инсценирование содержания песен, хороводов;
Составление композиций танца;
Музыкально – дидактические игры;
Игры-драматизации;
Аккомпанемент в пении, танцах;
Детский ансамбль;
Оркестр, игра в Концерт
При реализации ФГОС и при определенных требованиях общеобразовательной программы дошкольников, существенным пунктом является исключение из программы учебной деятельности, и соответственно перед педагогами стоит трудная задача, по поиску новых методов и форм работы с детьми.
Основными идеями обновления дошкольного образования стали комплексность и вариативность, поэтому на педагогов дошкольной образовательной организации возлагается ответственность в выборе, разработке и осуществлении образовательных ресурсов ДОО.
Литература:
Методика музыкального развития.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/15/metodika-muzykalnogo-razvitiya
Музыкальное развитие маленького ребенка
https://www.kinder-center.ru/muzykalnoe-razvitie-rebenka
Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников
https://infourok.ru/obrazovatelnie-situacii-v-muzikalnom-razvitii-doshkolnikov-2149360.html
Методы и приемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
http://docplayer.ru/27665430-Metody-i-priemy-muzykalnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
Формирование музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и их развитие
http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/formirovanie-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-razvitie.html