Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Музыкальная память и способы ее развития». | Заболоцкая Алина Геннадьевна. Работа №292377

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Заболоцкая Алина Геннадьевна
В современном музыкальном исполнительстве нет более сложной, более запутанной и вместе с тем более актуальной проблемы, чем проблема музыкальной памяти. В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. С одной стороны, музыкальная память уже довольно досконально изучена и можно смело пользоваться и применять рекомендации и советы, предложенные в ранее изданных работах и статьях. С другой стороны проблема остается!

Источник: http://mozgius.ru/psihologiya/razvitie/muzykalnaya-pamyat.html Мозгиус - журнал о головном мозге.

 

Методический доклад

«Музыкальная память и способы ее развития».

 

 

Автор: Преподаватель

Заболоцкая Алина Геннадьевна

Место работы: МБУ ДО «Детская музыкальная школа». с. Перегребное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022г

В современном музыкальном исполнительстве нет более сложной, более запутанной и вместе с тем более актуальной проблемы, чем проблема музыкальной памяти. Свыше ста лет назад возникла и стала постепенно утверждаться тенденция концертного исполнения без нот и с тех пор эта проблема волнует учащихся и маститых артистов, передовых мыслящих педагогов и крупных учёных.

В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие схватывают «на лету», но запоминают произведение неточно, поверхностно, третьи продвигаются по этому пути с трудом. В процессе работы, на уроке с некоторыми учениками порой с большим трудом удается исправить неверно заученную фразу, аппликатуру, прием. Казалось бы, цель достигнута, но в момент выступления на сцене ученик неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. В чем причина этого явления? Возникает и ряд других практических вопросов. Например, как лучше работать над произведением, «доводить» его, заучив сразу на память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется» в пальцы, в движения рук. Для того чтобы управлять процессом запоминания, максимально его активизировать, разумно обращаться с памятью требуется хотя бы в общих чертах иметь представление о памяти, о ее природе.

Не существует специальной памяти, называемой «музыкальная». Музыкальная память подобна лифту, подвешенному на пяти тросах. Эти тросы - пять основных видов человеческой памяти.

Логическая память. Этот вид памяти помогает нам запоминать и удерживать в голове во время исполнения на сцене тип фактуры, структурные единицы музыкальной ткани (мотивы, фразы, предложения, периоды), смену тональностей, ключевых знаков. Всё это – метки по пути следования, ориентиры в пространстве и времени. Но самая главная ниточка, которая ведёт нас по линии развития музыкальной фактуры – это, конечно, мелодия и гармонический план. Естественно, что для всего этого музыкант должен хорошо ориентироваться в музыкально-теоретических предметах, таких, как музыкальная грамота, теория музыки, гармония, анализ форм.

Зрительная память. Она заключается в запоминании предложенного нотного текста, расположения пальцев на инструменте. Она имеет менее важное значение, чем, например, слуховая память. Для слепых музыкантов она совсем не доступна, и без нее обходятся. Чтобы развить эту память, при разучивании произведения обязательно ноты должны быть перед глазами. Многие музыканты не любят опираться на зрение, гораздо проще наблюдать и запоминать движения рук. Проблема зрительной памяти в том, что музыкант, выучив произведение наизусть, больше совсем не заглядывает в ноты, это мешает отложиться нотному тексту в зрительной памяти, она не используется. Качество исполнения в любом случае пострадает, не говоря уже о том, что ученик упускает массу важнейшей интересной информации, которая содержится в нотах.

Слуховая память. Музыкально-слуховая память дает человеку способность запомнить мелодию, мотив, ритмический рисунок, тембровые особенности, интонацию. Музыкально-ритмическая память соединяет работу слуховой и мышечной памяти. Представления о звучании напрямую зависят от ощущений пальцев и пальцевой моторики. Основная проблема - из-за недостаточного слухового контроля текст не поддастся запоминанию.

Двигательная память оторика). Человеческий мозг не в состоянии проконтролировать мелкие длительности в быстрых темпах: пальцы бегают значительно быстрее, чем мозг в состоянии работать. К счастью, с этой задачей прекрасно справляется наша моторика. Это самый надёжный и наиболее часто задействуемый вид памяти. Особенность его заключается в том, что он не просто не нуждается в контроле, но именно попытки проконтролировать моторику головой обычно приводят к катастрофам на сцене – полному забыванию текста. Зато если суметь полностью отключить голову, «не мешать» рукам, то они, скорее всего, справятся с задачей без проблем. Вот почему этот вид памяти так любят наши ученики. 90% выступлений держится исключительно на моторике.

Тактильная память. Это память прикосновения к клавиатуре. Кончик пальца даже без наших усилий запоминает характер прикосновения и в плане динамической нюансировки, тембров, туше и в отношении штрихов. Для того чтобы натренировать тактильную память, можно играть с закрытыми глазами или в кромешной темноте.

Из всего вышеперечисленного выходит, что для того чтобы забыть произведение на сцене полностью, абсолютно все виды памяти должны отказать в работе одновременно. Звучит, как что-то из области фантастики, но и такое случается. Как уже говорилось, ученики, в основном, используют только один вид памяти - двигательную. Чтобы двигательная память перестала функционировать, не нужно делать что-то сверхъестественное, можно просто начать ее контролировать. Как только вы подумали, какая там следующая нота, все, провал неизбежен.

Для того чтобы развить свою зрительную память, педагоги должны настаивать на том, чтобы ученики как можно больше читали с листа. Чтобы развить слуховую память, уроки сольфеджио, хора и музыкальной литературы также необходимы. Тренировать тактильную память можно, играя на инструменте с закрытыми глазами. Логическая память отрабатывается во время разучивания, однако на сцене она будет только мешать. Двигательная память разрабатывается только регулярными занятиями.

Методы работы с нотным текстом и запоминанием его наизусть.

Донотный. С какого момента начинается запоминание произведения? С самого знакомства, первое проигрывание педагогом уже дает свое неповторимое впечатление. Кора головного мозга образует так называемый "трек", в данном случае звуковую дорожку. Первое запоминание начинается именно отсюда.

Какие существуют варианты ознакомления с произведением?

Выбор произведения осуществляется вместе с учеником, так мы сумеем поддержать его интерес к работе, а также разделить с ним ответственность за выбор программы.

Есть еще один вариант - прослушать аудиозапись или просмотреть видеозапись выбранного произведения. Очень важно прослушивать исполнение только профессиональных музыкантов, желательно известных. Но можно прослушать и исполнение ровесников ученика, победителей различных музыкальных конкурсов.

Метод Татьяны Зильберт. – пианистка, работает преподавателем в музыкальном училище Винницы, вот уже 30 лет она продолжает свою педагогическую деятельность. Она активно ведет свой блог в интернете, пишет различные музыкальные статьи.

Она считает, что разбор, анализ нотного текста и запоминание наизусть – это лишь черновая работа. В процентном отношении она должна занимать не более 10 части всего времени, потраченного на работу с произведением. Данная работа длится примерно 3 недели, но не больше, все оставшееся время нужно заниматься творческой составляющей. При запоминании должны работать 5 видов памяти. Если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности.

Именно поэтому самым логичным будет не разбирать текст совсем. Либо читаем с листа, либо сразу учим наизусть. В этом случае в пальцах еще совсем нет заученных движений, мозгу не остается ничего кроме как подключить абсолютно все виды музыкальной памяти: зрительную, логическую, слуховую, двигательную и тактильную. В результате такой хитрости, процесс усвоения и запоминания в разы ускоряется, но самое важное, нотный текст держится в голове намного дольше, при этом затраты времени в несколько раз меньше. Работа с использованием этого метода не даст учить текст большими кусками, все произведение придется дробить на мельчайшие фрагменты, не больше такта, а иногда и намного меньше, это прекрасно влияет на результат. Этот способ выучивания наизусть вызывает довольно спорные мнения. Но попробовать стоит.

Отдельно стоит сказать о таком способе, как «опорные точки». Этот метод стимулирует развитие памяти и не только абсолютно необходим в полифонии, но прекрасно подходит и для всего остального. В нотах находятся моменты, с которых несложно начинать «как с начала». Эти моменты отмечаются в тексте цифрами и обводятся кружочками. Лучше, если красным цветом, чтоб бросалось в глаза и быстрее запоминалось. Затем надо научиться начинать игру с этих точек с такой же непринуждённой лёгкостью, как мы это делаем в самом первом такте произведения. Нужно какое-то время потренироваться, давая себе задание начинать с разных точек вразброс. Такой заготовке поистине нет цены. С её помощью снимается эстрадное волнение. В самом деле, разве есть смысл волноваться за то, чтобы не сбиться, если вы твёрдо знаете, что в любой ситуации у вас есть спасательный круг: надо просто «прыгнуть» на следующую (не на предыдущую!) опорную точку.

Проверяем прочность запоминания.

Проверка прочности запоминания лучше всего проходит в игровой форме. Дети с радостью включаются в такие игры. Примеры: Игра под названием "Диалог" Договариваемся о том, что первую фразу играет педагог, вторую ученик и так далее, продолжаем до конца произведения. Потом меняемся местами. Игра "Стоп" Ученик играет произведение, а учитель в любом месте говорит "стоп", останавливает ребенка, но руки остаются на своих местах. Через несколько секунд даем команду "дальше", ученик продолжает играть оттуда, где его остановили. Игра "Покажи в нотах" Педагог играет произведение, останавливается в любом месте, ученик должен показать, место на котором учитель прервался. Игра "Помехи" Суть игры заключается в том, что ребенок играет, а педагог задает ему вопросы, ученик должен ответить, не прекращая игру. Можно иначе, ребенок играет и, одновременно, учитель исполняет придуманный аккомпанемент или подголоски, и это очень сильно отвлекает, «сбивает с толку» младших учеников

Перед исполнением наизусть произведения обязательно просматривайте его по нотам глазами. Чтобы проверить качество проделанной работы, полезным будет написать ноты по памяти и пропеть главную мелодию с четким ритмическим рисунком и в нужном темпе. Чередуйте повторения с нотами и без них. Очень важно исполнять произведение в самом медленном темпе, иногда бывает полезным менять темп во время игры. Постоянное проигрывание в разных темпах не допустит возможности "переиграть" музыкальное произведение.

Использованная литература:

 

1.Баренбоим Л. Фортепианная педагогика. Ч. 1. М., 1988

2.Беркман Т. Индивидуальное обучение музыке. М.. 1964

3.Давыдов В. Виды обобщенья в обучении. М, 1972.

4.Коган Г. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения. – Сов. музыка, 1975, № 11

5.Рубинштейн С. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

6.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М, 1987.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×