"Музыкальная терапия как средство психокоррекции эмоциональных нарушений у детей с РАС в ДОУ | Элла Алексеевна Бирюкова. Работа №347380. Номер работы: №347380
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.
Для детей с ОВЗ полезность музыкотерапии очевидна, т.к.
-помогает ускорить прогресс терапии , так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
-музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
-косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Восприятие ребёнком музыки помогает "шагнуть" из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений.
По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.
ГОАОУ "ЦОРИО"
Опыт работы воспитателя по теме:
"Музыкальная терапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей с РАС в ДОУ"
воспитатель : Бирюкова Э.А.
ЛИПЕЦК
Меня зовут Бирюкова Элла Алексеевна. Я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ дошкольного отделения ГОАОУ "ЦОРиО". Мои воспитанники - дети с ограниченными возможностями здоровья, с расстройством аутистического спектра.
Дети с особыми потребностями зачастую имеют проблемы в общении, социализации, у них наблюдается повышенный уровень тревожности. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено. У таких детей нарушены социальные навыки и навыки коммуникации. Ребёнок практически не реагирует на обращённую к нему речь и сам не пользуется речью. Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать даже на физический дискомфорт. передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляет особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, научить дружить, любить, быть отзывчивым, видеть мир вокруг себя, быть к миру сопричастным и научить базовым навыкам( сформировать гигиенические навыки и навыки социально- бытовые) - главная задача воспитателя.
Лёгкая мелодия- самый лучший утешитель для возбуждённой фантазии и лекарство для мозга"
В. Шекспир
Для снятия страхов, повышенной тревожности, трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающим миром и развития положительной динамики в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, необходим особый подход и методы, позволяющие погрузиться в удивительный мир ребёнка, "подстроиться" под его волну.
Для достижения таких целей вполне успешно помогает музыка.
"МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - ЭТО ЦЕЛЕНОПРАВЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКИ"
Музыкотерапия- один из видов арт- терапии(терапии искусством), основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребёнка с проблемами в развитии. Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у "особого ребёнка" положительные эмоции, которые оказывают воздействие на психосоматическое и психоэмоциональные процессы, мобилизует резервные силы ребёнка, обуславливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
ДОСТОИНСТВА:
Достоинством музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность.
2. Лёгкость и простота применения.
3. Возможность контроля.
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Различают активную ( двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную ( прослушивание успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
В детском саду музыка необходима детям в течении всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
"СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА"
Хорошо , если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Музыка Моцарта также будет кстати,так как оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребёнком, создаёт атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И ИДЕИ.
Как же нам рядовым воспитателям, которые хотят дать своим воспитанникам самое лучшее, применять в условиях группы - музыкотерапию, при этом не травмировать психику малыша? как сделать так, чтобы они воспринимали музыку не только как музыкальное занятие, а как весёлую детскую игру?
Прежде всего нужно начать день с прослушивания музыки, или самим пропеть простую мелодическую песенку. При этом следует рассказать ребёнку о ком или о чём вы поёте. Тем самым исполняя информационную функцию, так ребёнок не будет чувствовать себя одиноким.
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Для успешного музыкального развития в предметно - пространственной среде нашей группы оформлен музыкальный уголок для совместной и самостоятельной деятельности, для развития творческих способностей детей.
Но, что делать, если в группе гиперактивные, подверженные навязчивым состояниям, страхам и тревогам дети?
Каждый ребёнок, с которым я работаю, требует индивидуального подхода. Один ребёнок брал все инструменты и прятал их в игровой детской палатке и больше никому их не давал. Он общался с ними с помощью рта, лизнуть, нюхая, касаясь их губами. Это был единственный настоящий перцептивный контакт с инструментом, на который готов ребёнок, ещё не осознающий звука инструмента. Я пыталась подтолкнуть его к тому, чтобы он начал соотносить звуки со своими собственными действиями, включая дыхание. Другому ребёнку приглянулся колокольчик. Я стала рассказывать, что это колокольчик - музыкальный инструмент, у него есть внутри язычок, показывая при этом, что когда его покачивают, язычок ударяется о стенки колокольчика и получается вот такой красивый звук. Колокольчик хочет с тобой поздороваться, а ты хочешь поздороваться с колокольчиком? Итак у нас началась игра с колокольчиком. В дальнейшем он постепенно сам начал покачивать им, получая при этом радость и удовольствие. Теперь это его любимый инструмент и на праздниках, на концертах он с удовольствием играет.
При активной музыкотерапии дети непосредственно участвуют в музыцировании. Используются достаточно простые музыкальные инструменты, для игры на которых не требуется специальной подготовки, особой выучки, а приёмы просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.
Приём музыцирования на детских шумовых музыкальных инструментах может использоваться для укрепления и оздоровления дыхательной функции. Для этого мной используются духовые инструменты( глиняные свистульки, блок- флейты, игрушечные дудочки). При слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты ( игрушечное пианино, металлофон, ксилофон).
Игра на музыкальных инструментах не только обеспечивает музыкальное исполнение, но и стимулирует чувства, и может поощрять речь.
Например, игра на дудочке или блок флейте может помочь ребёнку с аутизмом научиться создавать звуки, используя все артикуляционные возможности.
МУЗЫКА И ТАНЦЫ
Всем детям с аутизмом свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности. В результате этого возникают трудности в формировании произвольных движений, трудности с координацией, страдает пространственная ориентировка.
Танцы под музыку позволяют детям с аутизмом выражать эмоции и помогают уменьшить самостимулирующее поведение.
Танцы помогают познать своё тело и способствуют развитию навыков координации.
Регулярное использование пакета музыкальных произведений приводит к тому, что дети самостоятельно реагируют на смену мелодии.
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
Все знают, что самый лучший способ успокоить ребёнка - это убаюкивание. Материнская колыбельная это, то, что необходимо ребёнку, и то, что он запоминает на всю жизнь. Пение позволяет избавиться от нервного напряжения, стресса.
Не все дети с расстройством аутистического спектра умеют разговаривать, а тем более петь, но они уже сейчас могут подпевать отдельные фразы.
Во время пения или прослушивания песен дети повторяют жесты или хлопают по ритму песни.
Пение заметно снижает аутистические проявления, поскольку аутисты начинают себя слышать.
" МУЗЫКА АНГЕЛОВ" МОЦАРТА
На занятии по рисованию, лепке, аппликации, в самостоятельной игровой деятельности так же можно использовать музыкальные произведения. Обычно я включаю спокойную тихую музыку Моцарта, где аранжировка сделана специально для малышей. Такая музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. "Музыка ангелов"- искренняя, светлая, чистая, солнечная, и легко воспринимается детьми с РАС.
МУЗЫКА И РЕЛАКСАЦИЯ
Данный вид музыкотерапии используется мной в коррекционной работе с детьми для снятия эмоционального, физического напряжения и приведение в норму коммуникативных функций.
Релаксация проводится под звучание особо подобранных музыкальных отрывков.
Для расслабления, приятного погружения необходимо воспользоваться мелодичной классической или современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы( шелестом листьев, голосами птиц, стрекотаньем насекомых, шумом морских волн, журчаньем ручейков). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии: Мендельсон"Концерт для скрипки с оркестром", Голоса природы и другие.
ВЫВОД:
Я отметила, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребёнка. Мажорные мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка даёт ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребёнок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребёнок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.