Музыкально - цветовое восприятие музыки ☼
Автор: Марина Арсеньевна Туренко
Что значит видеть? Свет – цвет. А слышать? Звук - тоже знакомое понятие. Какая связь между этими понятиями? Как они взаимосвязаны? С точки зрения физики, звук – механическая волна, и орган восприятия – ухо. Свет, тоже волна только электромагнитная, со своим интервалом частот. Цветной слух или, наоборот, звукоцвет какой-то получается. Звуки могут вызывать цветовые образы. В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет и звук. Цвет, звук могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей 161 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Музыкально-цветовое восприятие музыки
Автор:
Туренко Марина Арсеньевна - МБОУ Лицей161,учитель музыки
Уфа 2020
Содержание.
Введение………………………………………………………..………………….3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1. О цвете……………………………………………...…………………….. 4-5
1.2. О звуке ……………………………………………………………...………5-6
1.3. Звук + цвет. Взаимодействие звука и цвета…………………..…………..6-7
1.4. Воздействие звука и цвета на человека………………………….……… 8-9
1.5. «Цветной слух» – реальность или миф? .....................................................10
2. Практическая часть …………………………………...………………... 11- 13
Заключение ………………………………………………………..……………..13
Список литературы …………………………………….………………..………14
Введение.
Что значит видеть? Свет – цвет. А слышать? Звук - тоже знакомое понятие. Какая связь между этими понятиями? Как они взаимосвязаны? С точки зрения физики, звук – механическая волна, и орган восприятия – ухо. Свет, тоже волна только электромагнитная, со своим интервалом частот. Цветной слух или, наоборот, звукоцвет какой-то получается. Звуки могут вызывать цветовые образы. В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет и звук. Цвет, звук могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их.Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их. Цвет, звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Многочисленные исследования показали, что и цвет, и звук качественно и комплексно влияют как на психофизиологическое состояние, так и на всю личностную сферу человека.
Актуальность: данная тема актуальна, музыка и цвет имеют немалую важность в жизни человека.
Цель: исследование музыкально-цветового воздействия на развитие личности ребенка, на уровень непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки.
1. О цвете.
Цвет - это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает. Как известно, почти 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Каждый цвет вызывает у человека определённые чувства, переживания, создаёт особое настроение. Есть цвета тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые, успокаивающие и возбуждающие, радостные и трагичные и т.д. Одни цвета способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Нужно учитывать композицию цветов, их гармонию либо дисгармонию.
Существует две основных группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы, и цвета Холодной гаммы. Давайте рассмотрим подробнее их классификацию.
Теплую гамму составляют: красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки. Они создают у тех, кто на них смотрит или их носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения.
Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого, зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции, закрытости, отстраненности.
Ученые при помощи специальной аппаратуры выяснили, что спокойная, романтичная музыка окрашена в оттенки розового. Недаром в психологии розовый цвет олицетворяет любовь, доброту, романтичность. Он успокаивает, снимает депрессивные состояния.
Резкая, агрессивная музыка имеет цвета от темно-синего до красного. Темно-синий вызывает беспокойство, грусть, приводит к депрессии. Красный действует возбуждающе на нервную систему, приводит к агрессии. Популярные композиции, скачиваемые из сети Интернет, чаще зеленые или оранжевые. Зеленый помогает избавиться от негативных эмоций, расслабиться, способствует засыпанию. Оранжевый – вызывает эйфорические состояния, способствует восстановлению утраченного равновесия. Считается одним из самых лучших цветов в психологии. Та музыка, что не пользуется особой популярностью, как правило, коричневая или ядовито-желтая. Коричневый оттенок музыки – вызывает разочарование и депрессию, желтый – провоцирует конфликты, у многих ассоциируется с болезнью.
2. О звуке.
Теперь — о звуке. Существуют звуки природы и звуки, производимые человеком, исполняемые его голосом или на созданных им инструментах. И те и другие очень влияют на человеческое сознание и состояние, наполняя его радостью и успокоением, или, наоборот, вредно воздействуя на его нервную систему.
Учёные многих стран изучают влияние различных звуков на человека. Они пришли к выводу, что ДНК воспринимает человеческую речь, и доказали, что с помощью словесных мыслей-форм человек созидает свой генетический аппарат. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Искажение речи несёт народу духовное обнищание, свидетельствует о падении уровня культуры. Подтверждённая исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна с древнейших времён.
Поэзия, как прекрасная музыка человеческой речи, способствует развитию восприятия прекрасного, если это подлинная поэзия, заключающая в себе гармонию формы и содержания, воспевающая высокие идеалы.
Универсальным человеческим языком является Музыка. Мы слушаем музыку — и забываем о привычной 80-процентной визуальности нашей жизни. Отсутствие картинки не уменьшает художественного воздействия музыкальных произведений на человека. Музыка не существует вне визуального мира. И композитор, и слушатель живут в видимом мире, а музыка — как и любой другой вид искусства — является отражением идей, предметов, событий этого мира. Значит, в каждом музыкальном сочинении присутствует определенная доля зрительности.
В древней Греции и Риме музыка тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твёрдого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры. Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет "сделать их лучше".
Особое внимание хочется обратить на музыку колокольных звонов. В истории описано много случаев, когда слова Молитвы «высокодуховных» людей исцеляли безнадёжно больных.
Щебетание птиц, шелест листвы, звон водопада или морской прибой — эти прекрасные звуки природы надо научиться слушать, воспринимать и любить.
3. Звук + цвет. Взаимодействие звука и цвета. Привлекательность, которую человек находит в цвете и звуке, заставляет его интересоваться тем, существует ли скрытая за ними тайна, существует ли язык цвета и звука, который можно выучить. Ответ заключается в том, что язык цвета и звука являются языком жизни. Жизнь выражает себя в форме цвета и звука.
Истоки идеи соединения видимого и слышимого уходят вглубь веков. Цвет и звук в сознании первобытного человека принадлежали определенным предметам, а восприятие было конкретным, поэтому танец и свет костра, ритуальные действа являлись строго нераздельными и исполнялись в предназначенных для этого случаях.
Позднее, в древнегреческом искусстве проблема синтеза света и звука была разрешена в театре, где драматическое действие, пение, движение, а также эффекты освещения представляли единую организацию.
Звучащие образы и движущиеся краски сливаются в народном искусстве песни и танца.
XVII век стал началом научной цветомузыки. Исаак Ньютон, увлекшись исследованием солнечного света, поставил опыт, заключавшийся в том, что солнечный луч сквозь отверстие в ставне окна падал на стеклянную призму и, преломляясь в ней, давал на экране цветовую дорожку.
А в XVIII веке была выдвинута идея существования цветовой музыки как независимого искусства. Французский композитор К.Дебюсси (1862 - 1918) хотел, чтобы некоторые его произведения исполнялись при красном свете.
Физиологи открыли немало интересного. Hапример: при монотонных звуках глаза лучше видят зелено-голубые тона, а оранжево-красные различают хуже. С нарастанием громкости чувствительность глаза к зеленым цветам увеличивается, а к красным - уменьшается.
С цветом связано еще одно очень интересное явление. У некоторых людей музыка вызывает зрительные восприятия цвета, они музыку не только слышат, но и видят. Для человека, наделенного таким чувством, музыка всегда существует не сама по себе, а в сочетании с цветом. Способность мозга связывать звуки с определенными цветовыми сочетаниями называется синопсией. Видением звука обладают многие композиторы и исполнители музыкальных произведений. Чувством синопсии обладал Берлиоз, видели звуки в цвете Римский-Корсаков и Дебюсси. В 1910 г. композитором А. П. Скрябиным была написана симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»), в партитуре которой были записаны цвета, соответствующие музыкальной фразе произведения.
При изучении влияния звуковых раздражителей на цветовое зрение установлено, что при воздействии на слух человека звуками постоянной громкости чувствительность глаза к зелено-голубым тонам повышается, а к оранжево-красным — снижается, при воздействии же звуков разной громкости чувствительность к зеленому цвету с нарастанием громкости возрастает, а к оранжевому — снижается. Проникновение в тайны этих закономерностей позволит соединить музыку и цвет таким образом, чтобы их восприятие было наиболее обостренным и эмоциональным. Таким образом, влияние цвета на человека очень сложно и не до конца исследовано. Недаром ученые шутят: «Нет ничего более темного, чем учение о свете». Можно привести еще много интересных примеров из области света и цвета. Соотношение музыкальных тонов и их зрительно-цветового воплощения таково:до — красный,ре — фиолетовый, ми — синий, фа — голубой, соль — зеленый, ля — желтый, си — оранжевый.
В России основоположником цветомузыкального искусства считают композитора А. Н. Скрябина (1872-1915). Он создает первое в музыкальном искусстве произведение - симфоническую поэму «Прометей»(1909-1910), в котором партия цвета выступает на равных с инструментальными партиями и выписана на отдельном нотном стане музыкальной партитуры, где к каждой клавише была подсоединена лампочка определённого цвета. Во время исполнения произведения зал погружался в сияние того или иного цвета. Композитор хотел зримо воссоздать "образ пламени" - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.
4. Воздействие звука и цвета на человека. C самого нашего рождения и до самого последнего дня нашей жизни, нас сопровождают различные цвета. Мы видим их каждый день и не стараемся акцентировать наше внимание на этом постоянно. Мы выбираем цветную красивую одежду, мебель, интерьер и многое другое, просто исходя из понимания "нравится - не нравится". Мы даже не замечаем, как цвета изо дня в день влияют на нашу жизнь, наше поведение, настроение и прочее. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем - это цветотерапия. Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через которые попадали разноцветные целительные лучи.
В современном мире исследования влияния цвета на психофизиологию человека экспериментально подтвердили, что… Красный:
• стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, помогает при апатии, депрессии. Он побеждает страх, неуверенности в себе, устраняет упадок сил, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне.
• обладает согревающим эффектом, помогает при простуде и насморке
• стимулирует мозговую деятельность и снимает сонливость
• убивает вирусы, нейтрализует некоторые воспалительные процессы.
• но в больших количествах усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение
• расширяет сосуды, активизирует кровообращения, повышает давление, учащает пульс и дыхание
• стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, нормализует обмен веществ и повышает аппетит
Желтый:
• Поможет быстрее осмелится на жизненные перемены и серьезные шаги
• освобождает от негатива, помогает при депрессии, повышает самооценку избавляет от пессимизма
• способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию, улучшает память
• очищает организм от токсинов, контролирует вес, помогает при диабете
• положительно влияет на весь пищеварительный тракт, помогает при заболеваниях печени
• лечит некоторые кожные заболевания
Синий и голубой:
• снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу
• способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуицию
• в больших количествах вызывает сонливость и грусть
• помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности
• сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами.
• Усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах
• уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть
Зеленый:
• поддерживает равновесие физического и психологического состояния человека.
• мобилизует мышцы и повышает работоспособность.
• избавляет от клаустрофобии, зрительно расширяя пространство, оказывает противовоспалительное действие.
Необходимо придавать большое значение цветовым решениям в оформлении помещений, в окраске мебели и одежды. Это необходимо не только для формирования восприятия прекрасного, но и для коррекции поведения и эмоционального состояния человека. Некоторые психологи рекомендуют использовать для интерьеров школ картины великих художников.
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
5. «Цветной слух» – реальность или миф? Одной из загадочных проблем в изучении сознания является проблема так называемого «цветного слуха». Явление достаточно редкое и до сих пор не поддающееся исчерпывающему объяснению. Интерес к возможности установления цветомузыкальных параллелей уходит своими корнями еще к попытке Ньютона найти соответствие между семью цветами спектра и семью звуками гаммы. Изучением явления «цветного слуха» занимались известные композиторы: Берлиоз, Лист, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Асафьев. Это говорит о «цветном» восприятии тональностей и тембров.
Так, например, Римский-Корсаков слышал до мажор белым, а Скрябин - красным; соль мажор - коричневым и золотистым, а Скрябин – оранжевым; ля мажор у Римского – розовый, а у Скрябина – зелёный; фа – диез мажор – серо-зелёный и синий; ре – бемоль мажор – темный, теплый и фиолетовый, а фа – мажор – зелёный и красный. Такие феноменальные способности привносят в жизнь больше проблем и дискомфорта, чем радости. Поэтому синестеты часто скрывают свои истинные чувства. Возможно, в современном креативном, пост информационном обществе для них найдется более достойное место.
Заключение.
Цвет, звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Многочисленные исследования показали, что и цвет, и звук качественно и комплексно влияют как на психофизиологическое состояние, так и на всю личностную сферу человека. Их влияние на человека очевидно. Зная, какие мелодии и цвета способствуют нашему оздоровлению многие, наверняка, станут более разборчивы в вопросе какую музыку выбрать для души, сделать спутницей жизни. Какие цвета смогут повлиять на наше настроение и создать его.
Все мы разные, а потому восприятие музыкального произведения и соотношение его с цветом всегда субъективно.
Как знать, может быть, компьютеризация (информатизация) позволит нам любую информацию «читать» цветом и/или звуком. И вновь окажутся правы фантасты, которые утверждают, что цвет и звук - это основа для общения всех живых существ во Вселенной. Сказал же Андрей Вознесенский: «Мы видим звук». Может пора не отрицать очевидное, а научиться этому верить, обязательно проверяя научными и жизненными опытами.
Список литературы
Г. С. Суренович. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1985
Сац Н. И. Всегда с тобой. Страницы жизни. Изд. 2-е, доп. М., « Дет. лит.» , 1978
Васина – Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах: Маленькая энциклопедия. – М.: Дет. лит., 1986
Зильберквит М. А. Мир музыки. М.: «Детская литература», 1988
Уколов В. С., Рыбакина Е. Л. Музыка в потоке времени. – М.: Мол. гвардия, 1988.
Даттель Е. Л. Музыкальное путешествие. Книга для юношества о музыкантах. «Просвещение», 1969
Васина - Гросман В. А. Первая книжка о музыке. Изд. 4-е, дополненное, переработанное. М., «Музыка», 1976
Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта. \ Пер. с англ. Л.М. Щукин. – Мн.: ООО «Попурри», 1999.