Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №347535. Номер работы: №347535

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Прежде чем перейти к механизму влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, необходимо понять, что же такое музыкальные способности и, что такое музыкально-дидактическая игра. Музыкальные способности, в широком смысле – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста – это прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). Каким образом игра может влиять на развитие этих способностей?

 

МБОУ «Антипинская СОШ» детский сад «Ромашка»

Доклад

ТЕМА: «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей

детей дошкольного возраста»

          Составила: музыкальный руководитель

Бояркина Лариса Федоровна

с. Антипино 2024год

 

«Игра развивает индивидуальность;

играя, ребёнок учится воспроизводить

свои впечатления и идеи, поэтому игра –

могущественное орудие для укрепления способностей

 мыслить и для развития сознания»

Э. Жак-Далькроз.

Прежде чем перейти к механизму влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, необходимо понять, что же такое музыкальные способности и, что такое музыкально-дидактическая игра. Музыкальные способности, в широком смысле – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста – это прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). Каким образом игра может влиять на развитие этих способностей?

Дело в том, что музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

 Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальное подчинено этой задаче и обслуживают ее. Следовательно, если ядро игры – это обучение, то соответственно во время обучения происходит и развитие тех или иных навыков и умений. Эффективность музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-творческих способностей детей доказана многими педагогами. Механизм воздействия достаточно прост: игра – ведущая деятельность у дошкольников. В процессе игры у детей дошкольного возраста откладываются определенные представления о тех или иных свойствах, предметах, действиях. Этот же механизм действует и в процессе использования музыкальным руководителем игр для развития музыкальных способностей детей.

Существует целая классификация музыкально-дидактических игр по развивающим характеристикам:

1. Игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и

динамический). Это такие игры, как «Качели», «Курица», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, развивающие чувство ритма «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего инструмента» и т.д.
Материалом для музыкально-дидактических игр являются:

- песни, инструментальные произведения;

- набор музыкальных инструментов;

- наборы музыкальных игрушек, сюжетные игрушки, картинки.

Давайте разберем на примере механизм воздействия музыкально-дидактической игры «Погремушка» для младшей группы на развитие метроритмического, динамического, тембрового слуха и формирования умения соотносить в соответствии с текстом свои движения и действия. Музыкальное сопровождение игры состоит из двух разнохарактерных коротких инструментальных миниатюр. Первая из них - живая, яркая, ритмичная. Под эту музыку дети звенят погремушками и на заключительных аккордах прячут ее за спину. Музыка и слова подсказывает детям, что погремушку пора прятать. Другая инструментальная миниатюра сопровождает действия взрослого, который пытается найти спрятанные погремушки. Спокойная размеренная музыка сопровождает неторопливые шаги взрослого, как бы подчеркивая неспешность и размеренность его движений, контрастных по своему характеру действиям детей во время звучания первой миниатюры. Игра может быть повторена несколько раз и закончена третьей инструментальной миниатюрой танцевального характера, в том случае если взрослый нашел погремушку. Такая игра учит ребенка прислушиваться к музыке, а также помогает прочувствовать и отразить в движении равномерную ритмическую пульсацию.

Удачным примером влияния музыкально-дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста является игра «Мышки и Кот». Цель игры: обучение детей постигать выразительные возможности музыки, побуждая к самостоятельному музицированию и созданию выразительного игрового образа. При разучивании текста игры, дети придумывают движения в соответствии с персонажами, имея право выбора (кот или мышка) при этом активизируется и развивается творческая активность. Затем, ребята обыгрывают песенку, выполняя действия в соответствии с развитием сюжета. В данной игре используются известные педагогические методы: наглядно-слуховой метод (исполнительский показ), проблемное использование наглядно-слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий), метод обобщения (создание целостного представления о характере музыкального произведения), наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, игрушек).

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно печатные игры, а также используются и технические средства обучения, интерактивные игры. Дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры.

С целью развития музыкального творчества в старшем дошкольном возрасте использую дидактические игры, положенные на сказочный сюжет.

Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей: игры-сказки с музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных способностей детей в игре с единым сказочным сюжетом.

Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет. Игры-сказки, разучиваемые с детьми, требуют от педагога такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через интонацию. Особенно важна роль музыкально-дидактических игр при

ознакомлении детей с художественной литературой.

 

В заключении хотелось бы отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Именно эти слагаемые помогут получить в сумме прекрасно развитые музыкальные способности у ребенка дошкольного возраста.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×