Музыкально-ритмические игры для старшего дошкольного возраста | Смирнова Ильяна Алексеевна. Работа №350193
Аннотация: Данная статья предназначена для музыкальных руководителей в детских садах, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмических игр как важного элемента образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Освещены теоретические аспекты музыкально-ритмического развития детей, значение ритма для формирования общей музыкальной культуры, а также практические примеры игр, которые могут быть использованы для развития музыкальных и ритмических способностей у детей. Статья предлагает разнообразные подходы и методики, которые помогут музыкальным руководителям разнообразить занятия и сделать их более увлекательными и продуктивными для детей.
Ключевые слова: музыкально-ритмические игры, старший дошкольный возраст, ритм, музыкальное воспитание, дети, педагогика, образовательный процесс.
Смирнова Ильяна Алексеевна, музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад п. Омсукчан
Аннотация: Данная статья предназначена для музыкальных руководителей в детских садах, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмических игр как важного элемента образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Освещены теоретические аспекты музыкально-ритмического развития детей, значение ритма для формирования общей музыкальной культуры, а также практические примеры игр, которые могут быть использованы для развития музыкальных и ритмических способностей у детей. Статья предлагает разнообразные подходы и методики, которые помогут музыкальным руководителям разнообразить занятия и сделать их более увлекательными и продуктивными для детей.
Ключевые слова: музыкально-ритмические игры, старший дошкольный возраст, ритм, музыкальное воспитание, дети, педагогика, образовательный процесс.
Музыкально-ритмические игры являются важным компонентом музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста, поскольку они способствуют развитию не только музыкального слуха, но и общей моторики, координации движений, внимания, памяти и воображения. В этом возрасте дети особенно восприимчивы к музыкальным произведениям, их взаимодействие с музыкой становится более осознанным и эмоционально насыщенным. Музыкальные игры помогают детям научиться воспринимать и интерпретировать музыку, активно взаимодействовать с ней через движение, голос и другие средства выражения.
Одним из главных элементов музыкально-ритмических игр является ритм. Ритм, как основа музыкальной структуры, служит связующим звеном между музыкальным произведением и действиями ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут воспринимать и повторять ритмические рисунки, а также выстраивать свою деятельность в соответствии с музыкальными интонациями и ритмами. Именно на основе ритма строятся многие виды музыкальных игр, направленных на развитие музыкальной активности у детей.
Музыкально-ритмические игры предполагают активное участие детей в процессе. Их задачи — не только осознать ритмические и мелодические особенности музыкального произведения, но и освоить новые двигательные навыки, улучшить координацию движений, развить воображение и фантазию. Ритмическое сопровождение помогает детям почувствовать структуру музыки, лучше понять её характер и динамику. Это также способствует более глубокому восприятию музыки в целом и даёт возможность детям развивать чувство времени и такта.
Типичный пример музыкально-ритмической игры для старших дошкольников — это игра Маленькие шаги, где дети под музыку делают маленькие шаги в такт, а затем, по мере усложнения задания, начинают делать большие шаги. Музыка в игре регулирует темп и ритм движений, дети учатся прислушиваться к изменениям в музыкальной композиции и соответственно адаптировать свои движения.
Ещё одной популярной игрой является Ритмическое эхо, где дети повторяют за ведущим ритмичные движения или хлопки, подражая звукам, которые издает педагог. Важно, чтобы ведущий использовал простые, доступные для восприятия ритмические комбинации, но в то же время предлагал разнообразие — смену темпа, акцентуацию, использование различных звуковых средств.
В процессе музыкально-ритмических игр важно помнить, что дети старшего дошкольного возраста обладают ярко выраженной потребностью в движении. Это связано с тем, что в этом возрасте продолжается активное развитие крупных и мелких мышц, координации движений, а также способности к быстрому реагированию на изменения внешней среды. Музыкально-ритмические игры позволяют детям не только развлекаться, но и с пользой проводить время, совершенствуя свои двигательные навыки.
Игры с мячом, например, могут стать хорошей основой для развития музыкального слуха и ритмической точности. Например, в игре Передай мяч дети должны передавать мяч друг другу под музыку. Важно, чтобы мяч не просто переходил от одного ребенка к другому, но и чтобы это происходило синхронно с музыкальными акцентами, то есть в такт с музыкой. Сложность игры можно увеличивать, меняя темп музыки, изменяя её динамику или вводя различные ритмические рисунки.
В процессе организации таких игр важно учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные предпочтения и способности. Например, некоторые дети могут иметь более развитое чувство ритма, другие — меньшую склонность к ритмическим движениям. Музыкальный руководитель должен уметь подстроить игру под уровень каждого ребенка, делая её доступной и интересной для всех участников. Важно также поощрять участие детей в создании музыкальных и ритмических композиций, например, предложить детям самому придумать ритмический рисунок, который они будут исполнять в ходе игры.
Музыкально-ритмические игры играют важную роль в социализации детей, поскольку они предполагают взаимодействие в группе, сотрудничество, соблюдение очередности, внимание к действиям других детей. В группе дети учат друг друга ритму, учат слушать музыку, работать в команде и чувствовать себя частью общего процесса. В то же время они могут экспериментировать с движением, научиться подстраиваться под музыкальные изменения и выражать свои эмоции через музыку и ритм.
Одной из важных целей музыкально-ритмических игр является развитие у детей умения ориентироваться в пространстве и времени. Музыка помогает ребенку почувствовать темп, длительность и высоту звуков, учит различать быстрые и медленные ритмы, а также понимать, как эти изменения влияют на движение. В игре Музыкальные остановки дети должны остановиться и замереть в определенный момент, когда музыка прекратится, а затем снова начать движение, когда музыка возобновится. Это упражнение помогает детям развивать реакцию на музыкальные сигналы, а также тренирует внимательность и концентрацию.
Интеграция музыкальных игр с другими видами искусства, например, с изобразительным искусством или театральной деятельностью, также способствует более глубокому восприятию музыки. Например, дети могут выполнять ритмические движения, изображая разные природные явления или персонажей сказок. Такая игра развивает не только музыкальные, но и творческие способности детей, помогает им развивать воображение и эмоции.
Нельзя забывать и о том, что музыкально-ритмические игры должны быть не только развивающими, но и веселыми. Дети в старшем дошкольном возрасте любят играть и соревноваться, и важно создавать такие условия, где обучение через игру приносит радость и положительные эмоции. Ведь музыка, кроме всех своих развивающих функций, — это всегда праздник, который дети воспринимают через радостные и живые переживания.
Таким образом, музыкально-ритмические игры являются неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду. Они не только способствуют развитию музыкальных и ритмических навыков, но и играют важную роль в общем физическом, социальном и эмоциональном развитии детей. Музыкальные руководители должны создавать условия для того, чтобы дети старшего дошкольного возраста могли развивать свои творческие способности через музыку, исследуя её возможности через игру.
Список литературы
Крамаренко А.С., Бичанина Т.В., Голубь М.С. Музыкально-тренинговые упражнения как средство развития ритмичности способностей у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. 2018. №29 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-treningovye-uprazhneniya-kak-sredstvo-razvitiya-ritmichnosti-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Петренко С. С. Особенности музыкальных игр и игр на музыкальном материале // МНКО. 2015. №1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzykalnyh-igr-i-igr-na-muzykalnom-materiale
Петренко С.С. Использование музыкальных игр в процессе развивающего музыкального образования в дошкольном возрасте // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №9-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-muzykalnyh-igr-v-protsesse-razvivayuschego-muzykalnogo-obrazovaniya-v-doshkolnom-vozraste