«Музыкально-теоретическая основа учебных хореографических комбинаций и музыкального сопровождения». | Мой кабинет. Работа №345598
Знание музыкально-теоретических характеристик музыки сопровождения способствует формированию умения выполнять движения в соответствии с характером музыки, углубленного восприятия музыки для передачи настроения движениями, развития координация слуха и движений. Статья раскрывает теоретические основы музыкального сопровождения, необходимого для хореографических комбинаций.
Концертмейстер КУПРИКОВА Н.П.
«Музыкально-теоретическая основа учебных хореографических комбинаций и музыкального сопровождения».
Музыкальное сопровождение играет важную роль в процессе обучения классическому танцу. Она облегчает выполнение движений, способствует выразительности исполнения, воспитывает умение согласовывать характер движения с характером музыки, повышает работоспособность и дисциплинирует занимающихся.
Музыкальный материал должен быть грамотно подобран в соответствии с жанровым разнообразием и тщательно продуман. Обычно на уроках классического танца для музыкального сопровождения используется балетная, симфоническая, танцевальная, оперная и фортепианная музыка.
Для координации музыки и движения в классе хореографии следует определить теоретические основы музыкального сопровождения, необходимого для хореографических комбинаций.
1. Музыкальный и хореографический метр
Музыкальный метр, создающий периодичную пульсацию сильных долей, является основным организующим фактором хореографического материала. Элементарная мера отсчета времени представляет собой длительность, условно называемой в хореографии «четвертью». Это элементарная временная единица, определяемая протяженностью звука. Хореографический метр определяет порядок исполнения движений в соответствии с протяженностью «четвертей» и их чередованием. Самая простая музыкально-временная форма это такт, который включает в себя 4 четверти или доли. Каждая доля имеет свой счёт (раз, два, три, четыре), причём 1 и 3 четверть называются сильными долями и звучат громче, а 2 и 4 четверти слабые, они звучат тише. На сильные доли приходятся опорные хореографические движения, на слабые доли-промежуточные движения. К четырёхдольной организации метра относятся музыкальные жанры: польки, марши, народные танцы. Но такт может быть трёхдольным, т.е. состоять из 3-х четвертей или долей, где 1доля является сильной или опорной, 2 и 3 слабыми или промежуточными. К трёхдольной организации метра относятся музыкальные жанры: вальс, полонез, менуэт. Вальсовая трехдольность создает эффект плавности, пластичности, закругленности, а также является сферой вольного дыхания и темповой гибкости.
Количество долей в такте определяет размер. В танцевальной музыке можно условно разделить размеры на две группы: двухдольные и трёхдольные. К первой группе относятся размеры, в которых внутритактовое количество длительностей можно поделить на два: 2/4, 4/4. Ко второй группе относятся размеры, количество длительностей в которых делится на три: 3/4, 6/4.
2. Музыкальная и хореографическая форма
За более крупную единицу времени в учебных формах танца принимается столь же условное понятие «музыкальная фраза», соответствующая 16 хореографическим «четвертям» 2-хдольного размера, 12 хореографическим «четвертям» 3-хдольного размера или 4 тактам. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати, шестнадцати и т.д. тактов. Квадрат ― простейшая танцевальная композиция, в которой одно и то же движение выполняется по сторонам квадрата и используется как методический приём при обучении движениям бальных танцев.
На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты, то есть одно движение делается 4 раза. 4 музыкальные фразы объединяются в форму квадратного периода, который представляет собой одночастную музыкальную форму, т.е. период. Период с древнегреческого языка означает «определённый круг». Он представляет собой построение, в котором излагается музыкальная мысль в довольно завершённом виде.
Двухчастная форма-это построение, которое состоит из 2 родственных по своему тематическому содержанию раздела, каждый их которых представляет собой период.
Простая трёхчастная форма состоит из трёх частей, где каждая часть представляет собой период. Третья часть (реприза) полностью повторяет первую часть и может быть несколько видоизменена. Вторая часть обычно отличается по характеру от первой части. Перед началом может быть вступление, после третьей части может быть кода, т.е. окончание.
Форма рондо (французское rondeau, от ronde –круг) содержит не менее трёх проведений основного раздела, чередующихся с рядом побочных разделов. Основной раздел называется рефрен, побочные разделы – эпизодами. Рондо имеет пять, семь или большее (нечётное) количество частей. Рефрен при повторении не изменяет свой характер.
В начале каждого урока и по его завершению делается поклон. Он является приветствием педагогу и концертмейстеру, а также настраивает учащихся на занятие. Для поклона подбирается мелодичная музыка в спокойном темпе, например, «Вальс» Маршетти. Поклон может быть написан в размере 2/4, 3/4, 6/8 и занимать 4 или 8 тактов.
3. Музыкально-выразительные средства в музыке и хореографии
Выразительные средства музыки – это средства, которыми пользуется композитор для того, чтобы донести до слушателя или исполнителя воплощение своего замысла. В хореорафии движения меняются в зависимости от музыкального характера и создают свой хореографический образ. Чтобы лучше понять взаимосвязь музыкальных и танцевальных выразительных элементов, следует иметь представление о выразительных средствах музыки, которые используются в хореографии:
Ритм
Ритм - происходит от греческого «ритмос» - соразмерность, стройность.
Ритм в хореографии- это закономерное чередование движений человеческого тела, один из основных выразительных элементов танца. Основой ритмоорганизации является соразмерность временных ритмических долей: целая, половинная, четвертная, восьмая. Временная единица «четверть» может дробиться на восьмую или объединяться в половинную. Сочетание разных длительностей составляет ритмический рисунок или ритм танца, от которого зависит характер танцевальных движений: преобладание долгих длительностей делает мелодию спокойно, а движения плавными (Battement fondu), разнообразие длительностей придает мелодии гибкость, а движениям изящество (Plie), прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности, движения становятся отрывистыми, резкими (Grand battement jete ).
Темп
Темп происходит от латинского слова «tempus», которое в переводе с латинского языка означает «час». Темп в музыке – это скорость движения звуков, Он зависит от содержания и характера музыкального произведения. В хореографии-это скорость выполнения движений. От темпа в музыке зависит темп выполнения упражнений и самих движений.
Все темпы, какие есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения. Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio, Grave. В этих темпах исполняются элементы: Battements developpes, Battement fondu, Grand plie и др. К темпам умеренным причисляют Andante, Moderato, Sostenuto и Allegretto. В этих темпах исполняются элементы: Battement tendus, Rond de jambe par terre, Plie и др.
Быстрыми темпами называются Allegro, Vivo, Vivace, а также быстрое Presto и очень быстрое Prestissimo. В этих темпах исполняются элементы: Battement tendu jete, Changement de pied, Temps saute и др. Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом. Например, Allegro molto (очень быстро), Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком), Allegro con brio (Быстро, с огнем). Такое музыкальное сопровождение используется для движений: Battement frappe, Grand battement jete, Pas echappe и др.
Динамика
Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения. Динамические оттенки – важное средство музыкальной выразительности. Они исполнение делают выразительным и эмоциональным.
Основных динамических оттенков два: форте – громко и пиано – тихо. Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемяще грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные, либо напряженные образы. В нотах динамические оттенки записывают итальянскими буквами: f и p.
Характер танцевальных движений требует от музыкального сопровождения разную силу звучания: от очень тихого – pianissimo «pp» (пианиссимо), тихого – piano «p» (пиано) до громкого – forte «f» (форте) и очень громкого «ff» (fortissimo). Возможно еще и не очень громкое исполнение – меццо форте «mf» (mezzo forte) и не очень тихое исполнение – меццо пиано «mp» (mezzo piano ).
Чтобы указать на постепенное усиление или уменьшение звучания, используют обозначения cresc. и dim. Это начальные буквы итальянских слов крещендо (усиление) и диминуэндо (ослабление). Эти средства динамической выразительности также оказывают влияние на хореографическую выразительность. Например, в упражнении Adagio постепенный подъем работающей ноги должен сопровождаться в музыкальном оформлении усилением динамики (crescendo), а опускание ноги – ослаблением звучности (diminuendo).
Штрихи
Понятие «штрих» происходит от немецкого «strich», что означает – линия, черта. Такое слово, конечно же, в первую очередь возникло от обозначений в нотах, так как штрих, которым следует исполнять тот или иной звук, часто указывается в нотах при помощи разнообразных точек, черточек и прочих знаков над или под нотами. Штрихи в музыке – способ извлечения звуков, определяющих характер звучания. Штрихи в хлореографии определяют способ выполнения движений.
На характер исполнения танцевальных движений влияют средства музыкальной выразительности: staccato, legato, акцент и т. д.
Legato (легато, итал.- связно) предполагает плавное звучание музыки, которая сопровождает, например, движения Grand plie, Battements developpes.
При non legato (нон легато, итал.- несвязно) звуки извлекаются полными длительностями, но разделяются по звучанию, не связываются между собой. Прием Non legato придаёт мелодии активное, энергичное звучание. Используется для исполнения элементов ритмичного, боевого характера, например, Battement tendu, Pas assemble .
Staccato (стаккато, итал. отрывисто) обозначает отрывистое извлечение звуков. Staccato должно быть упругим и всегда легким, но негромким, что придает звучанию тонкость, легкость, грациозность. Стаккато используется при исполнении ярких, быстрых движений, например, Battement tendu jete, Temps saute.
Marcato (марка́то, итал.—подчёркнуто) обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. Акцент обозначает ударение в звуке и сопровождает активный жест в танце. Используется он для сопровождения четких и энергичных движений, например, Grand battement jete, Battement frappe.
Музыкальное оформление урока классического тренажа направлено на организацию всех движений во времени, в условиях определенного темпа и ритма. Необходимо, чтобы сама музыка выявляла особенности танцевального движения: его рисунок, характер, фразировку, метроритмические и темпо-динамические компоненты. Знание музыкально-теоретических характеристик музыки сопровождения способствует формированию умения выполнять движения в соответствии с характером музыки, углубленного восприятия музыки для передачи настроения движениями, развития координация слуха и движений. Знание средств музыкальной выразительности в музыке помогает при помощи звуков создать эмоции и образы в танце.