Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста | Молочинская Марина Владимировна. Работа №312936
Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.
Павел Шивец, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.
Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку. Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению ответных первоначальных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Уже давно доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что именно дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей
.Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1 ладовое чувство- проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувственное восприятие;
2 музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способностьпроявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии;
3 чувство ритма- это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке- это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных навыков. Музыкально-дидактические игры содержат всегда развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Игровые правила и действия музыкально-дидактических игр помогают планомерному развитию музыкального слуха, вырабатывают умение различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера.
Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желание участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а так же является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Музыкально- дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий.
Все музыкально-дидактические игры содержат в себе обучающую задачу, игровые действия и игровые правила. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.
Проведение музыкально-дидактических игр включает в себя ознакомление с ее содержанием, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, повторение игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Основное назначение музыкально-дидактических игр:
- учить детей ориентироваться в игровой ситуации
- развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность
- в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте
- развивать чувство ритма, тембровый, звуковысотный и динамический слух, слуховое внимание, музыкальную память ;
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на несколько видов:
- настольные игры
- игры с предметами
-словесные игры
- подвижные игры
- музыкальные игры
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить музыкальное произведение. Эти игры часто проводят с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок награждается очком, фишкой или флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку.
Подвижные игры характеризуются динамикой действий. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки и реагируют движениями. Звучат громкие звуки- двигается одна группа детей, тихая – другая, а первая останавливается.
В музыкальных играх двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив ( круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – дети второго круга, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.
Музыкально- дидактическая игра требует слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию развития слухового восприятия. В ходе игры ребенок должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием.
Например, в игре дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог создает три подгруппы. Первая реагирует на звучание барабана соответствующими движениями, вторая при- при звучании погремушки помахивают кистями рук, третья- при звучании дудочки имитируют игру на дудочке.
Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению. В конце игры отмечаются победители.
Во всех видах музыкально- дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.
Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуко-высотные соотношения. Поэтому, музыкально-дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков ( « Три медведя», « Какой колокольчик звучит?»). Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука ( силы, высоты, длительности, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений.
В старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки, используют карточки с изображением марширующих и спящих детей.
В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки и фонограммы.
Музыкально-дидактическим материалом для игр являются песни, инструментальные произведения, набор музыкальных инструментов.
Музыкальные игры с движениями и словами помогают развить не только слух, но и развивают речь, память, пополняют словарный запас, а также способствуют улучшению координации. Учат ориентироваться в пространстве, воспитывают актерское мастерство. Вместе стем развивается реакция, умение выполнять определенные движения по сигналу или в соответствии с характером музыкальной композиции. Есть много игр, в которых стихи и попевки объединяются с простыми танцевальными движениями
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ
Игровой материал: Карточки ( по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия « Зайчик» м. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, « Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например после песни « Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя
МУЗЫКАЛЬНО- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ РИТМА – уметь различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм ( для младшего дошкольного возраста
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ
Педагог предлагает детям послушать , кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить « большие и маленькие ножки», выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
- Большие ноги шли по дороге: ( долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
_ маленькие ножки бежали по дорожке: ( короткие хлопки)
Топ,топ,топ,топ,топ,топ,топ,топ,т
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ РИТМА
ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУПЫ
« ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»
Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие .« Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА « С ПЛАТОЧКОМ» для средней группы
Цель игры: развивать у детей реакцию на смены динамических оттенков.
Музыкальный материал: запись вариаций Моцарта из оперы « волшебная флейта»
Методика организации игры:
- Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках- цветные платочки.
- Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое- прячут платочки за спину
- Невнимательные к смене динамики- громкости звучания дети выбывают из игры
- педагог решает в зависимости от ситуации сколько туров игры ребенок пропускает, при этом он должен утешить ребенка и дать ему надежду на победу в следующий раз.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ « КТО ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ?»
Задача: учить детей определять характер музыки животного, двигаться в соответствии с образом.
Дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой « домик» в одном из четырех углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом ( двигательная импровизация).
После того, как все « звери» прогуляются один раз под веселую музыку легким бегом, дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребенок побывает в разных образах.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА
« МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАРОВОЗ» для старшей группы
Задача: Учить определять характер музыкию.
Оборудование: Пособие « Паровоз», детские музыкальные инструменты.
Описание: В пособие входит паровоз с вагончиками, изображенный на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки ( например- солнышко- веселая, молния- страшная)
Методика прведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нем «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка- веселая, спокойная, страшная ( показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошка и определить ее характер, вложить соответствующую карточку.
Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты, соответствующие возрасту.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА « КОЛОКОЛЬЦЫ- БУБЕНЦЫ»
для старшего дошкольного возраста, развивающая тембровый слух.
Цель игры: развитие вокального тембрового слуха.
Музыкальный материал: попевка « Колокольцы- бубенцы», колокольчик.
Методика организации игры:
- Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя попевку.
- В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами
- Четвертую фразу попевки исполняет ребенок, которому педагог вручает колокольчик.
- Ребенок, стоящий в центре круга, должен узнать поющего по голосу.
- Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.
- Если узнавание происходит, поющий ребенок, звеня колокольчиком, перемещается внутри круга, а водящий, с завязанными глазами, пытается его поймать, идя на звон колокольчика. В конце этого этапа игры, поющий ребенок становится водящим.
- Не следует добиваться того, чтобы водящий ребенок непременно поймал поющего, т.к. основной победой в игре является узнавание солиста по голосу, а продолжение игры лишь усиливает удовольствие желающих.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ОЗОРНОЕ ЭХО» для старшего дошкольного возраста.
Цель игры: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.
Музыкальный материал: короткие фразы, содержащие имена детей, и слова, определяющие настроение.
Дидактический материал: мячик.
--- Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с мячиком- эхом. Бросая мяч, педагог пропевает имя ребенка, которому он передает мяч или слово настроение. Ребенок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу, пропетую педагогом.
- Можно использовать как обычную, так и ласкательную форму имени, усложняя фразы и таким образом, развивая музыкальный слух ребенка.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «РИТМИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР», РАЗВИВАЮЩАЯ ЧУВСТВО РИТМА, для старшего дошкольного возраста.
Цель игры: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности ( пение и игра на музыкальных инструментах, основываясь на полученных ранее знаниях)
Музыкальный материал: ритмическая народная песня « Андрей- воробей»
Дидактический материал: палочка для дирижера и ударные инструменты.
Методика организации игры:
- педагог разбивает детей на 4 равные подгруппы ( по 4- 6 человек), каждая из которых образует сторону квадрата.
- в руках каждой подгруппы однородные ударные инструменты ( ложки, бубны, погремушки, трещетки)
- В центре квадрата стоит дирижер
- Все дети исполняют песню
- по указанию дирижера ( конкретный жест), обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах.
- усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра ( две руки дирижера, поднятые вверх)
- педагог должен обращать особое внимание на то, чтобы пение было протяжным, спокойным.
- при сочетании пения с игрой, игра не должна заглушать пение.
- в качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.
Музыкально- дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера.
Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а так же их музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально- дидактическую игру со своим ребенком. Тем самым родители могут постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности своего ребенка.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников.