Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №342835
Целью своей идеи я считаю:
· Обогащение детской души, как сокровищницы эмоционально - эстетических впечатлений.
Для достижения этой цели я определила для себя основные задачи:
· Способствовать появлению коммуникативного отношения к музыкальному искусству и развитию основ музыкального вкуса.
· Создавать условия преобразования чувства музыкальности в необходимость творческой музыкальной деятельности.
· Развивать индивидуальность, личность, средствами музыкально – художественной деятельности.
Белоусова Елена Александровна
музыкальный руководитель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №27», г. Анжеро-Судженск.
«Музыка, как средство обогащения детской души»
Музыку любят все. Попробуйте подставить в эту фразу какой-нибудь другой вид искусства – и аксиома тут е превратиться в теорему. «Вы любите театр?» - вопрос закономерный, потому что задающий его не знает, заранее каким будет ответ. «Вы любите музыку?» - вопрос излишний, ибо ответ может быть только один.
У каждого из нас свои музыкальные привязанности и то, что нравиться одному, не очень нравиться другому.
Музыка… Что она такое? В чём её сила? Задумываться над этим люди начали очень давно.
Многие века музыка была лишь составной частью театрального празднества. Такая несамостоятельность, однако, не уменьшала силы её воздействия.
Уже мыслители древности писали об особой способности музыки передавать различные душевные состояния человека.
Обращение музыки непосредственно к миру чувств, эмоций отмечалось во все времена – от эпохи Аристотеля до наших дней.
Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена по всем…
Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе от земных оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков…,
Но и сейчас, когда оркестр играет
Свою неимоверную игру,
Как нож с березы, он с людей сдирает
Рассудочности твердую кору.
Е.Винокуров
Музыка сопутствует человеку с первых дней его жизни. Рождение ребёнка – это таинство жизни. Не случайно оно сопровождается криком малыша, и он звучит как самоутверждение: « Вот – я! Я появился на свет! Смотрите на меня, и слушайте!»
Во всём мире матери поют детям колыбельные песни. И в ответ на своё ласковое, нежное пение слышат гуление, агукание – первые песни малыша.
А потом маленький человек растёт, и его забавляют песенками - прибаутками, которые он сам учится повторять, радуясь их складности. Как не просты какие-нибудь «Ладушки», «Петушок – золотой гребешок», а для ребёнка это начало познания родного языка, окружающего мира и себя самого.
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Именно потому в душу маленького человека её не следует вводить через сознание, то есть через пояснение и интерпретацию.
Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека и поэтому не нуждается ни в иллюстрациях, ни в пояснениях.
«…если музыка…слишком старается приладиться к словам и событиям, то она силится говорить языком, который не есть её собственный» (А.Шопенгауэр).
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту. Для того чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Любые же попытки воспитывать и обучать чему-нибудь при помощи музыки того, кто музыкой не заинтересовался, не увлёкся, не полюбил её, обречены на неуспех.
Но к этому выводу я пришла не сразу. Когда два года назад нашими педагогами был проведен опрос среди детей старших групп: «…для чего вам нужна музыка? Для чего вы занимаетесь на музыкальных занятиях?» - ответы звучали удручающе. Дети говорили о том, что занимаются для того, чтобы исполнить свои музыкальные номера на утренниках, для взрослых или вообще затрудняются с ответами. А результаты диагностики показали, что детей не всегда интересует предложенный им на занятиях музыкальный репертуар, а любимыми «произведениями» для них являются популярные песни, услышанные по телевидению.
Это, конечно, не повод к тому, чтобы думать, что предлагаемый материал, сам по себе, не интересен детям, - проблема совсем в другом. А её смысл, на мой взгляд, как может показаться на первый взгляд!
Конечно, мне как музыкальному руководителю, хочется, чтобы утренник в детском саду как можно меньше был похож на отчёт детей перед взрослыми, а стал праздником их совместного общения. Но как сложившуюся десятилетиями систему развернуть в другую сторону? Ведь на протяжении многих лет мы то и делали, что ставили перед собой задачи: научить, добиться, сформировать… и т.д., и полученный результат показать на утреннике – отчёте, не размышляя на тему: зачем ребёнку музыка?
Наверное, не для того, чтобы обслуживать амбиции взрослых и уж, конечно, не для того, чтобы другие взрослые гордились своими достижениями: «Смотрите, как мы тут всех здорово обучили!». И поэтому, при каких бы обстоятельствах я ни беседовала с детьми о музыке, я ни на секунду не забываю о главной своей задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» их своей любовью к музыке.
Целью своей идеи я считаю:
Обогащение детской души, как сокровищницы эмоционально - эстетических впечатлений.
Для достижения этой цели я определила для себя основные задачи:
Способствовать появлению коммуникативного отношения к музыкальному искусству и развитию основ музыкального вкуса.
Создавать условия преобразования чувства музыкальности в необходимость творческой музыкальной деятельности.
Развивать индивидуальность, личность, средствами музыкально – художественной деятельности.
Проектирование моей деятельности осуществляется по принципу тематического погружения. А в непосредственном планировании принимают участие не только педагоги, но и родители, дети. Тематический принцип позволяет раскрыть специфику языка музыки и связи искусства жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.
Тема ведущая, сквозная – «Музыка и настроение». Она включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес, а также не программную музыку, в которой дети различают настроения и их смену.
Слушая «Утреннее размышление» Чайковского мы с ребятами стараемся прочувствовать оттенки настроений в музыке, проследить, как они меняются.
Сначала музыка звучит светло, нежно в середине – беспокойно тревожно, а в конце – снова светлое звучание. И мои ребята понимают, что тревога, беспокойство развеялись, а светлое настроение вернулось.
В младшем возрасте дети слушают произведения, доступные им по эмоционально – образному содержанию. Яркими образами для них являются любимые игрушки, которые «оживают» в музыке. Мишка – грустный, печальный; Лошадка – скачущая, задорная; Бычок – напуганный, беззащитный.
Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются, развивается «словарь эмоций». А «копилка музыкальных терминов» наполняется с помощью игры: дети прослушали пьесу П.И.Чайковского «Сладкая грёза»
Я утверждаю, что эта музыка нежная. Дети «ловят» слово в «чашечки» ладоней и «возвращают» его – нежная.
Я утверждаю, что эта музыка ласковая. Дети «отвечают» – ласковая! Я утверждаю, что эта музыка торжественная – задача ребят заметить ошибку.
И чтобы результат игры был успешным – мы проживаем с ребятами каждый музыкальный момент пьесы, пропускаем её через своё сердце, звучит музыка – и вот мы – мечтатели и фантазёры, а мечта у каждого своя, и непременно самая заветная и сладкая!
Следующая тема: «Песня, танец, марш» - ребята накапливают представления о первичных жанрах на репертуаре классической народной музыки. «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского мы слушаем, разбирая средства музыкальной выразительности, маршируем и вот мы уже куклы – барабанщики:
Раз, два чётким шагом, дружно всем отрядом
Мы в дозор выходим в час ночной.
Рады нам игрушки, зайцы и лягушки,
И кивает кукла головой…
«Музыка рассказывает о животных и птицах» - эта тема даёт представление об изобразительности языка музыки, средствах музыкальной выразительности.
Мы с ребятами учимся передавать в танцевальных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей. Так дети пытаются передать образ лисы из разных сказок в своих движениях: то она хитрая, плутовка, коварная из сказки «Колобок»; обманчивая в сказке «Лисичка со скалочкой», то она просящая, доброжелательная из сказки «Теремок». Музыка помогает изобразить, показать тот или иной характер в движениях ребят…
«Природа и музыка» - тема, включающая в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
Знакомя ребят с циклом «Времена года» Чайковского П.И., мы слушаем «Осеннюю песню», на фоне которой звучат пушкинские строки:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
И это не мешает восприятию замечательной мелодии, напротив – союз музыки и слова рождает многогранные образы природы и мира человеческих чувств, пронизанных единым эмоциональным тоном.
«Сказка в музыке» - эта тема знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных образных движениях, пантомиме, рисунках.
Звучит музыка Н.Римского-Корсакова к «Сказке о царе Салтане» - тема Лебедя. И мы с ребятами исполняем волшебный танец под сказочно красивую мелодию, передавая нежность и мечтательность в устремлённом полёте. Ребята пробуют движениями передать сказочный образ, каждый музыкальный момент – это плавный взмах крыла, лёгкий поворот; а изображая сказочный образ на листе бумаги, ребята как бы вновь «проживают» в себе волшебные звуки мелодии.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его!
Последняя тема «Музыкальные инструменты и игрушки» - знакомит детей с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов (гармоники, музыкальных табакерок, колокольчиков и т.д.), с музыкальными инструментами симфонического оркестра и народными инструментами, выразительными возможностями тембровых красок через прослушивание записей музыки.
Предлагая детям музыкальные инструменты, я даю возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать его в различных движениях, украсить жестом…
Используя в своей работе данную систему, я наблюдаю положительный результат: дети проявляют желание слушать классическую музыку. Напевают полюбившиеся произведения самостоятельно, знают многих композиторов – классиков и т.д., проявляют творческую активность в различных видах музыкальной и художественной деятельности.
Одной из интересных форм работы по данной системе является постановка музыкальных спектаклей – игр. Особенно запомнился и полюбился детям спектакль по сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом»
Дети старших групп с увлечением готовили этот спектакль, который был показан для детей, не занятых в спектакле. Дети в течении двух месяцев находились в эстетической среде художественного искусства. Они «жили» в музыке замечательных композиторов.
В процессе подготовки спектакля не было никакой муштры и натаскивания детей, а были лишь игра и радость творчества.
Я думаю, что работа по данной системе даёт возможность применить усвоенное и познать новое на следующем этапе, «витке» музыкального развития и общего развития детей.
И это развитие зависит от всех нас, от педагогов и конечно. В немалой степени от родителей.
Как сделать, чтобы родители были не пассивными зрителями, наблюдателями, а являлись бы соратниками, соучастниками творческого процесса?
Я думаю – это ещё одна проблема, которую необходимо решать. И поэтому следующий этап своей работы я бы озвучила словами: праздник, как общение детей и взрослых!
Ребёнок почувствует себя комфортно, если рядом с ним танцует или играет взрослый, помогая ему не растеряться, быть уверенным и спокойным, а музыка создаст атмосферу тепла, радости, уюта. Ведь именно она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие, самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний.
Строка без музыки – бескрыла,
Ты удружи мне, удружи
И всё, что в слове сердцу мило,
На музыку переложи…
Ты сделай струнами потоки
И сочини такой напев,
Чтобы к щекам прильнули щёки,
Сливались губы, захмелев…
Возьми слова мои, и если
В них землю с небом породнишь,
Они, пожалуй, станут песней,
Взлетев как птицы с горских крыш.
Р.Гамзатов
Литература:
1. Васина – Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах» Издательство: Детская литература, 1986. –192 с.
2. Газарян С. «В мире музыкальных инструментов» Москва: Просвещение, 1989. - 192 с.
3. Головинский Г.Л., Ротерштейн М.И. «Книга о музыке» Первое издание.1975г.
4. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» Советский композитор, М., 1977. София, 1980.
5. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольников» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А.Шаграева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
6. Радынова О.П «Настроение, чувства в музыке» Программа «Музыкальные шедевры» М.:ТЦ Сфера, 2014. – 208с.(1)