Музыкальное воспитание как способ социализации ребёнка | Мехаматдинова Алла Геннадьевна . Работа №331594
Для дошкольника раннего возраста положительный эмоциональный фон является залогом успешного формирования высших психических функций. Поступившие к нам дети по вполне понятным причинам редко бывают эмоционально-положительно ориентированы. В основном, это дети из социально-неблагополучных семей, дети, отобранные от родителей, либо оставленные родителями, дети, которые с раннего возраста утратили чувство защищенности и доверия к миру.
Бесценную помощь оказывает музыка, как способ эмоционального воздействия с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, а также как один из возможных способов социализации детей раннего возраста. Музыка помогает увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помогает узнать свое «я». Также формирует коммуникативные навыки.
Музыкальное воспитание как способ социализации детей раннего возраста в условиях дома ребенка.
Дом ребенка – учреждение для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей. Возраст наших детей от 0 до 4 лет. Контингент воспитанников крайне неоднороден по соматическому и психологическому составу (дети, имеющие инвалидность по какому-либо заболеванию и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, составляют, как правило, от 10% до 15 % от общего количества воспитанников). Это соотношение сохраняется почти постоянно, поэтому вопрос инклюзии стоит для нас остро, в каждой группе детей у нас есть инвалиды.
Организацию воспитательного и образовательного процесса осуществляют педагогические работники (воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, педагог-дефектолог и музыкальный руководитель).
Основной целью педагогической деятельности дома ребенка является создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физиологических качеств отдельного ребенка.
Для дошкольника раннего возраста положительный эмоциональный фон является залогом успешного формирования высших психических функций. Поступившие к нам дети по вполне понятным причинам редко бывают эмоционально-положительно ориентированы. В основном, это дети из социально-неблагополучных семей, дети, отобранные от родителей, либо оставленные родителями, дети, которые с раннего возраста утратили чувство защищенности и доверия к миру.
Устроенные в наше учреждение дети, переживают состояние тяжелой адаптации и психической депривации.
И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка, как способ эмоционального воздействия с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, а также как один из возможных способов социализации детей раннего возраста. Музыка помогает увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помогает узнать свое «я». Также формирует коммуникативные навыки.
На музыкальных занятиях открывается весть многообразный мир видов музыкальной деятельности, где осуществляется процесс социализации: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры, инсценировка песен. Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время два раза в неделю как в утреннее, так и вечерние часы. В младших группах 7-8 минут, в средних 10-15 минут, в старших 15-20 минут.
Организация музыкальных занятий в условиях дошкольного инклюзивного образования требует дифференцированного подхода к детям. При планировании педагогической деятельности учитываю не только возраст, но и состояние здоровья, уровень развития ребенка. Его психические индивидуальные особенности. Продумываю деятельность каждого ребенка так, чтобы он мог получить удовольствие от занятий и развитие на своем уровне. Стараюсь оказать помощь детям преодолеть стеснительность, неумение через индивидуальную работу, через принцип положительной оценки, что способствует большей активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Также использую принцип последовательности, который предусматривает усложнения поставленных задач по всем разделам музыкальной деятельности.
В работе с детьми раннего возраста основной задачей музыкальной деятельности является развитие слухового восприятия, эмоциональной отзывчивости на музыку. Это и будет фундаментом в музыкально-творческом проявлении ребенка. Такими учеными как Ф.М. Бехтеревым, Н.М. Сеченовым и другими доказано положительное влияние музыки на эмоциональное состояние, нормализацию обмена веществ, дыхания и кровообращения человека.
Также многочисленные исследования ученых доказали, что музыка посредством влияния на эмоциональную сферу человека способна выполнить коррекционную функцию при психических, познавательных и коммуникативных нарушениях. Доказано, что именно классическая музыка благотворно влияет на состояние человека, поэтому музыка Вивальди, Моцарта в исполнении инструментов высокой вибрации (флейты и колокольчиков) звучит в грудных группах. Слушая музыку, младенец учится распознавать и различать звуки, а позднее слова, испытывать эмоции. И чем разнообразнее будет вокруг ребенка звуковая среда, тем утончённее будет его слух. Различные мелодии являются как бы упражнением для ребенка. А слушая звуки природы, голоса животных в сопровождении классической музыки, расширяется представление ребенка об окружающем мире и развивается его воображение.
Опыт музыкального восприятия – социальный опыт. С помощью музыки ребенок учится слушать, вслушиваться и относиться к звуку как к ценности, этим ребенок научится слушать другого человека. Слушание музыки воспитывает в нем усидчивость, внимательность, что пригодится в общении с людьми.
Один из основных разделов музыкальной деятельности – это пение. Это прекрасный способ установления эмоционального контакта с малышом, вовлечение его в диалог. Детям доставляет радость пение взрослых и только на основе положительных эмоций у ребенка возникает желание приобщаться к этому замечательному виду музыкальной деятельности. Уже в раннем возрасте ребенок реагирует на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, возрастает интерес ребенка к самой песни и ее воспроизведение. Очень удачным способом работы над песней является ее инсценировка, где малыши (в силу раннего возраста) могут компенсировать недостаток в речевом развитии применением движений. Для детей с ограниченными возможностями здоровья продумываю действия с использованием музыкальных инструментов.
Мы с вами знаем, что движения тесно взаимодействуют с развитием памяти, речи, с развитием вестибулярного аппарата, а также содействуют социальной адаптации детей. Поэтому в своей работе с детьми большое внимание уделяю такому разделу, как музыкально-ритмические движения. В танце используем простые движения.
Детям с ограниченными возможностями продумываю другие движения. Если это хоровод, дети находятся в середине круга, ощущая себя причастными к действию.
Развивая музыкальный слух, знакомлю детей со средствами музыкальной выразительности (громко-тихо, высоко-низко), знакомлю с жанрами музыки (вальс, марш, полька), а также развиваю умение определять сколько звуков звучит (один или несколько). С этими заданиями дети очень хорошо справляются даже на удивление музыкальному руководителю и сотрудникам.
В любом детском коллективе есть дети активные, замкнутые, конфликтные и доброжелательные. Моя задача помимо музыкального развития помочь детям раскрыться, поверить в себя, социализироваться. Для решения этих задач выбираю коммуникативные танцы и игры, которые развивают инициативность, готовность к общению, умению договариваться, развивают положительную оценку, уверенность в себе, а также устанавливать новые контакты.
Такие коммуникационные игры, как «Хоровод», «Паровозик», «Золотые ворота», «Ходит Ваня», «Город музыкальных инструментов», доступны для всех категорий детей. Они объединяют, вызывают интерес, дарят положительные эмоции и успешно выполняют психотерапевтические задачи. Содействуют социальной адаптации детей. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата движения упрощаются. Если ребенок не передвигается самостоятельно, ему помогает взрослый.
Игра на музыкальных инструментах
Мы используем все доступные детям музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики). Взаимодействие с музыкальными инструментами учит детей соотносить свои действия с результатом. Развивается не только чувство ритма, но и логическое мышление, когда ребенок чувствует себя творцом новых звуков. В целом, ритмические упражнения с музыкальными инструментами очень хорошо влияет на мозговую активность и приносит детям большую радость (развивает у детей чувство товарищества, взаимопомощи), вырабатывают дисциплинированность и ответственность за порученное дело. В работе с детьми с ОВЗ, конечно, необходима помощь взрослых. Очень увлекает процесс игры на ложках.
Праздники и развлечения
Праздники и развлечения в доме ребенка – важная часть жизни детей. Это радость в общении, радость творчества и сотворчества. Они способствуют эмоциональной разрядке, повышению эмоционального тонуса и способствуют социализации детей с ОВЗ и инвалидностью в общей среде. Основная задача в проведении мероприятий — это доставленная детям радость, их социализация. Дети раннего возраста еще не способны воспринимать идею календарных праздников, их привлекает необычность, красочность происходящего действия. По плану образовательной деятельности мы проводим один праздник и одно развлечение в месяц.
В своей работе убеждаюсь, что дети с особенностями развития здоровья через умение реализовать свои творческие возможности более успешно адаптируются к изменяющимся условиям и требованиям жизни. Становление творческой индивидуальности в детском возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности и ее интеграции и социализации в обществе.