Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Музыкальное восприятие в раннем детстве: как классическая музыка формирует чувство гармонии у детей | Смирнова Галина Михайловна. Работа №353264

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль классической музыки в формировании чувства гармонии у детей раннего возраста. Особое внимание уделяется особенностям музыкального восприятия малышей и способам использования классической музыки в образовательной практике. Обсуждаются научные исследования влияния музыки на когнитивное и эмоциональное развитие, а также приводятся практические рекомендации для музыкальных руководителей детских садов.

Ключевые слова: музыкальное восприятие, раннее детство, классическая музыка, чувство гармонии, музыкальное развитие, эмоциональное воспитание.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ: КАК КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ФОРМИРУЕТ ЧУВСТВО ГАРМОНИИ У ДЕТЕЙ

 

Смирнова Галина Михайловна, музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 14 "Березка", г. Ханты-Мансийск

 

Аннотация. В статье рассматривается роль классической музыки в формировании чувства гармонии у детей раннего возраста. Особое внимание уделяется особенностям музыкального восприятия малышей и способам использования классической музыки в образовательной практике. Обсуждаются научные исследования влияния музыки на когнитивное и эмоциональное развитие, а также приводятся практические рекомендации для музыкальных руководителей детских садов.

Ключевые слова: музыкальное восприятие, раннее детство, классическая музыка, чувство гармонии, музыкальное развитие, эмоциональное воспитание.

 

Музыкальное восприятие является важной частью общего развития ребенка, особенно в раннем возрасте, когда происходит активное формирование когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. Классическая музыка занимает особое место в музыкальном воспитании благодаря своей структуре, мелодичности и способности вызывать положительные эмоции. Она формирует у детей чувство гармонии, способствует развитию слуха, ритмики и эстетического восприятия.

Цель данной статьи — раскрыть значение классической музыки для формирования музыкального восприятия и предложить практические подходы к её использованию в детских садах.

Особенности музыкального восприятия в раннем детстве

Раннее детство — это период, когда ребенок особенно восприимчив к звукам окружающего мира. Музыкальное восприятие детей основывается на:

Эмоциональной откликаемости: дети реагируют на интонации, ритм и динамику музыки. Классические произведения вызывают глубокие эмоции благодаря своей многослойной структуре.

Чувствительности к ритму: ритмические элементы музыки помогают формировать навыки координации движений и речи.

Непроизвольном запоминании мелодий: частое прослушивание классических произведений способствует накоплению музыкального опыта.

Исследования показывают, что воздействие классической музыки на мозг ребенка стимулирует развитие памяти, внимания и креативности. Важным аспектом является также формирование эстетического вкуса.

Как классическая музыка формирует чувство гармонии

Чувство гармонии — это способность воспринимать взаимосвязь элементов музыкального произведения. Классическая музыка способствует развитию этого чувства благодаря:

Мелодичности и структурированности: повторяющиеся темы и гармоничные переходы развивают у детей способность прогнозировать музыкальные фразы.

Динамическому разнообразию: произведения часто меняют темп и тональность, что тренирует слуховое внимание.

Эмоциональной выразительности: музыка помогает детям осознавать различные эмоциональные состояния, учит эмпатии и тонкому восприятию настроений.

Например, произведения Моцарта, Бетховена и Чайковского могут быть использованы для знакомства детей с понятиями контраста, равновесия и красоты.

Рекомендации для музыкальных руководителей

Музыкальным руководителям следует уделять внимание следующим аспектам:

Выбор репертуара.

Подбирайте произведения, подходящие для возраста детей. Для малышей до 3 лет подходят короткие мелодии, например:

«Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта.

«Детский альбом» П. И. Чайковского.

Для старших дошкольников можно использовать более сложные композиции.

Организация музыкальных занятий.

Слушание музыки: сочетайте пассивное восприятие (просто слушание) с активным участием (движения под музыку, имитация ритма).

Ритмические игры: предлагайте детям простые задания с использованием музыкальных инструментов (бубен, маракасы).

Связь с другими видами деятельности.

Включайте классическую музыку в другие образовательные блоки: рисование под музыку, рассказывание сказок с музыкальным сопровождением.

Создание музыкальной среды.

Поддерживайте в группе спокойную и творческую атмосферу. Регулярно включайте классическую музыку в фоновом режиме, особенно во время игр и отдыха.

Практическое значение

Использование классической музыки в воспитательной практике помогает гармоничному развитию детей. Она способствует улучшению эмоционального состояния, развитию воображения и эстетического вкуса. Более того, раннее знакомство с классической музыкой создает основу для дальнейшего музыкального образования.

Классическая музыка — мощный инструмент воспитания и развития детей раннего возраста. Она формирует чувство гармонии, помогает детям осваивать мир эмоций и структурирует их восприятие звуков. Музыкальным руководителям важно учитывать особенности восприятия малышей, чтобы грамотно интегрировать музыку в образовательный процесс.

Регулярное использование классической музыки делает воспитание не только образовательным, но и эстетически значимым, что позволяет растить гармонично развитых личностей.

 

Список литературы

Мазаненко

Оксана Михайловна Эстетика музыкального сотворчества в раннем детстве: развитие философской личности (психологический аспект) // Вестник ОмГУ. 2018.

№4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-muzykalnogo-sotvorchestva-v-rannem-detstve-razvitie-filosofskoy-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt

О А. Титова, Р Л. Заславская МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ // Наука. Искусство. Культура. 2024. №1 (41).

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

muzykalnoe

-

vospitanie

-

kak

-

tselepolagayuschiy

-

fakt

-

razvitiya

-

tvorcheskoy

-

lichnosti

Четверикова Галина Михайловна Духовно-нравственное воспитание детей средствами классической музыки на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.

2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-sredstvami-klassicheskoy-muzyki-na-muzykalnyh-zanyatiyah-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×