Музыкально - эстетическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ | Чащухина Елена Юрьевна. Работа №228812
Автор: Чащухина Елена Юрьевна
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно - ритмических занятий ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.
Чащухина Елена Юрьевна,
музыкальный руководитель
МАДОУ «ЦРР-детский сад № 161» г Перми
Музыкально - эстетическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ
Проблема эстетического развития и воспитания дошкольников традиционно является одной из важных в педагогической теории и практике.
Использование музыкального искусства в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как само музыкальное искусство по своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем несравнимо по силе воздействия на растущего человека. Оно обладает таким воздействием на ребенка, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Музыка является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Кроме вышеназванных эстетических функций, музыкальное искусство обладает большим оздоровительно-развивающим потенциалом.
Использование музыкального искусства в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как само музыкальное искусство по своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем несравнимо по силе воздействия на растущего человека. Оно обладает таким воздействием на ребенка, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Музыка является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Кроме вышеназванных эстетических функций, музыкальное искусство обладает большим оздоровительно-развивающим потенциалом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно - ритмических занятий ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их эстетического вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображения, стремление к эстетическому самовыражению. Другими словами – формирует и развивает эстетический мир ребенка.
Реализация задач в области эстетического воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.
В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально – волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, работа должна быть направлена на решение как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2.Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
3.Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развития дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача состоит в том, чтобы путем музыкально – ритмических упражнений исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. Для этого необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям; обеспечивать преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве; обеспечивать вариативность в структуре и содержании занятия.
Коррекция нарушений, имеющихся у детей, должна осуществляться путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки. Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Этот комплекс включает в себя такие виды музыкальной деятельности – это слушание, исполнительство (включающие пение, музыкально–ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах).
Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т.е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества.
Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками. Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразного. Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными. Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Учитывая особенности, восприятие детей с ОВЗ подбираю песни с игровым содержанием. Это как нельзя лучше способствует фольклор. Многие фольклорные жанры выполняют не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию. К ним относятся потешки, народные прибаутки, которые словно специально созданы для улучшения дикции и артикуляции. Все это дает хороший эффект в музыкальном воспитании и обучении, а также в улучшении здоровья дошкольников.
Одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является развитие ритмических движений. В ходе формирования у детей музыкально – ритмических движений интенсивно происходит эмоционально – эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. На этих занятиях создаются особые условия для работы над преодолением таких недостатков движений, как плохая координация, недостаточная переключаемость и целенаправленность, невыразительность и пр. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента» Неотъемлемым компонентом музыкально-ритмического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально – подвижные игры. В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринужденной форме решаются многие коррекционные задачи. Игры, даря детям, радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности, они способствуют развитию произвольности движений и поведения, снижают психоэмоциональное напряжение.
Музыкально-эстетическое воспитание помогает развивать психоэмоциональное состояние дошкольников, повышает интерес к познанию окружающего мира, позволяет ощутить ребенку себя комфортно и успешно. Можно назвать ряд методических рекомендаций, связанных с реализацией комплексного подхода, это, прежде всего использование различных форм и жанров музыки, способов их в применениях на занятиях. Полезно также сочетать музыкальные средства с элементами других видов искусств – поэзии, пантомимики, театрализации, живописи и т.д. Большие возможности открывают совместная работа музыкального руководителя и специалистов. Комплексный характер деятельности требует объединения усилий музыкального руководителя, специалистов и воспитателей. Художественно-эстетическое воздействие является сквозным, интегральным компонентом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач – сфере логопедии, дефектологии, социальной работе и т.д. Все это делает музыкально-эстетическое воспитание важным и действенным элементом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.