Музыкальные игры как средство адаптации детей к условиям ДОУ ☼
Автор: Григорьева Ирина Александровна
Музыкальные игры как средство адаптации детей к условиям ДОУ.
Адаптация—в широком смысле – приспособление к окружающим условиям.
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным или к негативным результатам (стрессу).
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:
Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс.
Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разных стран, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации.
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Адаптационные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития ребенка.
Главная задача педагога -- помочь детям преодолеть стресс поступления и удачно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Адаптационный период -- серьезное испытание для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Проблема адаптации детей к условиям ДОУ остается особо актуальной т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов.
Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и
момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ мы в своей работе использовали музыку во всех видах детской деятельности. Особое внимание мы уделили музыкально-дидактическим играм. Для того, чтобы работа принесла положительные результаты, мы для себя определили цель:
--способствовать положительному эмоциональному отклику ребенка через погружение в музыку
И поставили следующие задачи:
-- воспитывать у детей умение внимательно слушать музыку и эмоционально откликаться на нее;
-- формировать устойчивую положительную динамику на пребывание детей в ДОУ;
-- развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыкально-дидактическим играм.
Поставленную цель и задачи мы реализовывали через традиционные и игровые методы (наглядные, словесные практические, музыкально-дидактические и творческие). Использовали такие приемы, как показ картинок, иллюстраций игрушек; беседовали с детьми, задавали различные вопросы, использовали поэтическое слово; привлекали детей вместе с нами петь понравившиеся песенки. Для того чтобы вызвать у детей интерес к играм мы использовали различные атрибуты: шапочки, маски, эмблемы, создавали для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.
В своей работе мы придерживались таких принципов как: систематичности и последовательности;
--доступности, где учитывали возрастные особенности детей, их потребности, интересы;
--наглядности обучения, где мы тщательно продумывали количество наглядности и последовательность ее демонстрации, обращали особое внимание на ее оформление;
--интегрированного подхода, действовали совместно со специалистами ДОУ, родителями.
Хочу представить вашему вниманию несколько музыкальных игр, которые мы использовали в своей работе с детьми для успешной адаптации, это игра «Солнышко и дождик». Наблюдая с детьми за состоянием погоды, обратила их внимание на то, что когда тучка закрывает солнышко, становится пасмурно и начинает капать дождик, предложила рассмотреть картинки, обратила их внимание на то, что когда идет дождь, все люди открывают зонтики. Задала детям вопрос, для чего нам нужны зонтики? Потом предложила им послушать музыку. По ходу звучания музыки я рассказывала детям о том, что когда светит солнышко, все радуются ему, на улице тепло и можно пойти погулять. Но вдруг тучка спрятала наше солнышко, пошел дождик, весело запел песенку, все торопятся открыть зонтики, чтобы не промокнуть. После этого спела им песенку, рассказала правила игры и предложила им поиграть.
Дети с удовольствием откликнулись на данное предложение.
Следующая игра «Автобус».
В ходе беседы с детьми, я выяснила, что многим из них нравится ездить в гости на автобусе. Предложила построить из стульчиков автобус и поехать на нем покататься, а чтобы нам было веселее послушать песенку. По ходу звучания песенки мы с детьми обыгрывали ее. Дети с радостью выполняли движения. Перестали плакать.
Для того, чтобы данная работа приносила плодотворные результаты, мы очень тесно сотрудничаем с музыкальным руководителем. Наталья Александровна помогает нам подбирать музыку, разучивать текст песенок и движения.
На базе нашего детского сада работает семейный адаптационный клуб «Мамина школа», цель которого -- социальная поддержка и оказание помощи в воспитании детей молодым семьям и семьям, дети которых не посещают детские сады.
Основными функциями центра являются:
-- обеспечение потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
-- облегчение адаптационного периода детей раннего возраста
-- обеспечение ребенку комфортных условий пребывания в ДОО;
-- сохранение и укрепление здоровья;
-- содействие личностному развитию детей разного возраста;
-- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
-- консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в условиях семьи;
-- взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
В семейном клубе «Мамина школа» проходят всевозможные встречи, круглые столы, практикумы, беседы,, консультации, практические занятия, где мы помогаем родителям в вопросах воспитания детей, учим их играть с детьми, организуем для детей различные праздники.
Музыкальные игры объединяют детей и педагогов, способствуют созданию положительного фона, чувства общности, развитию коммуникативных навыков, и тем самым позволяют ребенку легче адаптироваться к новым для него условиям.
Музыкальные игры помогают раскрыть внутренний потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и способности.
В перспективе расширять и пополнять картотеку музыкально-дидактических игр, привлекать родителей к изготовлению атрибутов к играм, продолжать работу семейного адаптационного клуба «Мамина школа», провести для родителей семинар-практикум «Играем вместе с детьми».