"Музыкальный фольклор как средство воспитания и развития детей". ☼ | Гусева Марина Викторовна. Работа №294958
Автор: Гусева Марина Викторовна
Цель данной разработки – раскрыть ценность музыкального фольклора как важнейшей отрасли в дополнительном образовании, показать работу с фольклорным коллективом и влияние народной мудрости на развитие детей.
Данная тема в наше время является актуальной, потому как народная мудрость, которая копилась годами, перестала бытовать так часто, как этого хотелось бы. Это касается не только песенного жанра, но и многих других. Западные ценности иногда превалируют во вкусах нынешнего поколения, и задача педагогов перевесить чашу весов в пользу культуры родного края.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
Методическая разработка на тему:
«Музыкальный фольклор как средство развития и воспитания детей»
Автор: учитель музыки
Гусева Марина Викторовна
г. Ангарск 2022 г.
Содержание
Список используемой литературы
Введение
На сегодняшний день мы живем в современном обществе, которое постоянно находится в поиске новых открытий в различных отраслях своей деятельности. Для этого люди разрабатывают инновационные подходы и методы к работе, конечно же, «подсматривая» за коллегами, а потом перевоплощая на «свой манер». Но не будем забывать, что новое – это давно забытое старое, на котором и строится практически вся наша жизнь и деятельность. Заметили ли вы, что пройдя определенный временной круг, многое возвращается в моду: одежда, манера поведения, сленг, мелодические предпочтения и т. д.?
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании детей открывает широкие возможности педагогическому творчеству. Смелому поиску инновационных методов обучения при помощи духовной культуры способствует опыт предшествующих поколений. Для этого разрабатывается множество проектов, отраслей, которые поддерживаются государством и направлены на возрождение духовных ценностей. Приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.
Фольклор отражает то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Любой народ продлевает себя в детях, поэтому духовность надо воспитывать с раннего детства. Народная мудрость заключается в простоте передачи и восприятии, приемы е6стественны и непринужденны. Немаловажным фактором в развитии разносторонне-развитой личности при помощи музыкального фольклора, является эмоциональность. Она обусловлена спецификой фольклорного искусства, его яркостью, выразительностью и предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, которая связана с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.
Цель данной разработки – раскрыть ценность музыкального фольклора как важнейшей отрасли в дополнительном образовании, показать работу с фольклорным коллективом и влияние народной мудрости на развитие детей.
Данная тема в наше время является актуальной, потому как народная мудрость, которая копилась годами, перестала бытовать так часто, как этого хотелось бы. Это касается не только песенного жанра, но и многих других. Западные ценности иногда превалируют во вкусах нынешнего поколения, и задача педагогов перевесить чашу весов в пользу культуры родного края.
Глава 1. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей
Педагогика
дополнительного
образования
Немаловажное значение в развитии всесторонне развитой личности имеет дополнительное образование. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Оно имеет свои особенности и уникальные черты и является начальным этапом формирования гражданского и профессионального самоопределения детей. Дополнительное образование имеет направленность на удовлетворение познавательных потребностей детей, потребностей в самореализации, развития способностей и талантов.
Учреждения дополнительного образования можно рассматривать как образовательную организацию, поскольку они специально создаются государственными и негосударственными структурами и имеют основной задачей социальную подготовку определенных возрастных групп населения. Отправной точкой в определении учреждений дополнительного образования как социализации следует считать «развитие и само изменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни во всех возрастах».
Творчество детских сообществ, функционирующих в учреждениях дополнительного образования, выражается в развитии элементов исследования, проектирования, экспериментирования, в первых попытках в области искусства и литературы. По уточнению С.Т. Шацкого, жизнь в учреждениях дополнительного образования организуется с обилием
художественно-творческих форм, так что ребенок добровольно подчиняется требованиям педагога, то есть «свободная стихия» становится законом жизни, который ученик добровольно принимает.
Участие ребенка в процессах самопознания, самовыражения и самореализации обеспечивается включением его в деятельность. Результатом включения является состояние включенности — своеобразное начало субъективного отношения к деятельности. Включенность понимается как состояние личности по отношению к деятельности, имеющее объективные и субъективные компоненты (В.В. Рогачев). Объективный компонент — это деятельность самого человека, субъективный — отношение человека к этой деятельности, т.е. В.В. Рогачев характеризует состояние включенности интернализацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.
На основе личностно ориентированной информации, помощи в самоопределении ребенок проектирует способы участия в совместной деятельности, которая становится деятельностью в полном смысле этого слова, то есть приобретает необходимые атрибуты: личную цель, субъект, объект и средства.
Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей заключается не в том, чтобы воздействовать непосредственно на ребенка и формировать у него набор личностных качеств, заданных (обществом или самим педагогом), а в организации самодеятельности ребенка, в которой происходит становление «человека в человеке», проявление и преобразование его личности. Дополнительное образование, с одной стороны, глубоко интегрировано в общую образовательную систему, а с другой – больше акцентирует внимание на удовлетворении индивидуальных познавательных и творческих потребностей человека. Поэтому от педагога ДО требуется желание и умение находить подход к любому учащемуся.
Таким образом, социальное воспитание — это процесс относительно социально направленной социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях; оно содействует человеку в процессе систематического создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностных ориентации.
Реализация
рабочих
программ
в
области
музыкального
искусства
«Музыкальный фольклор» на примере работы с детским фольклорным ансамблем
Работа в области музыкального фольклора безгранична, интересна и познавательна. Если брать во внимание тот факт, что территория России распространилась на множество тысяч километров, и в каждом ее регионе сохранилась своя «народная мудрость», то мы имеем огромное культурное наследие.
Работая преподавателем дополнительного образования и родившись на Курской земле, автор считает необходимым не только популяризировать традиционный фольклор родного края, но и знакомить детей с фольклором других регионов России.
Имея небольшой, но все же опыт, в работе с детским фольклорным коллективом, хотелось бы поделиться особенностями и методикой работы. Автор разработала рабочие программы для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» по предметам:
«Фольклорный ансамбль», «Сольное пение», «Народное музыкальное творчество». Данные программы направлены на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведении, а так же дают возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию.
Программы могут послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Набор учащихся начинается с шести лет. Исходя из практики, дошкольный возраст ребенка – это самый оптимальный вариант, так как приобщение к родным истокам через детский фольклор и другие жанры народного творчества, происходит намного быстрее и результативнее. Многие факторы влияют на динамику развития ребенка при помощи различных жанров музыкального фольклора, устного народного творчества, обрядового и традиционно-песенного фольклора, так как они имеют разнообразный и широкий спектр воздействия на развивающуюся личность.
Больше всего для работы с коллективом подходит учебная программа по предмету «Фольклорный ансамбль». Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный
(рассказ,
беседа,
объяснение);
наглядный
(наблюдение,
демонстрация);
практический
(упражнения
воспроизводящие
и
творческие).
Методика работы с фольклорным ансамблем, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально- эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора.
Результат освоения программы по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание
начальных
основ
песенного
фольклорного
искусства,
а
также
особенностей
оформления
нотации народной
песни;
знание
характерных
особенностей
народного
пения,
вокально-хоровых
жанров
и
основных
стилистических
направлений
ансамблевого
исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального
коллектива;
знание
музыкальной
терминологии;
умение грамотно испол
нять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах
фольклорных коллективов;
умение
самостоятельно
разучивать
вокальные
партии;
умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и
других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе
исполнения
театрализованных
фольклорных
композиций;
навыки
фольклорной
импровизации
сольно
и
в
ансамбле;
практические
навыки
исполнения
народно-песенного
репертуара;
навыки
владения
раз
личными
манерами
пения;
навыки
аккомпанирования
голосу
в
процессе
работы,
а
также
в
концертном
исполнении
вокальных
произведений
различных
жанров;
навыки
публичных
выступлений.
Конечно же, выше перечисленные результаты должны быть подытожены в виде различного вида контроля: академические концерты, исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления. Все это помогает обучающимся непринужденно себя чувствовать во время итогового контроля, творчески развиваться, убирать различные «зажимы», устранять синдром «боязни сцены».
Таким образом, мы видим, что рабочие программы помогают упорядочить работу преподавателя, направить его на творческую и плодотворную работу в течение всего учебного года. А различные внеклассные мероприятия, выезды для участия в конкурсах не только укрепляют взаимоотношения между участниками ансамбля и преподавателем, но и показывают результативность занятий по тому или иному предмету.
Глава 2. Организация работы по формированию вокально- певческих навыков у детей средствами музыкального фольклора.
2.1 Этапы работы по дисциплинам в области музыкального фольклора
Для осуществления поставленных задач по приобщению детей к истокам русской музыкальной культуры и формированию у них вокально-певческих навыков средствами музыкального фольклора необходима целенаправленная и последовательная работа в этом направлении.
На подготовительном этапе необходимо:
Изучение
методической
литературы,
теоретических
основ,
парциальных
программ
,
целью
которых
является
приобщение
детей
к
русскому
народному музыкальному
фольклору.
Подбор
фольклорных
жанров,
как
средства
формирования
у
детей
вокально-певческих
навыков.
Подбор музыкального репертуара на материале русского народного
музыкального
фольклора
по
всем
видам
музыкальной
деятельности.
Календарно – тематическое планирование музыкальных занятий на
фольклорном
материале,
где
предусматривается
непосредственная
вокаль
но-певческая работа с опорой на фольклорное наследие. Музыкальные
занятия должны включать все виды музыкальной деятельности, основанные
на песенно-фольклорном материале: слушание-восприятие русских народных
песен, разучивание и пение детского певческого фо
льклора, игры с пением,
хороводы.
Тематическое
планирование
сезонных
народных
праздников
с
включением музыкально-фольклорного репертуара во все виды музыкальной
деятельности.
Разработка циклов музыкально-фольклорных
занятий
и
народных
праздни
ков
с
использованием
музыкального
фольклора,
где
наряду
с
изучением
народно-обрядовой
культуры
России
проводится
вокальн
о-
певческая
работа.
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной
среды
, элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами
крестьянского
быта,
традиционными
игрушками,
народными
костюмами,
народными
музыкальными
инструментами,
коллекция CD-дисков
с
произведениями
народной
музыки
и
песенного
фольклора,
со
звучанием
русских
народных
инструментов,
картинки
с
изображением
русских
народных
инструментов,
музыкально-дидактические
игры,
пособия.
Работа по формированию вокально-певческих навыков должна строиться на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положениях педагогики:
принцип
воспитывающего
обучения
–
в
процессе
обучения
пению
одновременно
прививается
любовь
к
прекрасному
в
жизни
и
искусстве,
обогащается
духовный
мир
ребенка.
У
детей
развивается
внимание,
воображение,
мышление;
принцип
доступности
–
заключается
в
том,
что
содержание
и
объем
знаний, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми
соответствует
возрасту
и
уровню музыкального
развития;
принцип постепенности, последовательности и систематичности
- это
постепенный переход
от легкого знакомого песенного материала к новому,
незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний
и вокальных навыков, придает уверенность в своих силах и способствует
повышению интереса к
занятиям по пению;
принцип наглядности
– в
процессе обучения пению главную роль играет
так
называемая
звуковая
наглядность,
конкретное
слуховое
восприятие
различных
звуковых
соотношений.
Сочетание
слухового
и
зрительного
восприятия
возможно,
когда
педагог
показывает
высоту
звуков;
принцип
сознательности
–
знания,
умения
считаются
усвоенными
сознательно,
если они
хорошо поняты
детьми;
принцип прочности
– систематическое повторение, чтобы не утратить
певческие
навыки.
Закрепление
песенного
материала
–
не
механическое
повторение, созна
тельное его воспроизведение. От сознательного повторения
знакомого
материала
зависит
и
прочность
усвоения
вокальных
навыков.
2.2. Включение инновационных технологий в работу по формированию вокально-певческих навыков у детей
Работа в современном образовательном учреждении требует от преподавателя умение применять новые технологии, которые направлены на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
Систематическое развитие вокально-певческих способностей детей базируется на следующих инновационных технологиях:
здоровьесберегающие
;
игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникационные;
- проектная деятельность.
Здоровьесберегающие технологии
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, учитываю тот фактор, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием
всего организма ребёнка. Поэтому на музыкальных занятиях необходимо использование здоровьесберегающих технологий.
Перед разучиванием или исполнением песен должна проводиться работа по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности, применяя такие здоровьесберегающие технологии как: артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.
Артикуляционная гимнастика
Главной целью артикуляционной гимнастики является тренировка полноценных движений органов артикуляции, а также подготовка к правильному произношению звуков. Основными задачами артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях является правильное формирование артикуляционных звуков; увеличение объема слуховой и музыкальной памяти; совершенствование дикции и чувства ритма. Артикуляционная гимнастика позволяет решить одну из важных проблем в методике музыкального воспитания – проблему постановки певческого голоса ребенка старшего дошкольного возраста. Пение требует активной работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции ребенка.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку — артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
Упражнения необходимо выполнять перед пением систематически, продолжительностью не более 3 минут, чтобы избежать утомления ребенка, строго в определенном положении (упражнения выполняются сидя, в спокойном состоянии). Так же возможно использование упражнений в музыкальной деятельности вне занятий.
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Задачи дыхательной гимнастики следующие:
создание
условий
для
поступления
кислорода
в
клетки
и
ткани;
развитие
дыхательных
мышц;
коррекция
речевых
расстройств;
укрепление
голосовых
связок
и
иммунитета
ребенка.
Механизм действия основывается на вдохах с различной интенсивностью и частотой, а также на активной работе диафрагмы.
На музыкальных занятиях, при подготовке детей к пению, педагогам рекомендуется применять комплекс дыхательных упражнений по методике педагога и вокалиста А.Н. Стрельниковой. Основные правила при выполнении данной дыхательной гимнастики:
Разминка
в
виде
игры.
Регулярность.
Занятия
ни
в
коем
случае
нельзя
выполнять
мимоходом.
Воздушный
шар.
Необходимо
дышать
по
принципу
«безучастный
выдох
–
активный
вдох»,
воображая,
что
надуваешь
воздушный
шарик.
Движение.
Выполнять
упражнения
детям
необходимо
во
время
движения.
Распевание
Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.
Задачи:
предупреждать
заболевания
верхних
дыхательных
путей;
укреплять
хрупкие
голосовые
связки
детей;
подготовить
голосовые
связки
к
пению.
Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.
Для распевания на музыкальных занятиях рекомендуется попевка русских народных потешек, пестушек, прибауток. Русские народные песни-потешки, используемые во время распевания, очень часто решают множество задач. Именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств. Они активно развивают дыхательный, артикуляционный аппарат в соответствии с особенностями каждого ребёнка, а так же способствуют развитию различных манер вокального исполнения. Дети быстро усваивают их, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.
Короткие песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже. Попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения, направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков.
Игровые технологии
Учитывая тот факт, что ведущим видом деятельности у детей является игра, то и обучение детей пению в процессе музыкальной деятельности проходит в игровой форме. Именно в игре ребёнок само утверждается, как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, а самое
главное в игре происходит непроизвольное обучение. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации.
Основная идея игровой технологии заключается в использовании различных технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.
В основе приемов и методов вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста все упражнения предлагаю в виде игры. Играя, дети познают навыки звукообразования, получая впоследствии еще большее удовольствие от пения.
Личностно-ориентированные технологии
В применении личностно-ориентированной технологии формируются основы гуманно-личностных отношений в детском образовательном учреждении, где оказывается помощь в адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Музыкотерапия является одним из существенных воздействий на психику ребенка, позволяющих ребенку чувствовать себя комфортно, непринужденно и радостно в стенах детского сада.
В обучении детей пению создаются прекрасные условия для личностно- ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Так, в певческой деятельности, применяя различные упражнения, создается игровая ситуация, в которой ребенок максимально проявляет собственную активность, имеет возможность полностью реализовать себя.
Информационно – коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет).
Мультимедиа презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый
вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана или интерактивной доски. Это позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. Используя возможности программы Power Point, можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности. Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, в подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.
Заключение
Обращаясь к современникам, обобщая опыт наших предшественников - исследователей русской народной песни, следует утверждать, что освоение фольклорного материала происходит на нескольких взаимосвязанных уровнях, подкреплённых различными современными методиками, осуществляющих закономерное развитие вокально-певческих навыков и творческих способностей учащихся.
В процессе углубленного изучения содержательных и формообразующих закономерностей явлений фольклора возникают благоприятные условия для творческой активности обучающихся, развития профессиональных качеств, расширение кругозора, получение эстетического удовлетворения.
Владение музыкальной лексикой народной песни, умение использовать исполнительские приёмы приближают нас к достоверному воссозданию фольклорного явления, которое в силу своей природы обладает постоянной вариативностью, изменяемостью от различных обстоятельств. Именно поэтому для фольклорного ансамбля неприемлем хоровой принцип разучивания песен по партиям, закрепления одного фиксированного голоса, подголоска, песенного варианта за определенной группой певческого коллектива. Обладая типологически устойчивыми элементами, фольклорное произведение, вместе с тем, никогда точно не повторяется.
Один из известных музыковедов-фольклористов Ф. А. Рубцов сказал:
«На стороне народных исполнителей всегда останется преимущество, которое мы можем приобрести только огромной работой над собой. Для того, чтобы нам петь хорошо народные песни, нужно знать их и работать над ними не только теоретически, а петь их, петь и петь. Нам нужно учиться их импровизировать».
Список используемой литературы
Аникин, В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское
народное
поэтическое
творчество. –
Л.:
Просвещение,
2014.
Аникин.
В.П.
Русские
народные
пословицы,
поговорки,
загадки
и
детский фольклор /
В.П. Аникин.
–
М.: 2014.
Асафьев,
Б.В.
Избранные
статьи
о
музыкальном
просвещении
и
образовании/. – Л.: Музыка,
1973.
Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / Богатырев П.
Г.,
- М.: Искусство, 1971.
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина – М.:
2015.
Величкина
О.В.,
Иванов
А.Н.,
Краснопевцева
Е.А.
Мир
детства
в
народной культуре. Село
Плёхово
, Курская область: Обучение основам
музыкальной
традиции. М., 1992.
Давлетов,
К.С.
Фольклор, как вид искусства / К.С. Давлетов. –
М:
Наука, – М.: 2
016.
Домострой.
–
Минск:
ТПЦ
«
Полифакт
»,
2013.
Енговатова
М.,
Ефименкова
Б.
Звуковысотный
анализ
русских
народных
песен
в
свете
структурно-типологических
исследований
//
Звуковысотный
анализ традиционных народных мелодий. Материалы
научно
–
практической конференции.-
М.,1991.
Капица
. О. И. Детский фольклор / О.И.
Капица
– Л.: Просвещение,
1928.
Картавцева
, М. Г. Школа русского фольклора. / М. Г.
Картавцева
. – М.:
МГИК,
2014.
Линева,
Е.Э.
Жива
ли
народная
песня?
//
Е.Э.
Линева.
Русские
ведомости.
– 2013.
Мельников,
М.Н.
Детский
фольклор
и
проблемы
народной
педагогики
// М.Н. Мельников. Сибирский фольклор. Вып. 2. – Новосибирск, 2016.
Покровский,
Д.В.
Фольклор
и
музыкальное
восприятие
//
Восприятие
музыки
/Сост.
В.Н. Максимов. –
М.: Музыка,
2015.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: http://infourok.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/