Название статьи:
Мы – исследователи! (обработка и хранение информации в музее) | Полбицына Ольга Владимировна. Работа №304919
Дата публикации:
21.11.2022
Автор:
Полбицына Ольга Владимировна
Описание:
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Музейное дело». Данное занятие ориентировано на работу с обучающимися 5 (4) класса, которые только знакомятся с работой музея. Привлекая обучающихся к работе школьного музея с младшего возраста, мы способствуем развитию их интереса к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности и в старших классах, развиваем коммуникативные компетенции и в целом способствуем формированию функциональной грамотности.
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления Музейное дело. Данное занятие ориентировано на работу с обучающимися 5 (4) класса, которые только знакомятся с работой музея. Привлекая обучающихся к работе школьного музея с младшего возраста, мы способствуем развитию их интереса к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности и в старших классах, развиваем коммуникативные компетенции и в целом способствуем формированию функциональной грамотности.
Тема: Мы – исследователи!
(обработка и хранение информации в музее)
Цели занятия: 1. Способствовать пониманию обучающимися необходимости бережного отношения к духовно – нравственным ценностям (к исторической памяти, к музейным экспонатам).
2. Вести работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий:
А) регулятивных – контроль, самоконтроль, коррекция, самооценка
Б) познавательных – анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, поиск информации и формулирование проблемы, выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений (доказательств), самостоятельное создание способов решения проблемы, классификация объектов.
В) личностных – самоопределение, установка познавательной мотивации и внутренней позиции учащегося.
Г) коммуникативных – умение общаться, развивать монологическую и диалогическую речь.
Ход занятия.
Краткое описание этапов занятия
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
Мотивация к деятельности (самоопределение).
Данный этап процесса внеурочной познавательной деятельности предполагает осознанное включение учащихся в процесс деятельности. Для этого организуется мотивирование ученика к деятельности.
Сегодня мы с вами продолжим работу над направлением мы помним, мы гордимся и окажемся в роли исследователей, а значит нам предстоит сделать новое открытие!
Музей наш должен существовать? А давайте попробуем сделать его больше и интереснее! Можем мы с вами это сделать? Что для этого нужно? Т. е. он должен пополняться. На прошлом занятии мы уже начали работу по сбору информации для школьного музея. Что вы принесли сегодня? Дети складывают все, что принесли в общую стопку.
Самоопределение (Л);
планирование(К);
установка познавательной мотивации и внутренней позиции учащегося (Л).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (организация подготовки учащихся к открытию новых знаний).
Ученикам предлагается внимательно посмотреть на получившуюся стопку материалов, которые они принесли.
Вот в таком виде мы можем поместить эту информацию в музей? Давайте попробуем это сделать.
Учащимся предлагается получившуюся стопку материалов поместить в витрину и сравнить две рядом стоящие витрины. В чем разница?
Попробуйте описать все экспонаты, которые мы поместили в витрину, посчитать сколько их.
Анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий, поиск и выделение информации (П),
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
оценка действий партнёра (К);
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
волевая саморегуляция (Р)
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учащиеся дают оценку своим действиям и выявляют место где возникло затруднение.
* Мы принесли материалы для музея, поместили их в витрину, а никакой информации от них получить не можем. Почему?
* Наверное, мы что-то не так сделали. Давайте подумаем.
Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
формулирование проблемы,
построение логической цепи рассуждений (П);
выявление и идентификация проблемы (К);
оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению),
волевая саморегуляция (Р)
Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся совместно обдумывают (строят) проект своих действий, с помощью которых будут выходить из сложившийся ситуации (возникшего затруднения): ставят цель, строят план и выбирают способ достижения цели.
Что мы хотим? Что нам нужно? Чтобы эти материалы о чем-то нам рассказывали и их все видели.
Что мы сделали не так и как исправить ситуацию? Нужно все разложить по разным группам – видам экспонатов.
А что нам это даст? Давайте попробуем это сделать.
Самостоятельное создание способов решения проблем, построение логической цепи рассуждений (П);
определение функций участников, способов взаимодействия при
принятии решения,
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К);
целеполагание, составление плана последовательности действий, прогнозирование (Р).
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
Учащиеся обсуждают и раскладывают все материалы по определенным признакам (книги, письма, грамоты, фотографии и т.п.).
По какому принципу разложены у вас экспонаты для музея? Дети рассказывают, что и почему у них лежит в каждой из стопок (обосновывают свой выбор).
Давайте сравним два экспоната из одной стопки.
Ребятам предлагается обратить внимание на подлинник и копию. В чем между ними разница?
Можем мы их в разные стопки поместить?
А теперь давайте снова попробуем заполнить витрину, поместив в нее по 1 экспонату из каждой стопки.
Сравните 2 радом стоящие витрины. Что у нас получилось? Можем мы рассмотреть экспонаты? А для чего их рассматривать? Т.е. теперь эти экспонаты нам могут о чем-то рассказать.
Классификация
объектов ,
выбор оснований и критериев для сравнения,
доказательство,
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез,
построение логической цепи рассуждений (П);
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
принятие решения и его реализация, уменее с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оценка действий партнёра(К);
составление плана и последовательности действий, контроль, коррекция(Р).
Рефлексия деятельности.
Какое открытие мы совершили? Что узнали? Как должны храниться экспонаты в музее – по разным группам. Для чего?
В музее все должно быть разложено в определенном порядке, который нельзя нарушать иначе мы можем ничего и не узнать.
Расскажите о вещах, которые вы сегодня принесли и положите их в определенную стопку.
Контроль,
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К);
волевая саморегуляция (Р).
Скачать работу
Тема: Мы – исследователи!
(обработка и хранение информации в музее)
Цели занятия: 1. Способствовать пониманию обучающимися необходимости бережного отношения к духовно – нравственным ценностям (к исторической памяти, к музейным экспонатам).
2. Вести работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий:
А) регулятивных – контроль, самоконтроль, коррекция, самооценка
Б) познавательных – анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, поиск информации и формулирование проблемы, выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений (доказательств), самостоятельное создание способов решения проблемы, классификация объектов.
В) личностных – самоопределение, установка познавательной мотивации и внутренней позиции учащегося.
Г) коммуникативных – умение общаться, развивать монологическую и диалогическую речь.
Ход занятия.
Краткое описание этапов занятия
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
Мотивация к деятельности (самоопределение).
Данный этап процесса внеурочной познавательной деятельности предполагает осознанное включение учащихся в процесс деятельности. Для этого организуется мотивирование ученика к деятельности.
Сегодня мы с вами продолжим работу над направлением мы помним, мы гордимся и окажемся в роли исследователей, а значит нам предстоит сделать новое открытие!
Музей наш должен существовать? А давайте попробуем сделать его больше и интереснее! Можем мы с вами это сделать? Что для этого нужно? Т. е. он должен пополняться. На прошлом занятии мы уже начали работу по сбору информации для школьного музея. Что вы принесли сегодня? Дети складывают все, что принесли в общую стопку.
Самоопределение (Л);
планирование(К);
установка познавательной мотивации и внутренней позиции учащегося (Л).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (организация подготовки учащихся к открытию новых знаний).
Ученикам предлагается внимательно посмотреть на получившуюся стопку материалов, которые они принесли.
Вот в таком виде мы можем поместить эту информацию в музей? Давайте попробуем это сделать.
Учащимся предлагается получившуюся стопку материалов поместить в витрину и сравнить две рядом стоящие витрины. В чем разница?
Попробуйте описать все экспонаты, которые мы поместили в витрину, посчитать сколько их.
Анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий, поиск и выделение информации (П),
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
оценка действий партнёра (К);
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
волевая саморегуляция (Р)
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учащиеся дают оценку своим действиям и выявляют место где возникло затруднение.
* Мы принесли материалы для музея, поместили их в витрину, а никакой информации от них получить не можем. Почему?
* Наверное, мы что-то не так сделали. Давайте подумаем.
Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
формулирование проблемы,
построение логической цепи рассуждений (П);
выявление и идентификация проблемы (К);
оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению),
волевая саморегуляция (Р)
Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся совместно обдумывают (строят) проект своих действий, с помощью которых будут выходить из сложившийся ситуации (возникшего затруднения): ставят цель, строят план и выбирают способ достижения цели.
Что мы хотим? Что нам нужно? Чтобы эти материалы о чем-то нам рассказывали и их все видели.
Что мы сделали не так и как исправить ситуацию? Нужно все разложить по разным группам – видам экспонатов.
А что нам это даст? Давайте попробуем это сделать.
Самостоятельное создание способов решения проблем, построение логической цепи рассуждений (П);
определение функций участников, способов взаимодействия при
принятии решения,
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К);
целеполагание, составление плана последовательности действий, прогнозирование (Р).
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
Учащиеся обсуждают и раскладывают все материалы по определенным признакам (книги, письма, грамоты, фотографии и т.п.).
По какому принципу разложены у вас экспонаты для музея? Дети рассказывают, что и почему у них лежит в каждой из стопок (обосновывают свой выбор).
Давайте сравним два экспоната из одной стопки.
Ребятам предлагается обратить внимание на подлинник и копию. В чем между ними разница?
Можем мы их в разные стопки поместить?
А теперь давайте снова попробуем заполнить витрину, поместив в нее по 1 экспонату из каждой стопки.
Сравните 2 радом стоящие витрины. Что у нас получилось? Можем мы рассмотреть экспонаты? А для чего их рассматривать? Т.е. теперь эти экспонаты нам могут о чем-то рассказать.
Классификация
объектов ,
выбор оснований и критериев для сравнения,
доказательство,
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез,
построение логической цепи рассуждений (П);
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
принятие решения и его реализация, уменее с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оценка действий партнёра(К);
составление плана и последовательности действий, контроль, коррекция(Р).
Рефлексия деятельности.
Какое открытие мы совершили? Что узнали? Как должны храниться экспонаты в музее – по разным группам. Для чего?
В музее все должно быть разложено в определенном порядке, который нельзя нарушать иначе мы можем ничего и не узнать.
Расскажите о вещах, которые вы сегодня принесли и положите их в определенную стопку.
Контроль,
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К);
волевая саморегуляция (Р).