На кухне вместе с мамой: растём и развиваемся | Писарева Ирина Николаевна. Работа №342107
Мы часто говорим, что совсем нет времени позаниматься с детьми, вот уж самое НЕ подходящие место для игры, так это кухня, можете сказать Вы. А мы с Вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберётся с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать?
Мы часто говорим, что совсем нет времени позаниматься с детьми, вот уж самое НЕ подходящие место для игры, такэто кухня, можете сказать Вы. А мы с Вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберётся с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать?
Почему же обычные игрушки не интересуют детей так, как кухонная утварь?
Во-первых: естественные материалы (в том числе крупа и мука) имеют природную способность притягивать и снимать напряжение.
Во-вторых: срабатывает способность детей к подражанию. Раз взрослые этим занимаются, значит это очень важно, и если я буду делать так же, то стану похожим на них (то есть таким же важным и значимым).
А может, и не надо разделять эти процессы во времени и пространстве: общаться и играть с ребёнком здесьи сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
мы поможем ребёнку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы;
поможем ребёнку проникнуть в сутьсамых обычных вещей, явлений и домашних событий;
поможем научиться терпению;
самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам;
дадим понять, как заботимся о своей семье;
освоим современный способ обучения и развития ребёнка – обучение естественным образом;
сделаем для ребёнка сам процесс учения практичным;
станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют.
Предлагаем Вам несколько игр, которые помогут, не отходя от кухни, развить логику, внимание, память, речь, мелкую моторику и общий кругозор. И карапуз будет под вашим присмотром, и познавательно-исследовательская деятельность будет идти полным ходом.
1. Робот-сортировщик.
Что развивает: мелкую моторику,усидчивость, наблюдательность.
Что нужно: разные крупы, бобовые, макароны разной формы.
Первый вариант. В одной большой ёмкости смешайте фасоль, горох, нут или макароны разной формы (ракушки, бабочки, спирали, трубочки). Поставьте перед малышом мисочки поменьше и предложите ему всё рассортировать.
Второй вариант. Дайте ребёнку перебрать рис, гречку или пшено: покажите ему, какие крупинки плохие, и пусть малыш найдёт их. Так он не только разовьёт мелкую моторику, но ещё и поможет Вам на кухне.
2. Лепка из теста.
Что развивает: мелкую моторику, воображение.
Что нужно: тесто, можно трафареты для печенья или лепки.
Отличная игра, которая поможет занять ребёнка, пока Вы готовите. Даже если Вы не собираетесь печь пироги, сделать небольшое количество теста специально для малыша не займёт у Вас много времени.
Предложите ребёнку вылепить из теста овощи (картофель, помидор, огурец, морковь, репку, лук), фрукты (яблоко, груша, банан, апельсин), посуду для кукол, зёрнышки для птички, веточки для дерева, крендель, пирожок, пряник, сушку, печенье, торт... Пусть ребёнок расплющит тесто и сделает из трафаретов различные отпечатки.
3. Найди цвет.
Что развивает: логику, внимательность.
Что нужно: не нужно никаких дополнительных предметов.
Первый вариант. Выберите какой-нибудь цвет или предложите это сделать малышу, а потом попросите его найти на кухне и назвать все предметы этого цвета. Можно также спрашивать, съедобный этот предмет или нет.
Второй вариант. Можно искать предметы не только по цвету, но и по форме, размеру и другим признакам.
4. Волшебный мешочек.
Что развивает: логику, воображение, внимание, сообразительность.
Что нужно: один или два пакета непрозрачных или мешочек, мелкая кухонная утварь, овощи, фрукты.
Первый вариант. В непрозрачный пакет сложите овощи, фрукты инебольшие мелочи для кухни (чем разнообразнее будет их форма, тем интереснее). Ребёнок, не заглядывая в мешок, опускает руку в мешок, выбирает «жертву», ощупывает предмет, не доставая его, и пытается угадать, что это может быть. И так с каждым предметом вмешке.
Второй вариант. В два непрозрачных пакета выложите одинаковые наборы предметов, малыш из одного мешка достает предмет, а в другом на ощупь пытается найти его пару.
5. Загадки.
Что развивает: логику, образное мышление.
Что нужно: фантазия мамы.
Загадывайте малышу загадки про продукты, предметы для кухни, столовые приборы (можно подготовиться заранее и найти их в Интернете). Также можно придумать загадки самостоятельно. Например, «Чем ты можешь есть макароны, но не можешь есть суп?» или «У него жёлтая шкурка, и он кислый на вкус». А если ребёнок не может сразу догадаться, давайте ему подсказки («У этого предмета четыре зубчика» или «Мы можем отрезать от него кружочек и положить его в чай»).
6. Художник.
Что развивает: воображение, моторику.
Что нужно: мука, соль, манка, макароны разной формы, крупы, шоколад.
Первый вариант. Для того чтобы рисовать, не обязательно нужны кисти и краски. Насыпьте на тарелку муку, соль или манку и предложите ребёнку создать картину при помощи пальчика.
Второй вариант. Намажьте бумагу клеем, дайте ребёнку крупы, горох, фасоль и макароны разной формы. Пусть малыш приклеит их на бумагу так, чтобы получилась картина.
Третий вариант. Дайте ребёнку макароны разной формы и цветов: из них можно выкладывать на тарелке или столепредметы, например, солнце, домик, дерево и т.д.
Четвёртый вариант. Растопите на огне плитку шоколада, перелейте его в чашку, немного остудите, чтобы шоколад был тёплым и ещё жидким. Дайте малышу небольшую глубокую тарелку или большую мелкую (рисовать прямо в тарелке) и предложите порисовать шоколадом. Не страшно, что он перепачкается, пусть рисует пальчиками. Пальчики, между прочим, так вкусно облизывать!
7. Кулинарная математика.
Что развивает: логику.
Что нужно: продукты для приготовления блюда.
Собираетесь готовить суп? Выложите перед ребёнком все продукты, которые необходимы для его приготовления, и вместе попробуйте рассчитать, сколько каких овощей нужно, для того чтобы суп получился вкусным (например, две картофелины, одна луковица, одна морковка). Также можно посчитать общее количество продуктов. То же самое можно проделать с салатом или компотом.
8. Вкусные слова.
Что развивает: речь.
Что нужно: не нужно никаких особых предметов.
Пока обед готовится, можно поиграть в эту простую игру. Вы называетекакое-нибудь «вкусное» слово, например, «торт», и «кладёте» его на ладошку ребёнку. Он должен его «съесть». Затем малыш «угощает» Вас. И так по очереди вы «кормите» друг друга вкусными словами, пока не «съедите» всё. Также можно поиграть в «кислые», «острые», «сладкие» и другие слова.
9. Что пропало?
Что развивает: логику, память.
Что нужно: продукты, предметы кухонной утвари.
Положите перед ребёнком несколько предметов, например, салфетку, печенье и апельсин (минимум три, но постепенно можно увеличивать количество). Пусть малыш внимательно на них посмотрит и назовёт каждый из них. Затем попросите его закрыть глаза и уберите один из предметов. Затем пусть ребёнок откроет глаза и назовёт, что исчезло со стола. Можно усложнить задачу, убрав не один, а несколько предметов и поменяв местами оставшиеся.
10. Назови прибор.
Что развивает: речь, логику.
Что нужно: никаких дополнительных предметов.
Первый вариант. Вы показываете на предметы бытовой техники, продукты или кухонную утварь и спрашиваете ребёнка, как это называется. Если малыш затрудняется с ответом, можете подсказать ему название и попросить рассказать, какой вкус у овоща или фрукта или для чего нужен тот или иной предмет.
Второй вариант. Вы не показываете на предмет, а задаёте о нем вопрос. Например, «Какназывается предмет, на котором мы натираем овощи?» (тёрка) или «Как называется предмет, в котором мы кипятим воду для чая?» (чайник) и т.д.
11. Помощник повара.
Что развивает: воображение.
Что нужно: продукты для украшения готового блюда.
Часто ребёнокхочет помочь маме с приготовлением ужина, но если он ещё слишком мал для чистки картошки или нарезания овощей, можно доверить ему украшение готовых блюд. Приготовьте заранее всё, что может пригодиться для этого (зелень, маслины и оливки, орешки и т.д.), ипозвольте ребёнку сделать его красивым. Только попросите его проявить фантазию.
12. Макаронные украшения.
Что развивает: мелкую моторику.
Что нужно: макароны разной формы с дырочкой внутри, длинная нитка.
Макароны иногда бывают самых причудливых форм. Заведите коробочку, в которую из каждой пачки Вы будете отсыпать по 10 макаронин разной формы. Придёт время, и Вы дадите их малышу. Макароны с дырочкой можно нанизывать на нитку и делать из них бусы и браслеты. Потом малыш с удовольствием раскрасит их красками. Из мелких макарошек можно сделать весёлое панно, предварительно смазав клеем лист бумаги.
13. Внимательный повар.
Что развивает: логику, внимание.
Что нужно: только внимательно слушать ребёнка.
Когда готовите суп, расскажите, что вы кладете в кастрюлюовощи, а когда варите компот — фрукты. Называйте их каждый раз, когда моете и режете. Объясните, что у каждого блюда есть свой рецепт. К примеру, разложите на столе всё, что вы собираетесь добавить в борщ. Пусть малыш сам назовет овощи. Повторите слова, когда будете варить суп в следующий раз. Как-нибудь внезапно добавьте к стандартному набору компонентов баночку варенья или грушу, и спросите, что на столе лишнее, не подходит для супа. Со временем можно усложнять игру: спрашивать, приготовила ли мама всё, что нужно для борща, или что-то забыла в холодильнике?
14. Чем пахнет?
Что развивает: внимание, логику.
Что нужно: продукты, которые собираетесь использовать в приготовлении пищи.
Первый вариант. При приготовлении пищи давайте ребёнку понюхать, как пахнут фрукты, овощи и продукты в сыром и готовом виде, и просите ребёнка описать запах (сильный, резкий, неприятный). Также можно предложить ребёнку угадать по запахам, витающим на кухне, что готовится.
Второй вариант. Можно закрыть ребёнку глаза и предложить нетолько понюхать продукт, но и попробовать его, а потом угадать, что это и описать вкус.
15. Где спрятано?
Что развивает: речь, ориентацию в пространстве.
Что нужно: какой-нибудь фрукт, овощ или продукт.
Первый вариант. «Спрячьте» какой-нибудь фрукт (например, апельсин, лимон или яблоко) на какое-нибудь видное место, а ребёнок должен сказать, где он лежит, например, НА холодильнике, ПОД столом, ВНУТРИ коробки, ОКОЛО стула, РЯДОМ с плитой. Также можно спросить, что находится слева или справа от фрукта.
Второйвариант. Пусть ребёнок кладет фрукт на указанное Вами место.
16. Необычная песочница.
Что развивает: координацию движений, мелкую моторику.
Что нужно: крупа, стаканчики, ложки, небольшие предметы.
В большую миску насыпаем крупу (гречку, манку). Для началаребёнок будет с удовольствием копошиться в ней ручками и рисовать пальчиками. Когда это наскучит, выдаём разнокалиберные пластиковые стаканчики и ложки (чайную, столовую, от мультиварки, деревянную и т.д.). Теперь можно пересыпать крупу из одной посудиныв другую, вместе с мамой вслух считать, сколько чайных ложечек вошло в кружку, а сколько столовых. Обсудить, какой ложкой проще и быстрее наполнить стаканчик. Можно закапывать небольшие предметы в крупу, пока мама отвернулась, а потом попросить её угадать,в каком углу миски зарыт «клад».
17. Кухонная рыбалка.
Что развивает: ловкость, координацию движений.
Что нужно: мозаика, игрушки, различные предметы, шумовка.
Наливаем в тазик воду, насыпаем туда крупную мозаику или небольшого размера игрушки и различныепредметы и выдаем шумовку. Пусть малыш вылавливает шумовкой предметы и складывает их в мисочку. Как минимум, десять свободных минут Вам обеспечено. По ходу дела можно считать, сколько и каких предметов уже выловлено. Опытным игрокам давать задания вылавливать предметы определённого цвета. Далее можно узнавать, что плавает, а что тонет.
В заключение несколько советов:
ü Никогда не отказывайтесь от помощи, если ребёнок её Вам предлагает. Да, Вы всё сделаете быстрее сами, чем с ребёнком. Но это только пока. Скоро малыш вырастет и пусть лучше он с детства привыкнет к тому, что родителям надо помогать, а не к тому, что родители всё сделают без него.
ü Если для Вас, например, вымыть блюдце легко, то для ребенка 2-5 лет это не так просто. Примите, что он будет всёделать медленно. Это не чтобы Вас разозлить, а просто по-другому у малыша не получится. Поэтому если у Вас нет времени, то лучше не звать ребёнка на кухню.
ü Если ребёнок настаивает и просит разрешить ему помочь Вам, когда Вы торопитесь, попробуйте спокойно переключить его внимание на что-нибудь другое — например, скажите, что в данный момент большей помощью будет, если он уберется в своей комнате.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша.Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Правда, полезные советы?
Значит, не прогоняйте ребёнка из кухни.