Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"На пути к вершинам" О жизни и творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева. | Шогенова Римма Хажмуратовна. Работа №338117

Дата публикации:
Автор:
Описание:

О жизни и творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева. Дружба двух поэтов. О жизни и творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева. Дружба двух поэтов. О жизни и творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева. Дружба двух поэтов. О жизни и творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева. Дружба двух поэтов. О жизни и творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева. Дружба двух поэтов. О жизни и творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева. Дружба двух поэтов. О жизни и творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева. Дружба двух поэтов. 

 

Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм щыщ Къабарты-МалкъарРеспубликаны

Шэджэм куейм хыхьэ Шэджэмкъалэ Чегем муниципал районуну Чегем

Дэт муниципальнэ казеннэ шlэныгъэ шахарны муниципал казнапибитеулю

Iуэхущlапlэ «ЩоджэнХъ.М.и цlэр зезыхьэ билимбергенучрежденияс«Битеулю
курыт щIэныгъэ щагъуэт еджапlэ№ 2» билимберген 2-чи номерли

Х.М.Шогеноватлы орта школу»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им. Х.М.ШОГЕНОВА»

г.п. ЧЕГЕМ ЧЕГЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Кабардино-Балкарской Республики

361401, КБР, г.п.Чегем ул. Свободы, 160 Тел: (886630) 4 – 31-01school2chegem@ mail.ru_____________________________________________________________________

 

Аналитическая справка

учителя кабардино-черкесского языка и литературы МКОУ «СОШ №2 им. Х.М.Шогенова» г.п.Чегем

Шогеновой Риммы Хажмуратовны

Динамика результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

2023-2024 учебный год

Кабардино-черкесский язык

Класс

Кол-во уч-ов

% усп-ти

% кач-ва знаний

% обуч-ти

Класс

Кол-во уч-ов

% усп-ти

% кач-ва знаний

% обуч-ти

Класс

Кол-во уч-ов

% усп-ти

% кач-ва знаний

% обуч-ти

5 а

25

100

55

63,7

25

100

59

67,3

28

100

63

73,2

20

100

56

65,2

20

100

58

64,6

19

100

65

66,8

23

100

54

64,3

23

100

55

65,7

23

100

57

74,6

20

100

57

62,4

20

100

59

79,2

10

20

100

64

81,2

ИТОГО

88

100

55

64,4

 

88

100

57

76,5

 

90

100

62

80,2

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

2023-2024 учебный год

Кабардино-черкесская литература

Класс

Кол-во уч-ов

% усп-ти

% кач-ва знаний

% обуч-ти

Класс

Кол-во уч-ов

% усп-ти

% кач-ва знаний

% обуч-ти

Класс

Кол-во уч-ов

% усп-ти

% кач-ва знаний

% обуч-ти

25

100

58

64,4

25

100

63

66,4

28

100

75

70

20

100

60

65,7

20

100

65

67,3

19

100

73

72

23

100

61

66,3

23

100

66

68,1

23

100

73

75

20

100

60

68,1

20

100

67

69,2

10

20

100

76

74

Итого

88

100

60

67

 

88

100

69

67

 

90

100

75

73

 

II. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся

2.1 Результаты участия обучающихся в олимпиадах по предмету

п/п

Ф.И. ученика

Класс

Конкурсы, конференции

Место

Учебный

год

Мамиева Дарина Мухамедовна

7

Муниципальный этап олимпиады школьников национально-регионального компонента по кабардино-черкесскому языку

призер

2020-2021

ннА

Назранова Милана Рамазановна

9

Муниципальный этап олимпиады школьников национально-регионального компонента по кабардино-черкесскому языку

призер

2020-2021

Мамиева Дарина Мухамедовна

8

Муниципальный этап олимпиады школьников национально-регионального компонента по кабардино-черкесскому языку

призер

2021-2022

 

 

Алхасов Ибрагим Валерьевич

8

 

Муниципальный этап олимпиады школьников национально-регионального компонента по кабардино-черкесскому языку

победитель

 

 

 

2023-2024

 

 

 

Мамиева Дарина Мухамедовна

9

Муниципальный этап олимпиады школьников национально-регионального компонента по кабардино-черкесскому языку

призер

2023-2024

2.2.1 Результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: конкурсы, фестивали, выставки, соревнования и др.(это образец заполнения!)

 

п/п

ФИО учащегося

Класс

Наименование мероприятия

Занятое место

2021-2022 учебный год

Батырова Раксана Рустамовна

10

Республиканский конкурс творческих работ «Пробуем перо» (эссе на кабардинском языке )

2 место

Машукова Разана Азаматовна

10

Республиканский конкурс творческих работ «Пробуем перо» (эссе на кабардинском языке )

2 место

Назранова Самира Адмировна

8

Республиканский конкурс творческих работ «Пробуем перо» (стихи собственного сочинения на кабардинском языке)

3 место

Безирова Милана Рустамовна

9

Муниципальный этап республиканского конкурса «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны,вклад в Великую Победу»

Победитель

Безирова Милана Рустамовна

9

Муниципальный этап республиканского конкурса «Религия и уважение» (сочинение)

3 место

Макоев Марат Хамидбиевич

10

Муниципальный этап республиканского интеллектуального конкурса «Знатоки родного языка, слово, родной речи и духовной культуры народа» в рамкках ежегодного фестиваля-конкурса «Родной язык-душа моя ,мой мир»

Победитель

Батырова Раксана Рустамовна

9

Муниципальный конкурс»Родной язык-бесценное наследство» Номинация «Лучшая художественное чтение на кабардинском языке»

3 место

2022-2023учебный год

Батырова Раксана Рустамовна

10

Муниципальный этап конкурса «Созвездие талантов» в рамках конкурса-фестиваля «Родной язык-душа моя, мой мир»

призер

Абазов Астемир Анзорович

7

Муниципальный этап конкурса «Созвездие талантов» в рамках конкурса-фестиваля «Родной язык-душа моя, мой мир»

победитель

Абазов Астемир Анзорович

7

Республиканский конкурс «Созвездие талантов» в рамках фестиваля «Родной язык-душа моя, мой мир»

призер

Борокова Милана Аслановна

9

Муниципальный этап республиканского конкурса «Знатоки родного языка и духовной культуры» по направлению «Ты- мать, а я твой сын, земля моя!»

Победитель

Машукова Разана Азаматовна

10

Региональный конкурс «Черкесский мир» Номинация «Художественное слово»

Диплом 1 степени

2023-2024 учебный год

Батырова Раксана Рустамовна

11

VМеждународный фестиваль поэзии и поэтических переводов «Берега Дружбы».Региональный фестиваль «Берег Дружбы-Кабардино-Балкария»

Лауреат первой степени

Батырова Раксана Рустамовна

11

Муниципальный конкурс чтецов «Сегодня славим мы учителей»

Победитель

Организация педагогом внеурочной социально-значимой деятельности

 

Результаты деятельности педагогического работника

в области социализации обучающихся

Организация социализации учащихся

Социально-значимые качества личности учащегося

Средства, с помощью которых осуществляется влияние

Самостоятельность

Развитие самостоятельности, независимости, умение самостоятельно осуществлять учебные действия ,проводить их контроль и оценку

Особенности интеллекта

Развитие лидерских качеств, адаптация в социуме

Патриотизм, уважение прав и свобод человека

Активное участие обучающихся класса в месячниках по военно-патриотическому воспитанию.

Нравственные чувства, этическое сознание

Привитие обучающимся действовать в любых ситуациях,согласно нравственным законам, понимать смысл и ценность нравственных правил.

Трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни

Активное участие в субботниках, в ежегодной акции «Чистая школа», «Чистый двор», «Чистый класс». Добровольное привлечение обучающихся к ремонту классного помещения.Формирование добросовестного отношения к труду и трудолюбия.

Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни

Проведение классных часов на тему сохранения здоровья, участие в «Дне здоровья», спортивных соревнованиях. Проведение инструктажей по технике безопасности.,участие в проекте ГТО

 

 

2.2.3 Разработка и реализация индивидуальных/групповых «маршрутов» обучения детей с низкой мотивацией к учебной деятельности

У некоторых обучающихся бывает очень низкий уровень мотивации к обучению. У многих детей, низкая самооценка уровня образованности, в силу своего характера или нежелания учиться в полную меру. Поэтому, основная задача учителя - оказать, посильную, помощь в изучении своего предмета.Обучающиеся подросткового возраста отличаются психологической нестабильностью, многие эмоционально зажаты и очень сложно идут на контакт с учителем. За время преподавания кабардинского языка и литературы пришла к выводу, что для обучения таких детей необходимо применение индивидуальных образовательных маршрутов. ИОМ позволяет, не нарушая личного пространства каждого обучающегося, более полно усвоить материал урока, повысить самооценку. Так как ИОМ подразумевает не только самостоятельную работу обучающегося, но и групповую, что позволяет проявить себя в публичном выступлении перед остальными учениками. Практическая работа положительно влияет на интерес к выполняемой работе, что и предопределяет творческий подход в реализации ИОМ.

Как показала практика, индивидуальный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем мотивации к обучению, способствует формированию позитивной атмосферы в школе, сплочению школьного коллектива, привлечению учеников к общественной жизни, а также создает ситуацию для самореализации учащихся через творчество и общение. Многие ребята представляют творческие проекты писателей и поэтов КБР.

В результате такой работы у обучающихся наблюдается повышение интересов к родному языку и литературе,улучшение знаний и умений. Результатом этой работы является отсутствие неуспевающих среди обучающихся по кабардино-черкесскому языку и литературе за отчетный период.

Организовываю работу с детьми ОВЗ, имеющих затруднение в обучении и развитии. В рамках инклюзивного образования использую индивидуальный подход к каждому ребенку. Для работы с этой категорией детей ежегодно разрабатываю календарно-тематическое планирование по адаптированным программам. Положительная черта данного метода – повышение мотивации к обучению и самовоспитание у подрастающего поколения.

 

Организация учебного процесса со слабоуспевающими детьми.

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими обучающимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно - ориентированный подход (обучение строит с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовываю индивидуально-групповую работу, применяю дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятиях применяю такие методы и виды работ:

- карточки для индивидуальной работы;

- задания с выбором ответа;

- деформированные задания;

- “разрезные” правила, определения;

- перфокарты;

- карточки – тренажеры;

- творческие задания;

- карточки-информаторы;

- карточки с образцами выполнения;

- карточки-конспекты.

 

В работе создаю специальные ситуации успеха:

1.        Не ставлю слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требую быстрого ответа на него, даю обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2.        Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.        Не даю для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, стараюсь разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4.        Не заставляю таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность  позаниматься на самоподготовке.

5.        Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формирую у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ребенку в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ .

6.        Осторожно оцениваю неудачи, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7.        Во время подготовки ответа даю время для проверки и исправления написанного.

8.         В минимальной степени отвлекаю обучающегося, стараюсь не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

       

Подростки любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Им приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, преподавателей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что педагог рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: при закреплении; при проверке самоподготовки; при самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;

- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, схемами;

- карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;

- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Я считаю,что действенная помощь слабоуспевающим обучающимся может быть оказана только на путях психолого-педагогического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей. 

 

2.2.4 Организация педагогом кружков, факультативов и т.п. по предмету/направлению с охватом обучающихся:

 

Учебный год

Название кружка

класс

Кол-во учащихся, посещающих кружки

 

2020-2021

«Мой край»

9-10

14

19,6

 

Учебный год

НОУ

Кол-во уч-ся

2020-2021

5

 

 

 

2.3 Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету (научно-практические конференции, семинары и др.)

 

 

п/п

ФИО учащегося

Класс

Наименование мероприятия

Занятое место

2020-2021 учебный год

Мамбетова Милена Олеговна

9

Региональный конкурс «Созвездие талантов» исследовательская работа «Звезда кабардинской поэзии»

3 место

Батырова Раксана Рустамовна

10

Региональный конкурс «Черкесский мир». Проектно-исследовательская работа «Маэстро волшебной палочки»

2 место

2021-2022 учебный год

1

Безирова Милана Рустамовна

11

Региональный конкурс «Национальное достояние России» исследовательская работа «Лирические послания и посвящения А.Шогенцукова»

2 место

2022-2023 учебный год

1

Кодзокова Дарьяна Исламовна

11

Региональный конкурс «Черкесский мир». Проектно-исследовательская работа «Национальная женская одежда кабардинцев и балкарцев»

 

3 место

 

 

 

 

 

 

III. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

 

3.1 Совершенствование методов обучения и воспитания.

3.1.1 Методы формирования новых знаний и способов действий

 

В своей педагогической деятельности использую и совершенствую следующие методы (пишите свои методы)

 

 

3.1.2 Методы организации деятельности обучающихся

 

3.1.3 Методы формирования личностных результатов (методы воспитания):

 

 

 

3.2 Публичное представление собственного педагогического опыта на сайтах:

 

1.Свидетельство о публикации материала

Адрес публикации :

 

 

 

3.3. Участие педагога в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и др. научной деятельности( писать только участие самого педагога, а не детей!!!!)

 

3.4 Продуктивность использования образовательных технологий

 

IV. Продуктивность методической деятельности педагогического работника

4.1 Методическая деятельность

 

 

4.1.1 Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса:

 

Ежегодно участвую в разработке методических разработок. Участвую в конкурсах методических разработок. (Указать конкурсы, название работы, место, уровень участия: школа, муницип., республика, федеральный уровень) Свои разработки публикую на собственных сайтах.

Ссылка на сайт:

 

4.1.2 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/ комиссиях (за исключением вопросов организационного характера) и др.:

Выступления на заседании МО с докладами по темам: , «, мастер – класс по кабардино-черкесскому языку для учителей кабардино-черкесского языка района, районный семинар для учителей кабардино-черкесского языка и литературы (

4.1.3 Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер- классов и др.:

В рамках месячника кабардино-черкесского языка и литературы провела открытый урок по теме:

А также в рамках недели науки провела интеллектуальную игру ……..

Провела мастер- класс:

Принимала активное участие в мероприятии, посвященный празднованию …….

4.1.4 Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе

в электронной версии:

 

4.1.5 Участие в деятельности экспертных групп/ комиссий, апелляционных, предметных комиссий, жюри профессиональных конкурсов и др.

 

Являюсь членом предметной комиссии школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2000 года по настоящее время.

 

4.1.6 Руководство методическими объединениями (методическими/ предметно-цикловыми комиссиями)

 

Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей с ……

 

4.1.7 Активное участие в работе методических объединений, советов различного уровня

 

4.1.8 Участие в профессиональных конкурсах по предмету/направлению

 

Ежегодно принимаю участия в профессиональных конкурсах педагогического мастерства муниципальных, региональных уровней и занимаю призовые места.

2023 г. 2 место республиканском конкурса «Родной язык – душа моя, мой мир» в номинации ……

 

 

 

4.2 награды

 

4.2.1 Почетные звания, профессиональные награды (не более двух наград за весь период профессиональной деятельности):

2012г. Грамота Управления образования местной администрации Чегемского района за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения

2006г. Грамота министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики за многолетний добросовестный труд в системе образования,значительные успехи в организации учебно-воспитательного процесса

2009г.Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования.

4.3 Профессиональное развитие

 

4.3.1 Повышение квалификации (курсы повышения квалификации, стажировка)

 

 

 

За последние 3 года прошла обучение на персонифицированных курсах повышения квалификации:

2023г Удостоверение о повышении квалификации ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работнитков» Министерства просвещения и науки КБР по программе «Современные подходы к преподаванию учебных предметов «Родного(кабардино-черкесского)языка» и Родной(кабардино-черкесской)литературы» с учетом обновленных ФГОС СО» в объеме 108 часов

 

Директор МКОУ СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им. Х.М.ШОГЕНОВА»

г.п. ЧЕГЕМ ЧЕГЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

(на заседании МО школы)

«Применение современных развивающих технологий на уроках кабардино-черкесского языка и литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шогенова Р.Х.,

учитель кабардинского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

В условиях современного общества изучение родного языка приобретает особо важное значение- происходит расширение общественных функций родного языка. Он является не только предметом обучения, но и средством приобщения учащихся к родной истории и культуре, обычаям и традициям своего народа. Все мы заинтересованы в достойном будущем наших детей и должны обратиться к «разумному, доброму, вечному», то есть к ценностям, которые вырабатывались веками мудростью наших предков. Такие ценности имеет каждый народ. Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы он знал родной язык, так как на материнском языке человек легче выражает свои мысли. Он старается осознать новые понятия, знания на близком родном языке. Каждый народ имеет свою историю, свои обычаи, свои традиции. Это все передается от поколения к поколению посредством языка.

Наряду с изучением родного языка, важнейшим фактором является привитие любви к этому языку, так как язык – это величайшая ценность, требующая любви и ласки! И именно от учителя родного языка в союзе с семьей, в которой воспитывается ребенок, зависит, будет ли он изучать, любить свой родной язык. Исходя из сказанного, хочется отметить, что родной язык как учебный предмет предполагает кропотливую работу учителя и ученика по овладению им. Ведь каждый грамотный ученик должен свободно владеть устной и письменной речью на родном языке, уметь точно, кратко, убедительно выражать свои мысли. Мы должны стремиться поднять роль и значение родного языка как учебного предмета в глазах учащихся, родителей и государства. Я думаю, что для повышения эффективности преподавания родного языка необходимо активнее использовать в образовательном процессе инновационные методы и приемы обучения, технические средства обучения, аудио-визуальные и печатные наглядные пособия. Кроме того,огромное значение имеет знание учителем теоретических основ родного языка, умение использовать наиболее эффективные пути преподавания языка, направленные на усвоение, углубление и закрепление программного материала. Для этого я стараюсь использовать воспитательный потенциал каждого урока,направленный на формирование всесторонне развитой личности, применяю перспективные методические приёмы для развития креативных способностей учащихся: заполнение таблиц, чтение с остановками, совместный поиск, перекрестную дискуссию, круглый стол; классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, тесты, метод проектов. Рассматривая систему развития письменной речи, уделяю внимание таким видам вспомогательных работ, как словарные упражнения, обучение цитированию, составлению планов, тезисов, конспектов, переводов с родного языка на русский язык и наоборот, сочинения по картине. Чтобы стимулировать интерес к учебному процессу, очень активно в своей работе я использую проектные методы обучения. Их использование в образовательном процессе позволяет выявлять учащимся связи между событиями, явлениями, добывать и анализировать информацию.Особенно эффективна работа в группах, так как совместное творчество способствует формированию у обучающихся коммуникативных, информационных и общекультурных компетенций. Основные задачи, которые я ставлю перед собой при использовании проектного метода на уроках черкесского языка, этосделать урок современным, приблизить его к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств; установить отношения взаимопонимания между учителем и учеником. Например, при изучении творчества Мухамеда Керефова с учащимися мы определяем состав проектных групп, даются предварительные задания для каждой группы. 1-ой группе нужно подготовить сообщение о жизни писателя с презентацией, 2-ой группе нужно сделать обзор рассказов писателя, 3 группа должна проанализировать повесть М.Керефова «Адэ щ1эин мылъку хъурэ?». А в 4 группу входят учащиеся драматического кружка. Они должны проинсценировать отрывок из повести. Большой плюс такой работы заключается в том, что происходит обучение действием. В процессе такой работы ученик должен быстро найти нужную информацию в сотрудничестве с другими учащимися, должен уметь ориентироваться в «потоке» литературы, уметь анализировать содержание текста, слушать собеседника и вступать в диалог, развивать умение себя преподносить. А главное – научить учащегося мыслить, отстаивать свою точку зрения. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

П рименяя метод исследования учителя способствуют развитию в каждом ребенке его индивидуальных наклонностей и способностей, ученик в данном случае является исследователем, первооткрывателем. Радуют результаты исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Это и творческие проекты (сценарии, стихи, театральные постановки), исследовательские работы ( «Сопоставительный анализ лирики А.С. Пушкина и Али Шогенцукова») Очень эффективным методом, я считаю, является сопоставление, изучение творчества кабардинского писателя и русского. На таких уроках прослеживается межпредметная связь русской литературы и кабардинской, сопровождающаяся как бы «взаимодействием и взаимообогащением языков». Новое сосуществование языков и культур предполагает знание другого языка, другой культуры. Изучая, сопоставляя знания по языкам, человек начинает тоньше разбираться в своем родном. Так, изучая творчество двух поэтов русского и кабардинского, учащимся дается возможность глубже понять роль русского языка в становлении и развитии кабардинской культуры. Эту работу можно провести на примере русского классика А.С.Пушкина и кабардинской классика Али Шогенцукова. Перед учащимися ставлю задачу исследовательского характера: сопоставить лирику А.С. Пушкина и А.Шогенцукова, найти то общее, что сближает этих двух великих поэтов. Как писал А.Шогенцуков,то, что его литературное творчество поднялось на такую высокую ступень, неразрывно связано с тем, что он имел возможность глубоко изучить художественное творчество русских поэтов. Как основоположника кабардинской поэзии Алий Шогенцукова привлекла глубокая искренность, простота и музыкальность поэтических строк Пушкина. При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся происходит интеграция традиционных форм обучения и интернет –технологий. Учащиеся постепенно овладевают коммуникативными технологиями, которые обеспечивают быструю передачу информации, общение в процессе сотрудничества. Таким образом, дидактический материал, используемый на уроках, становится более разнообразным; при этом особенно ценным является то, что его готовят сами учащиеся. Учащимся старших классов предлагаются для исследования темы, связанные с развитием речи, изучением происхождения пословиц и поговорок, изучением синтаксиса простого и сложного предложения, особенностей пунктуации и т.д.Такая работа способствует развитию у учащихся способностей отбирать, анализировать, систематизировать и использовать информацию в соответствии с темами исследовательских проектов.

Я считаю, что освоение исследовательского подхода при изучении родного языка является необходимой основой для участия в конкурсах, олимпиадах, для последующего применения достигнутых результатов при изучении других наук. Одним из активных методов является проблемный метод. Использование этого метода обучения очень эффективно используется мной для выработки у учащихся интереса к чтению произведений, изучаемых на уроках родной литературы. Я начинаю читать произведение на уроке, но дочитав до определенного места, ставлю проблемный вопрос, на который учащиеся смогут ответить только после того, как прочитают всё произведение или определенный фрагмент. Всем нам известно, что урок- основная форма организации и обучения родному языку. Высокую эффективность обучения можно достигнуть, если высокое качество урочных занятий будет сочетаться и подкрепляться разнообразными методами обучения. Использование разнообразных инновационных технологий в сочетании с традиционными технологиями приводит к повышению числа творческих, инициативных учащихся, которые легче адаптируются в современных условиях и учащихся, желающих изучать свой родной язык, свою литературу, свою культуру. Кроме того, учитель получает возможность привить любовь, уважение к материнскому языку, обогатить знание родного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им. Х.М.ШОГЕНОВА»

г.п. ЧЕГЕМ ЧЕГЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

(на заседании МО школы)

«Уи анэбзэр гъаф1э – ар псэм и щ1асэщ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шогенова Р.Х.,

учитель кабардинского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

 

 

Уи анэбзэр гъафlэ, ар псэм и щlасэщ.

Лъэпкъыу щыlэм я акъылыр иригупсысэну – ирипсэуну, гъащlэм ирихэтыну lэмэпсымэу Алыхьым къаритар дэтхэнэми я анэдэлъхубзэращ. Анэдэлъхубзэм и пкъым лъэпкъыр хэщlыхьащ: лъэпкъым и хьэл – щэнри, и акъыл – гупсысэкlэри, и lуэху еплъыкlэри, и дуней тетыкlэри, и гушыlэкlэри, и нэщхъеикlэри, и шхыдэкlэри, и хъуэхъуэкlэри, и гуфlэкlэри, и гуlэкlэри… псори, псори хэщlыхьащ и бзэм. Аращ щlыжаlэр цlыху lущхэм: «Лъэпкъыр зэбгъэцlыхунумэ, абы и псэр, и акъылыр, и гупсысэкlэр зыхуэдэр къэпщlэну ухуеймэ, и бзэр зэгъащlэ». Итlани жаlащ: «Анэдэлъхубзэр лъэпкъым и гъуджэщ». Ар щlыжаlэми щхьэусыгъуэшхуэ иlэщ. Лъэпкъым и бзэм, и lуэрыlуатэм – и псалъэжьхэм, псалъэ шэрыуэхэм, уэрэдыжьхэм - гъуджэм хуэдэу лъэпкъым и гъащlэр къощыж. Абыхэм а бзэр зей лъэпкъым пцlы труагъэлъхьэнукъым, cыт щхьэк1э жып1эмэ, lуэрыlуатэм лъэпкъым и тхыдэр къеlуэтэж – зэрыпсэуар, щитlагъэу щытар, зэзауэу щытар, я зэуэкlэу щытар, нэгъуэщlхэри на1уэу ди пащхьэ кърелъхьэж.

Ди адыгэбзэм апхуэдэ и щапхъэу къэпхь хъунущ мы псалъэжьхэр: «Истамбылыжьым имыкlыр щlолlэ, икlар иолlыхь», «Дзэм иуфэкъуа лъахэрэ мацlэ зыпхыкlа хадэрэ», «Бэр зэнэцl нэхърэ бэр зэхъуэхъу», «Уи щхьэ хуэпщlыжыр уи нэмысщ», «Хьэджафэ банэркъым, лъхукъуэщо хъуанэркъым», «Улажьэмэ, лыжь пшхынщ, умылажьэмэ, лажьэ бгъуэтынщ», нэгъуэщlхэри.

Псалъэм и къарур гъунапкъэншэщ. «Нэсу егупсысауэ, хуэзэу жыlа хъуа зы псалъэм шынэу щlэпхъуэжа дзэр къызэтрегъэувыlэ, напэтехыр текlуэныгъэу хузэрехъуэкlри, хэкур кърегъэл», - жиlэгъат епщыкlуиянэ лlэщlыгъуэм псэуа француз тхакlуэ цlэрыlуэ Жирарден.

Наукэм зэрилъытэмкlэ, цlыхур сыт хуэдиз бзэкlэ псалъэми, зэрыгупсысэр езым къыдалъхуа и лъэпкъыбзэращ. А нэгъуэщl лъэпкъхэм я бзэкlэ къиlуатэри акъылкlэ зэрызэригъэпэщыр, зэрызэригъэзахуэр езым Алыхьым къыlурилъхьа и бзэращ. Къэзылъхуа и адэ – анэм, и лъэпкъым я псэр, я гупсысэр, я фащэр, я щэныр, я къекlуэкlыкlар, я гурыщlэр къызэрищlэр, къызэрищтэр и бзэращ.

Кlэщlу жыпlэмэ, цlыхур цlыху зыщlыжыр, ар хъун хуэдэу адрей цlыхухэм екlуу, езэгъыу хэзыгъэтыр и бзэращ.

Дэ ди лъэпкъыр лъэпкъ мащlэщ… Мащlэкъэ, апхуэдизу адыгэр зыбгрыдзауэ щыпсэукlэ?! Абы къыхэкlкlэ, дэ дыхуэсакъыпэу ди бзэр тхъумэн хуейщ - фlыуэ дджын, литературэм дыщыгъуэзэн, шэрыуэу дрипсэлъэн, ди lуэрыlуатэр тщlэн.

«Хуейщ» жыпlэныр тыншщ, ар бгъэзэщlэну куэдкlэ нэхъ гугъущ. Сыт хуэдэ лъэпкъ мащlэми шынагъэ иlэщ зи гъунэгъуу псэу лъэпкъышхуэм хэзэрыхьыну, хэшыпсыхьыжыну. А lуэхугъуэр наlуэу къыхощ усакlуэ ныбжьыщlэ Шэрыlужь Аслъэн и усэ «Адыгэбзэ» зыфlищам щыщ пычыгъуэм:

«Псэр lэпкълъэпкъым щlымыгъужым

Гъащlэу иlэр иухащ.

Лъэпкъым бзэр lурымылъыжым

И пщэдейр дыгъуасэ хъуащ».

Гъэмахуэ къэс сэ «Лэгъупыкъукlэ» зэджэ сабий зыгъэпсэхупlэм сагъакlуэ, икlи зыбгъэпсэхунщ, дохутырхэри тlэкlу къыпкlэлъыплъынщ, жаlэри. Сэ си жагъуэ дыдэ мэхъу абы сызыщрихьэлlэ сэ схуэдэ хъыджэбз цlыкlу, щlалэ цlыкlухэм, я цlэри адыгэцlэу, я унэцlэри адыгэ унэцlэу, зы адыгэбзэ псалъэ ямыщlэу сащрихьэлlэм деж.

Сыту гузэвэгъуэ ар! Абыхэм яхэтщ «сэ сыадыгэкъым, си адэращ адыгэр» жызыlэ. Урысмэ щхьэ нэхъ къащтэрэ?! Хьэмэрэ урысыбзэкlэ зэрыпсалъэм щхьэкlэ ахэр урыс хъун я гугъэу ара?! Хъунукъым! Урысхэм сыту ящlын ахэр, езыхэр хъушэ мэхъу! Ауэ апхуэдэхэр икlи адыгэкъым! Адыгэр адыгэ зыщlыжыр адыгэбзэращ. Яхэтщ абыхэм адыгэбзэ зыщlэну хуей, ауэ зрагъэщ1эну lэмал ямыгъуэту, сыт щхьэкlэ жыпlэмэ, я адэ - анэхэри зэрыпсэлъэфыр урысыбзэщи. Апхуэдэ адыгэбзэ зымыщlэхэм яфlэауанщ къуажэм къикlауэ цlыхугъэ къахуэхъуа ныбжьыщlэхэр езыхэм хуэдэу шэрыуэу урысыбзэкlэ зэрымыпсэлъэфыр , ауэ езыхэм я бзэр зэрамыщlэжыр яфlэауанкъым!

Мыбдежыми Шэрыlужь Аслъэн и усэм щыщ пычыгъуэр сигу къoкlыж:

«Хамэ лъэпкъхэм я бзэр пщlэныр

Ар хъуэпсэгъуэщ, пцlы хэмылъ,

Ауэ уи бзэм уепцlыжыныр

Ар икlагъэщ, уигу игъэлъ».

Адыгагъэ, адыгэ хабзэ, адыгэ нэмыс – мыхэр адыгэ лъэпкъым и псэ фащэщ. А и псэ фащэр лъэпкъым щихъумэр къыдалъхуа и бзэращ. И бзэм купщlэу хегъэтlысхьэри, зэманым и жьыр лъэмыlэсу ехъумэ. И бзэр псэухукlэщ лъэпкъыр зэрыпсэур. Абы къикlыр – бзэр псэухукlэщ лъэпкъым къыдалъхуа хьэл – щэныр, и псэ фащэр, хъума зэрыхъунур. А псом къыхэкlкlэ, дыхуэвгъэсакъ, дывгъэхъумэ, дывгъэгъафlэ псэм и щlасэу ди анэбзэу ди адыгэбзэ дахэр! Пхузэфlэмыкlын куэди пыщlакъым абы, урипсэлъэн хуей къудейуэ аращ.

Си тхыгъэр иризухыну сыхуейщ Къармэхьэблэ къыщалъхуа усакlуэ Щокъарэ Фатlимэ и усэ сатырхэмкlэ:

«Ди адыгэбзэр, маржэ, дывгъэхъумэ!

Ди гъащIэ псом ар и джэлэс ирехъу.

Зэманым гуауэр, ди Тхьэ, щI

Анэбзэр дэ Iумахуэ тхурырехъу.»

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×