Начальная школа - школа успешной социализации личности | Широглазова Валентина Валерьевна. Работа №338392
В рамках реализации ФГОС актуальной становится проблема социализации личности школьника. Начальная школа как первый обязательный уровень общего образования призвана внести существенный вклад в работу по социализации личности школьника, которая проходит в учебной и во внеурочной деятельности. Важным в процессе социализации младших школьников является работа по изучению семей и работа с гиперактивными детьми. Социализация личности младшего школьника - это не только приобретение детьми опыта сотрудничества со взрослыми, сверстниками, с разновозрастными группами, но, это полноценная система человеческих отношений.
Широглазова Валентина Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона», Ульяновск.
Почётный работник образования РФ.
Начальная школа - школа успешной социализации личности
В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В рамках реализации ФГОС актуальной становится проблема социализации личности школьника. Именно в школе происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. Начальная школа как первый обязательный уровень общего образования призвана внести существенный вклад в работу по социализации личности школьника.
При работе с детьми по социализации я, как учитель начальной школы, поставила перед собой цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации. Учитывая, что социальный компонент образовательной программы включает в себя такие компоненты, как сохранение здоровья, безопасность, толерантность, навыки самоорганизации, самообладания, проявление творчества и инициативы, общественно-значимые действия, оценка норм поведения, мы с коллегами разработали портрет современного младшего школьника как модель предвосхищаемых результатов социализации. Это портрет составляют такие интегральные характеристики личности, как когнитивные (любознательность, наблюдательность, внимательность, способность к синтезу и анализу, способность воплощать добываемые знания в духовные и материальные формы), креативные (вдохновлённость, воображение, фантазия, мечтательность, способность к эмпатии), морально-нравственные (коллективизм, честность, ответственность, правдивость), эстетические (чувства красоты, чувства прекрасного и безобразного, мужественность, женственность), эмоционально-волевые (сосредоточенность, организованность, терпение, упорство, сдержанность, целеустремлённость, дисциплинированность), коммуникативные (способность к взаимодействию с другими людьми и окружающим миром, коммуникативность, общительность, сотрудничество), деятельностные (способность к произвольным действиям, физическая активность, работоспособность). Группы качеств младших школьников являются открытыми для расширения и уточнения и представляют минимальный комплексный набор ориентиров для обеспечения их социализации в условиях реализации ФГОС.
Несомненно, огромное значение имеют личностные качества учителя. Как показывает практика, наиболее ярко они проявляются в стиле его педагогического общения, особенно в 1-4 классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем. Именно этот учитель создаёт благоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Учителя начальной школы могут обеспечить учащимся психологический комфорт, так как сами комфортно чувствуют себя в классе, сами умеют проявлять эмоции в социально-приемлемой форме, умеют спокойно объяснять материал, умеют понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и, в то же время, отстаивать свои права.
Деятельность по социализации младших школьников я строю по трём основным направлениям: обучение, воспитание, управление качеством образования. Ведущая роль в обучении отводится проблемно- поисковому методу, который предусматривает создание на уроках различных проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов. Воспитательный процесс в лицее направлен на воспитание личностных качеств школьников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Для отслеживания результатов достижений школьников учителя используют «Портфолио», «Карты индивидуального развития».
Работа по социальному развитию проходит в учебной и во внеурочной деятельности. Учебный процесс строится на деятельностной основе. Я использую в работе развивающие, личностно-ориентированные системы обучения, владею технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, умею анализировать и оценивать особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности. Это способствует повышению мотивации обучающихся, профессионально-практической направленности занятий и формированию ключевых компетенций не только учеников, но и учителей. Стараюсь проводить различные нестандартные уроки: уроки-соревнования, уроки творчества, урок-конкурсы, уроки-игры, уроки-экскурсии, межпредметные уроки. Используемая проектная деятельность позволяет развивать следующие универсальные умения: доказывать выдвинутое предположение, собирать информацию, убеждать оппонента, формулировать цели работы, планировать действия, делать необходимые выводы, умения презентовать свои достижения и выступать с мультимедиа-сопровождением. Дети готовят разные по типам проекты: информационные, исследовательские, приключенческие, игровые, практико-ориентированные, творческие. На уроках стараютсь строить отношения, переходя от монологического взаимодействия к диалогическому. Это способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. Также широко применяю проблемно-задачные подходы, используя познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, ситуации выбора, неопределённости, конфликта, неожиданности, предположения, опровержения, несоответствия, развивающие дидактические приёмы: «Хочу спросить», «Для меня сегодняшний урок...», «Работа в паре», «Сообщи своё Я», «Метод недописанного тезиса». Для формирования устойчивой мотивации и стимулирования обучающихся применяю группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные.
Большая работа в данном направлении проводится и во внеурочной деятельности через различные направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и курсы «Этикет и культура общения», «Досуговое общение», «Весёлые нотки», «Подвижные игры», «Азбука здоровья», «Исследователь», «Занимательная грамматика», «Занимательная математика».
В свою работу по социализации обязательно включаю работу по изучению семей. Для создания условий более близкого знакомства детей и формирования знаний о школьных правилах провожу в классе классные часы: «Давайте познакомимся», «Я- ученик». Уже созданы «Памятки первоклассника», «Правила общения с одноклассниками», проведены социоигры «От улыбки станет всем светлей». Во 2-4 классах создаю органы самоуправления, провожу классные часы «Каков я?», «Мои поручения», «Я сам». Мои младшие школьники активное участие принимают в различных социальных акциях: помощь детскому дому, благотворительная акция «Игрушка каждому ребёнку», участие в «Весенней неделе добра». Для развития межличностного общения и навыков самоорганизации и коммуникации, умения работать в группе с ребятами проводятся коллективные творческие праздники по параллелям: «Живая азбука», «Посвящение в гимназисты», «Путешествие по странам», «Если хочешь быть здоров!».
Важным в процессе социализации младших школьников является работа с гиперактивными детьми, имеющими особые образовательные потребности, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе и развитии социальных качеств. Ведут кропотливую работу с детьми, имеющими проблемы в речевой деятельности, подключая работу логопеда. С детьми, имеющими проблемы в обучении, подключаем психолога, который работает над развитием познавательной сферы, формирует учебную мотивацию. Большая работа проводится и с родителями.
Социализация личности младшего школьника - это не только приобретение детьми опыта сотрудничества с взрослыми, сверстниками, с разновозрастными группами, но, это полноценная система человеческих отношений. Учителя начальных классов и все работники лицея успешно работают в тесном сотрудничестве в направлении социализации и помогают детям приобретать чёткие представления о нормах и правилах, существующих в обществе, учиться чувствовать и понимать других людей, приобщаться к общественным ценностям, как добро, красота, счастье, как условие полноценного духовно-нравственного развития человека, формировать гражданские качества личности, социальную компетентность и в итоге успешно социализироваться в обществе.