Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Начальное обучение в классе фортепиано» | Фатыхова Лилия Николаевна. Работа №343208

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он - основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. 

Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (любимые игры, игрушки). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки.

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств №1» АМР РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая работа на тему:

«Начальное обучение в классе фортепиано»

 

 

 

 

Подготовила

преподаватель высшей категории

по классу фортепиано

МБОУ ДО «ДШИ №1»АМР РТ

Фатыхова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск, 2023

 

Содержание:

 

 

Введение

Основная часть. Начальное обучение в классе фортепиано

2.1 Формирование двигательных умений.

2.2. Знакомство с клавиатурой, музыкальной грамотой.

2.3. Проблемы в техническом развитии на начальном этапе.

2.4.Развитие технических навыков. 

Заключение.

Список использованной литературы

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Актуальность этой темы определяется совершенно новыми современными интересами и запросами детей и их родителей. В настоящее время очень много предложений по развитию ребенка. Так как наша школа находится на окраине города, на протяжении нескольких лет наблюдается очень маленький процент поступающих на музыкальный инструмент фортепиано. Мы практически «уговариваем» поступать на музыкальный инструмент. Если ребенок поступил, преподаватель старается заинтересовать, полюбить музыку.

Цель данной работы является воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано, подбор и описание методов и приемов обучения игре на фортепиано рассмотреть и изучить вопросы развития начальных технических навыков в классе фортепиано.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

- выявление особенностей развития пианистов на начальном этапе;

- подбор упражнений и музыкальных пьес, направленных на формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

В рамках данной работы необходимо решение следующих задач:

- заинтересовать, увлечь ребенка музыкальными занятиями;

- развитие слуха, ритма, памяти;

- изучение музыкальной грамоты, освоение клавиатуры;

- работа над постановкой руки;

- начальные упражнения в работе над техникой.

 

 

 

2.Основная часть. Начальное обучение в классе фортепиано.

2.1 Формирование двигательных умений.

Начальное обучение юных пианистов–интересный, творческий и индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с музыкой, учатся ее понимать, формируются их вкус, музыкальные представления, они получают первоначальные навыки игры. И с самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил музыку. C каждым учеником приходится начинать по-разному, все зависит от возраста, общего и музыкального развития ребенка, его восприимчивости и способностей.

Первая встреча с учеником – ответственный момент для педагога. Важно создать простую, доброжелательную обстановку, сделать так, чтобы ребенок почувствовал расположение к себе, привлечь его симпатии. Ведь любовь к музыке часто приходит через личность преподавателя. Когда педагог стремится развить в ученике способность эмоционального восприятия музыки, научить его слушать и слышать, формировать его музыкально-слуховые представления, то есть создать вокруг ученика атмосферу музыки, играя ему яркие, образные, разнохарактерные пьесы (сначала очень простые, потом сложные). Приучить его слушать их неравнодушно, вникать в смысл исполняемой музыки. Петь с ними любимые детские песенки под аккомпанемент педагога, давать небольшие мелодии-попевки, которые он выучивает тут же на уроке. Хорошо давать музыкальные загадки, двигаться в различных ритмах. Прекрасно выразил эту мысль Г. Г. Нейгауз: «Я считаю, что надо начинать с главного - музыки. Ребенок без души может сыграть несколько нот, но можно научить его играть с самого начала выразительно, взяв какую-нибудь народную мелодию, и, если она веселая, научить его играть весело, а если печальная – печально.

Актуальность темы обусловлена одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он - основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От педагога помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. Уважение и авторитет педагога особенно важны на таком раннем этапе, где большую роль играет личность учителя. Во многом именно от этого зависит отношение ученика к занятиям. 
Рассказывая о своей работе с учениками младших классов, трудно претендовать на какую бы то ни было универсальность: к одной и той же цели можно прийти разными путями. В методической литературе много противоречивых высказываний, мнений. И очень важно, не меняя кардинально устоявшихся принципов, найти близкие по стилю, по "духу" способы достижения определенной цели. Длительная работа на одном и том же материале позволяет превратить его в некую основу, в которой суммируются многие педагогические находки. Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен уметь создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в них игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом педагог обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, воспитывать музыкой. 
Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (любимые игры, игрушки). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не нарушая естества ребенка. 
И поскольку главнейшей из первоначальных задач является "зажечь", "заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста "игровой фазы", необходимо строить урок в форме увлекательной игры. 
Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов. 
Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел. 
Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться. 
В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу. 
В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность. 
В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение. 
Игру на фортепиано ребенок должен воспринимать как новое развлечение. Задача педагога - направить это развлечение. Для этого можно использовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненные самими детьми самостоятельно или с помощью педагога), рассказ, сопровождающий игру, задачи-головоломки. Например: отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра со скакалкой); звуки, которые держаться "за руки" и "подпрыгивающие" звуки, отгадывании направление мелодии, словесно-ритмических фигур.  
Все это помогает конкретизировать музыкальный образ, постигать трудную для детей музыкальную грамоту и даже находить нужные движения рук. Педагог, занимающийся с учеником младшего возраста, должен проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз по-новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика. Успех в занятия с детьми наполовину подсказан их собственной фантазией и воображением. 
Пьесы и упражнения должны быть легко доступны детскому наивно - сказочному восприятию и направлены на выполнение конкретно поставленной задачи, будь то постановка рук, приобретение начальных пианистических навыков или усвоение нотной грамоты. 
Одно из условий в ранних занятиях - суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя. Важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. Это поможет решить одну из главнейших задач - свободу рук и естественность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств. 
Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении. Часто бывает, что с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию необходимых, специфических для музыканта данных: слуха, памяти, чувства ритма. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. И переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с их основами формируются музыкальное мышление, и воспитывается воля к труду. 
Знакомство детей с музыкой нужно начинать с доступного и понятного им музыкального материала. 
Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок. Наши уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта условий обучения. Каждый урок сочетает в себе: 1) знакомство с клавиатурой, 2) гимнастику и постановку рук, 3)развитие слуха, ритма, памяти, 4) основы нотной грамоты. 

 

2.2. Знакомство с клавиатурой, музыкальной грамотой.
Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой, изучает регистры: нижний, верхний, сравнивая их с голосами животных, тембрами различных музыкальных инструментов. Такие аналогии и подбор какой- либо песенки, которую ученик может разучить с помощью педагога и сыграть одним пальцем на фортепиано, помогают ребенку легче запомнить, что вправо звуки повышаются, влево-понижаются
Не помешает рассказать ребенку о чувствительности фортепиано. О том, что оно не любит, когда с ним грубо обращаются и, что на резкий удар оно отвечает острым, неприятным для слуха звуком. В связи с этим уже при первых попытках звукоизвлечения надо научить ребенка, чтобы он следил за гибкостью рук и прислушивался к звучанию. 
Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш и деление клавиатуры на группы - октавы. 
Сделать клавиатуру более близкой и понятной могут помочь различные игры, упражнения. Всем известная считалочка: "До, ре, ми, фа, соль, ля си. Едет зайка на такси. До, си, ля, соль, фа, ми, ре. Ест морковное пюре", позволяет изучить последовательность расположение белых клавиш в прямом и обратном движении, что подводит к такому понятию, как октава. Немного позже учим их названия. Что касается черных клавиш, то до того момента, пока ученик не станет свободно ориентироваться по белым, мы их называем "секретами". Позже нужно объяснить ребенку деление октавы на тоны - полутоны, для первых шагов обучения игра на черных клавишах очень удобна, так как они выделяются цветом и упорядоченностью расположения. Поскольку черная клавиша изолирована, ее легче "взять" одним пальцем при собранном положении остальных. Кроме того, черная клавиша узкая, а это заставляет нацелиться и исключает игру прямым пальцем. Это позволяет сохранить высокую позицию. Можно поиграть упражнение: "кукушка" - перелетает с ветки на ветку. Интервал терция с переносом через октаву и обратно.

Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук: 
1) "Кластеры" на двух - трех черных клавишах. 
2) "Вертолет" - извлечение одного звука.

Цель - научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким. 
"Лепку" игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от "зажатости", надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами: 
а) напряженной рукой с жесткими пальцами; 
б) преувеличенно расслабленной рукой; 
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику 
внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше. 
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант. 
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки. 

 

2.3. Проблемы в техническом развитии на начальном этапе.
Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт - Шкловская, занимавшаяся 
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре "О воспитании пианистических навыков" она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. 
Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения: 
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения. 
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг 
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых 
суставов. 
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их. 
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья 
вверх - вниз, одним движением, без остановки в крайних точках. 
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки. 
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о 
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки). 
Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. 
Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение. 
Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них - слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ - субъективные ощущения исполнителя - чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя. 
Несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения: 
I. Скованность плеча. Причина: ученик близко или низко сидит. Нужно проверить посадку и, если замечания недостаточно, следует предложить упражнение - перенос руки на далекие расстояния или гимнастические упражнения. 
II Тряска кисти. Малыши начинают трясти рукой потому, что не чувствуют силы и самостоятельных возможностей в своих еще маленьких и неокрепших пальчиках. Между тем это психологическое заблуждение. Можно порекомендовать упражнения на выполнение небольших последовательностей из 2-3-4-5 звуков на одном дыхании. 
III. Слабые пальцы могут прогибаться. Причина этого - желание играть более громко, неестественным для себя звуком - отсюда излишнее давление. По этому поводу Игумнов говорил: "Так же как нельзя ходить, продавливая ногами пол, так нельзя и играть, продавливая пальцами клавиатуру". При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией "собрать пальцы ", вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти. Следует дать ученику упражнение на беззвучное, мягкое нажатие клавиши. 
IV. Скованность кисти. Следует играть трели в медленном темпе, 
делая круговое движение запястьем. 
V. Скованность предплечья. Следует играть тремоло в медленном темпе, преувеличенно раскрывая ладонь руки. 
VI. Скованность пятого пальца. Когда обращают внимание учащихся на данный недостаток, они ссылаются обычно на физическую слабость своих пятых пальцев. Иногда это верно. Но сама слабость пятых пальцев проистекает из-за музыкальной и физической нетребовательности. Следует играть этюды для четвертых и пятых пальцев и последования, начинающиеся с пятых пальцев. 
VII. Напряженность первого пальца. Этот недостаток происходит из
за несамостоятельности, из-за того, что его действие подменяется 
вращательным движением предплечья. Для того, чтобы заиграл палец, надо 
играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц. 
Внешним признаком развитости первого пальца являются приобретение им 
закругленной, выпуклой формы и увеличение управляющей его движением 
мышцы. Упражнения: доставать первым пальцем квинту при задержании 
пятого пальца; взять третьим пальцем звук, а первым брать звуки с разных 
сторон от третьего. 
2.4.Развитие технических навыков. 
Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение - поп legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над 
упражнениями необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание "слышащих" пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами - одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии. 
В целях улучшения слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения
1) взятие, 
2) звучание, 
3) затухание.

Смысл состоит в том, что каждый звук берется с той силой звучания, которая получилась в результате затухания предыдущего. 
Нужно постоянно обращать внимание ученика, учить его больше слушать, думать, а не играть механически. Упражнения поп 1е§ато целесообразнее играть сначала третьим, самым устойчивым пальцем, затем вторым и четвертым. После этого можно подключать к работе пятый и первый пальцы. Необходимо внимательно следить за первым пальцем, который должен быть слегка закруглен. Введение первого и пятого пальцев связано у ученика с определенными трудностями, поэтому для этих пальцев педагог дает дополнительные упражнения. Чтобы найти удобное и естественное положение руки, полезно играть терции и квинты вначале отдельными руками, затем можно постепенно усложнить задачу. Например: левая рука играет квинту в малой октаве, правая - терцию, перемещая ее через октаву плавным, свободным движением. И наоборот, правая рука играет в первой октаве терцию, а левая перемещает квинту через октаву вверх и вниз. 
Даже в самых сухих упражнениях важно не забывать о специфике мышления детей младших классов, о том, что нужно постоянно поддерживать интерес к происходящему. Для того, чтобы малыш не заскучал, играя эти упражнения, можно создать какие-либо яркие образы. Например, назвать первое упражнение "кузнечики", а второе - "слоны" или "спуститься на глубину моря". 
Все упражнения должны иметь четкое ритмическое оформление, темп их медленный, но не слишком, чтобы не разрывалась их мелодическая линия. 
Каждому ребенку для налаживания первых игровых навыков нужны свои слова и своя система образов. Если на уроке мальчик, то попросить его представить, что его рука - это парашют, а палец - парашютист, который перелетает с места на место. Если на уроке девочка, то ее рука - птичка, которая перелетает с ветки на ветку. 
В любом случае играет вся рука от плеча, а кончик пальца ощущает вес всей руки. При переносе руки с клавиши на клавишу пальцы должны быть направлены все время вниз, как гроздь винограда. Кисть "дышит" - поднимается и опускается. Рука от плеча совершенно свободна (плечи не поднимать). Необходимо проверять свободу кисти (учитель вращает кисть ученика, когда его пальцы находятся на клавишах), а также свободу локтевого сустава (периодически поддерживать руку ребенка). 
Полезно попросить ребенка "отдать его руку на время" и проверить свободу всех мышц руки. 
Налаживание первых игровых навыков требует от учителя постоянного внимания к ученику и помощи ему. Поддерживать его локоть, проверять свободу запястья, поправлять его руку нужно незаметно для ученика, до тех пор, пока его движения не приобретут естественность. 
Как только прием non legato будет хорошо освоен, нужно переходить к самому трудному и главному - игре legato, то есть связному исполнению нескольких звуков, пока только в одной позиции. legato должно возникать на основе спокойно и естественно переступающих пальцев. Во всех упражнениях на legato должна постоянно присутствовать хорошая артикуляция, которая предполагает не только достаточную активность пальцев, но и своевременный их подъем после звукоизвлечения. Очень важно, чтобы ученик не поднимал каждый следующий палец слишком рано. Заранее поднятый палец фиксирует кисть, мешает ощущению ее пластичности. 
Обучение игре legato следует начинать с упражнения на два связных звука, играемых всеми парами, начиная со второго и третьего пальцев, как наиболее устойчивых. Первый звук следует играть глубоко с опорой (тем же движением, что и в non legato), в это время другие, не играющие пальцы, не лежат на клавиатуре, а слегка приподняты. Затем плавно переступаем на соседнюю клавишу так, чтобы второй звук был сыгран мягче, легче, при этом рука уже приподнимается. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать перенос опоры с одного пальца на другой, а в дальнейшем (при игре более протяженных последований legato) общую направленность мелодических линий. 
Чтобы дети внимательнее и с большим интересом играли такое упражнение, можно исполнять его со словами, в которых ударный первый слог. 
Затем следует играть упражнения на три, четыре звука и, наконец, пятипальцевые. Для этого полезно использовать формулу Шопена 
Попутно ученик усваивает и объединяющие движения, при которых кисть слегка отводится к пятому пальцу. Эти движения кисти необходимы для плавного исполнения legato, для выразительности, а также ощущения "дыхания"руки
Трудность фортепианного legato состоит в том, что сам по себе затухающий звук фортепиано вовсе не певуч. Сыграть певуче, значит сохранить в инструментальном исполнении идею вокальность, то есть характер выразительности, присущий поющему голосу. 
Чтобы в legato был глубокий и певучий звук, нужно научить ученика переносить опору с одного пальца на другой. Если "палец продолжает держать клавишу, а рука уже не чувствует опору и при этом поднимается кисть, то новый звук повлечет за собой толчок. 
Особенное внимание следует уделить первому пальцу, так как от его подвижности и легкости будет зависеть качество звука в гаммах и пассажах. Первый палец должен опускаться на клавишу без толчка и без опоры на него всей руки. Поэтому полезно поработать над следующим упражнением. 
Все примеры аналогично играть и левой рукой. 
Для развития пятипальцевой техники существует множество различных, по-своему интересных упражнений, основанных на небольших, легко запоминающихся попевках, к которым можно подбирать слова вместе с учеником. Дети это делают с удовольствием. Вот два подобных примера: 
Нужно всегда помнить о постоянной связи упражнений с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приемы 
звукоизвлечения). И постепенно переходят в работу над музыкальными произведениями. 

Заключение.
В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит самому раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей. 
Серьезные недостатки в начальном обучении детей связаны с отставанием их творческо-слухового развития от инструментально-технического. 
Вместе с тем, ярко эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве, начиная с первого года обучения. Развитие учащихся младших классов проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического развития. При отсутствии еще у ребенка минимальных музыкальных представлений основная роль должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же важна и последующая стадия - закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приемов и навыков. Работа педагога - это всегда очень трудный процесс. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность.

Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе.

Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор. Прививать ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием пианистического мастерства.

Дарование и мастерство музыканта - педагога проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности.

Известно, что первые годы воспитания и обучения игре на инструменте являются своеобразным этапом, на котором постепенно раскрываются особенности общего музыкального и музыкально-профессионального развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

4. Список использованной литературы

1.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой».

2. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» Ленинград, 1990

3. Брянская Ф. «Фортепианная школа Ф.Брянской»лассикаXXI,М., 2008

4. Грохотов С.В. «Как научить играть на рояле», Классика-XXI, Москва, 2006

5. Плясова М. «Детство под знаком музыки Классика-XXI, Москва, 2010

6. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» . Москва, 1985

7.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», М.Советский композитор, 1989.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×