Национальное воспитание детей дошкольного возраста | Апталикова Алевтина Александровна. Работа №343226
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Знакомство с историей и культурой народа мари.
Пробуждать любовь к марийской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народа мари.
Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Национальное воспитание.
Одна из задач ДОУ – Совершенствовать систему патриотического воспитания дошкольников через использование технологии проектной деятельности.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Народная традиция жива, пока ее чтут, берегут. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.[3].
В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклор. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства Родины. Поэтому работа по данному направлению включает в себя решение многих задач: Пробуждать любовь к марийской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народа мари; Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятия её красоты и многообразия; Формировать гражданственность, чувство любви и гордости на основе изучения военной истории Отечества.
Мы изучаем историю родного края, страны с детьми по иллюстрациям в книгах, в энциклопедиях, видеофильмах, презентациях, через современные компьютерные технологии, а можно ввести ребёнка в удивительный мир природы, родной улицы, музея и памятников через виртуальную экскурсию.
Я веду кружок «Родничок». Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность и расположен от простого к сложному.
Цель программы – Воспитание у детей дошкольного возраста нравственности и патриотизма посредством знакомства с родным городом, его историей, культурой, природой.
В ходе реализации данной программы:
- Дети познакомятся с жизнью и бытом коренных жителей мари, с традиционным праздниками и культурой народа мари.
- Научатся играть в подвижные игры народов мари и других национальностей.
- У детей возникнет интерес к родному краю, к народному творчеству и национальным играм, к культуре и традиции народа мари.
- Воспитание интереса и любви к малой родине. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Кружковая деятельность ведется по направлениям:
- Как живешь, родной край?
- Мир родной природы.
- Народ мари.
- Мир прекрасного.
- Мы играем.
По каждому разделу составлен учебно-тематический план дополнительной образовательной программы с учётом возраста детей. Программа рассчитана на четыре возрастных групп: младшая, средняя, старшая, подготовительная. В рамках моей дополнительной программы реализуется, по новым Федеральным требованиям. Реализация программы предполагает тесный контакт с семьёй воспитанника. С участием родителей проводятся: Выставки совместных рисунков, поделок, фотоальбомов; Оформление и благоустройство групповых комнат и участков; Пополнение материалами мини-музея детского сада; Совместные праздники, экскурсии, соревнования; Городские смотры-конкурсы.
Помощь родителей в совместной деятельности вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций, его социальной восприимчивости. Общаясь с родителями, воспитателями, детьми, подражая им, ребёнок усваивает нормы и правила социального поведения.
Одним из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, является сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.[2].
Главная цель нашей работы знакомить детей, начиная уже с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и тогда в будущем наши дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Мы считаем, что ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свой родной город, национальную культуру, любовь ко всему, что связано с ним.[1].
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Ненавязчиво знакомим детей с культурой народа мари: чтение народных сказок, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, заклички, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал марийский народ. В конце года дети начинают различать понятия «город» и «страна», запоминают их названия.
В холле помещения детского сада представлен мини-музей «Народная изба», оснащен ростовыми куклами и предметами, где мы знакомим дошкольников с бытом русского и марийского народа.
В коридоре расположен «Патриотический уголок», куда входят информационные стенды, знакомящие детей и родителей с геральдикой Российской Федерации, Республики Марий Эл и г. Йошкар-Ола, имеются напольные флаги и полуобъёмные гербы, имеются ростовые куклы в национальных костюмах: русском и марийском.
Детский сад продолжает работу по реализации задач патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с культурой и историей малой родины.
В жизни ребенка огромное место занимает игра. В ней он реализует свои творческие возможности, учится жить в коллективе, в игре закаляется характер, вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Ведь народная игра связана с песнями, танцами, загадками, считалками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Марийские игры имеют многовековую историю. Многие из них сохранились и дошли до наших дней, из глубокой старины передавались из поколения в поколение. По содержанию они лаконичны, выразительны и доступны детям. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом марийского народа, большое значение стараюсь уделять народным подвижным играм.
Например такие как: «Кот и мыши», «Горячая картошк», «Разбуди Филю», «Рыбаки», «Найди пару», «Медведь и дети», «Петушиные бои», «Кума, кума, продай кола!», «Колечко» и др.[4].
Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность проявить себя. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалами.
Каждой игре обычно предшествует игровой зачин – считалка, именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределять роли.
В кружке «Родничок» и вне кружка во время занятий ввожу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки марийского народа, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Наиболее ярким выражением является национальный костюм. У народа мари он насыщен цветом, включает много разных украшений из металла. На занятиях дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу.
Как без дидактических игр. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов мари.
Дидактическая игра как самостоятельная деятельность реализует принцип осознанности, развивает детское творчество, обогащает содержание игр. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, выявляет черты личности и характера. В игре ребёнок не только получает, уточняет и закрепляет свои знания, но и формирует опыт совместной деятельности со сверстниками, вновь эмоционально переживает знакомые ситуации. Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок, получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней.
Мы используем на занятиях такие дидактические игры, в содержание которых вошли элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Например: «Чей орнамент?», «Украсим фартук Айвике», «Сложи узор», «Найди названный предмет» «Наш детский сад», «Герб России», «Герб малой Родины», «Расскажи о своей семье», «Угадай, откуда приехал», «Страны и народы», «Подбери узор» и др.[5] Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.
Для приобщения детей к национальной культуре и традициям народа мы организуем предметно-развивающую среду так, чтобы заинтересовать их доступным по содержанию материалом. Регулярно проходят и традиционные выставки.
Больше всего нам хочется развить в детях чувство гордости за свою малую Родину, вызывать в них восхищение творчеством марийского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Приобщая детей к истокам народной культуры, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребенка, воспитываем патриотические чувства к своей многонациональной Родине. Эти чувства воспитываются постепенно, но остаются с ребенком на всю жизнь. [3].
Развивая ребенка в этнокультурной среде, я делаю акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.
Литература.
Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в условиях реализации ФГОС: Материалы XIX межрегиональной научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. – 190
с
.
Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в условиях реализации ФГОС: Материалы XX республиканской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2014. – 248
с
.
Развитие этнокультурного образования в условиях современной образовательной среды: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. С
,Н
. Федоровой. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. – 210
с
.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста: Кн. для воспитателя дет
.
с
ада. – 2-е изд.,
испр
. и доп. – М.:
Просещение
, 1986. – 79 с., ил.
Петухова А.Н. Детский фольклор народа мари: Монография / Маар
.
г
ос
. ун-т; А.Н.Петухова. – Йошкар-Ола, - 160
с
.