Наглядно-дидактическое пособие «Тематический кейс» | Светлана Викторовна Коробкина. Работа №285661
Автор: Светлана Викторовна Коробкина
ПАСПОРТ
Кейс мини-музеев
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Возрастная направленность: 3-7 лет
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
•Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 7 г. Котово Волгоградской области
Наглядно-дидактическое пособие
«Тематический кейс»
Разработал:
воспитатель Коробкина С.В.
г. Котово, 2021 год
ПАСПОРТ
Кейс мини-музеев
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Возрастная направленность: 3-7 лет
Пояснительная записка
Актуальность
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальная. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного города, края, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Но невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенности в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.
К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой. Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир.
Знакомя дошкольников с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох, народным искусством, мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы поможет кейс мини-музеев.
Тематический кейс разработан в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;
- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов.
Пособие представлено в виде кейса, макета «Русской горницы» и макета «Мельницы».
Адресность: тематический кейс предназначен для воспитанников 3-7 лет, с целью проведения организованной образовательной деятельности, досугов и развлекательных мероприятий, с использованием экспонатов мини-музея.
Использование кейса в различных видах деятельности позволяет сформировать познавательные интересы детей.
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Задачи:
•Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
• Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
• Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
Ожидаемые результаты.
-У детей сформируются первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; чувство гражданственности; патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения.
-Ребенок с детства приобщится к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Таким образом, кейс мини-музеев дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей.
Содержание тематического кейса.
Кейс хранит в себе две книги в форме мини - музея.
«Русская горница» - эта книга, словно машина времени, перенесёт вас на двести лет назад, в девятнадцатый век. Вы почувствуете себя жителем русской деревни, членом большой крестьянской семьи, которая живёт в настоящей русской избе. А русская изба, даже самая маленькая, – это огромный мир, целый космос, познакомиться с которым современному человеку будет невероятно интересно.
Стр. № 2 предназначена для педагога, знакомит с историей русского жилища.
Стр. № 3 -для детей: игра-лото «Быт русской избы».
Стр.№ 4 (для педагога). Предметы русского быта. Приметы, загадки.
Стр. № 5 (для педагога). Художественная роспись, русские традиции, обряды, обычаи, куклы - обереги, предметы русского быта, так же для детей - игра « Разрезные картинки».
Стр. № 6 (для детей). Изба на картинках художников. Игра «Откуда фрагмент?»
Приложение мини - музея «Русская горница» - макет «Русская изба».
Формы работы с детьми:
• Использование экспонатов музея, макета «Русская изба» на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений: обрядовые и народные праздники («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Святки» и др.);
• Развлечения с фольклорной тематикой;
• Тематические дни;
• Вечера сказок;
• Дидактические игры;
• Игры с народными игрушками;
• Театрализованная деятельность;
• Русские народные игры.
Книга «Музей хлеба» содержит:
Стр. № 2 и № 3 (для педагога). Большое путешествие «От зерна до каравая», (хлеб в картинках, пословицы и поговорки о хлебе; профессии, связанные с хлебом, злаки в картинках).
Стр. № 4 (для детей). Игры «Испеки хлеб», «Из чего пекут хлеб?»
Приложение мини-музея «Хлеб» – макет «Мельница».
Мы будем продолжать работу над кейсом, пополнять старинными экспонатами мини-музеи, привлекая к этому родителей.
4