Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

НАГЛЯДНОСТЬ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | Банников Александр Сергеевич. Работа №316544

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

             Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые педагогом на занятии. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие географическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

 

         Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения географии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на занятии, но и при других формах обучения географии.

 

ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ НЕТИПОВАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

 

Центр детско-юношеского туризма и краеведения

Отдел реализации образовательных программ

 

 

Методическая разработка на тему:

НАГЛЯДНОСТЬ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования Банников Александр Сергеевич

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕМЕ …………………

8

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ И ИХ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ……………………………….

 

13

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ …………………………..

 

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..

25

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обоснование выбора темы. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как предмета, отмечал, что «ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география…. Все это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному восприятию». Значение применения наглядных средств в обучении географии очень велико. Наглядность, прежде всего, дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию материала, является одним из важнейших методических приемов усвоения и закрепления географических знаний.

Наглядные образы в географии имеют большое самостоятельное значение. Учащиеся по внешнему виду должны различать предметы, различные территории (местности), природные и экономические явления, если они могут быть представлены в наглядном виде. Вместе с тем, на основе ярких и живых образов активнее протекает процесс мышления; живое созерцание часто служит для перехода к теоретическому мышлению. Осознавая важность наглядного метода обучения в дополнительном образовании по географии мы и определили тему для методической разработки.

Актуальность. Изучая географию (географическое краеведение), обучающиеся знакомятся с природой, населением и его хозяйством. Изучают виды почв и атмосферу, постигают тайны далекого прошлого. Выполняют различные виды практических работ на занятиях и на местности и т. д. Все это требует систематического привлечения разнообразных методов наглядного обучения – карт, таблиц, картин, коллекционных материалов, приборов, инструментов и т. д. Говоря о роли методов наглядного обучения в географии, Н. Н. Баранский писал: «География без применения этих средств и география с применением их – это две совершенно различные вещи; насколько первая для школьного возраста скучна и трудна, настолько же вторая увлекательна и интересна». Действительно, каждому педагогу хорошо известно, как быстро устают, становятся невнимательными и даже апатичными дети, вынужденные заниматься учением «на необорудованных занятиях», и как преображаются они при демонстрации учебного кино, анализе содержания картины или работе с приборами на географической площадке. Многочисленными исследованиями доказано, что систематическая работа с наглядными методами обучения является важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Объясняется это тем, что наглядный метод обучения выполняют ряд важных функций, направленных на стимулирование и активизацию познавательной деятельности, на развитие интереса и мышления, других качеств личности учащихся. В связи с совершенствованием содержания географического образования обучающихся и усилением требований к воспитательной работе возрастает роль и значение средств обучения географии. Сегодня методы наглядного обучения применяются практически на любом занятии по географии. В связи с этим каждому педагогу необходимо: -  знать основы теории эффективного использования методов наглядного обучения; -  сознательно и умело применять теоретические знания в подборе, изготовлении и использовании средств обучения; - учитывать особенности работы с различными средствами обучения географии в зависимости от дидактических целей, содержания учебного материала, возраста и подготовленности учащихся и других факторов; -  творчески использовать опыт работы по применению методов наглядного обучения, в том числе компьютерной техники.

К научной новизне методической разработки можно отнести анализ и систематизацию научно-методического материала по методике организации и проведения дополнительных занятий по географии и географическому краеведению с использованием метода наглядности.

Цель нашей работы – изучить и вооружить обучающихся теоретическими знаниями в области методов наглядного обучения, оказать им помощь в создании и использовании учебно-материальной базы дополнительной программы.

Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

- рассмотреть историю возникновения понятия «наглядность»;

- вывить структуру наглядных методов обучения;

- проанализировать теоретические основы применения наглядных методов обучения;

- обобщить, систематизировать и генерализовать полученные знания и отобразить их в методической разработке.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в географическом образовании.

Предмет исследования – методика наглядных методов обучения на занятиях по географии для улучшения познавательной активности обучающихся.

Практическая значимость заключается в выборе оптимальных методик использовании наглядных методов обучения для развития познавательной активности обучающихся на занятиях по географии. Представленный материал методической разработки позволит усилить деятельностную и творческую составляющую учебного процесса.

При выполнении методической работы были использованы различные информационные источники: монографии, учебно-методическая литература, картографический материал, данные периодической печати, ресурсы сети Интернет.

Большую помощь в подготовке работе оказали издания: Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников, раздел «Формирование учебной деятельности школьников» (1982), описывает, как правильно организовать работу практических работ, сэкономить время, и доступно объяснить материал; Добржицкий Б.С., Кондратьев Б.А. «Практические работы по физической географии в средней школе» (1980). Авторы разработали практические работы для учеников 6-8-ого классов, работа отличается хорошо продуманными этапами работы, которые последовательно позволяют школьникам закрепить изученный ими теоретический материал.

Учебное пособие Панчешниковой Л. М. «Методика обучения географии» (1997), подробно затрагивает основные методы обучения географии, материал изложен четко, грамотно и доступно, его мы использовали для формулировки понятия «наглядные методы обучения» и их виды.

В учебном пособии И.М. Осмоловской «Наглядные методы обучения» (2009) представлены наглядные методы обучения в целостном учебном процессе, рассмотрены принцип наглядности и его реализация, охарактеризована дидактическая классификация наглядных методов обучения, приведены примеры использования наглядных методов обучения на уроках физической географии.

Для получения более современной информации по отдельным вопросам исследуемой проблемы, были просмотрены публицистические источники и, прежде всего, статьи, опубликованные в сборниках научных конференций, например статьи Г.С. Егорова, Т.В. Голикова, Л.В. Азарова «Проблема наглядности в естественнонаучном образовании» (2013), Т.М. Жуковой, О.Е. Павозкова «Условия использования наглядных методов обучения» (2017), Е.А. Плехова «Наглядность как средство мотивации в процессе обучения» (2017) и др.

Материалы всемирной сети Интернет позволили получить интересные сведения и иллюстрации по теме исследования, которые дополнили материал работы.

При написании методической разработки использовались различные методы исследования: метод поиска и отбора, исторический, сравнительный, системно-структурный, наглядности, описательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕМЕ

 

Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в.. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. «Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках» - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание обучающегося

(Сухоруков, Суслов, 2016).

Рисунок, картина вот средства, которые позволяют обучающемуся свободно представить изучаемые по книге предметы, явления, события. Обучение возникло за много тысяч лет до Я.А. Коменского и нельзя думать, что ребенок, когда его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни то, о чем ему говорил наставник, учитель. Наоборот, на ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить и понять, то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребенка и взрослого. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки (Плеханов, 2017).

Книга усложняет познавательную деятельность ребенка, она требует развитых форм и операций мышления: обобщения абстрагирования, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Использование в обучении принципа наглядности имеет длительную историю. К нему прибегали еще за несколько веков до нашей эры в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других странах.

Наглядность в понимании, Я. А. Коменского становиться решающим фактором усвоения учебного материала. Наглядность означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, тем, следовательно, лучше развивается разум (Плеханов, 2017).

К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями (Плеханов, 2017).

Практика работы на занятиях и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается.

Я. А Коменский обосновал золотое правило дидактики: привлекать к обучению все органы чувств. И.Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий. К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся (Калиновская, 2011).

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения географии как в общеобразовательной средней школе, так и в дополнительном образовании. Однако нужно дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий. Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие (Финаров, 2007)..

Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется педагог в процессе обучения географии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой (Финаров, 2007)..

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у обучающихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие «средство наглядности» (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые педагогом на занятии. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие географическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные (Душина, Понурова, 1996).

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении и не определяют всего хода обучения. Современный педагог имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных педагогом задач. Современные условия обучения вынуждают педагога не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.

Результаты учебно-воспитательного процесса зависят во многом от того, насколько обогащен он разнообразными средствами обучения, а также от мастерства педагога, который эти средства использует. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, передовым педагогическим опытом (Душина, Понурова, 1996).

Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности обучающегося. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование, какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом педагога. Проводя самостоятельные опыты, обучающиеся могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает педагог. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям (Жукова, 2017).

Прежде чем отобрать для занятия тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного занятия и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на занятии явления и позволяют обучающемуся вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном занятии представления или понятия (Жукова, 2017).

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова педагога. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово педагога выполняет функцию руководства восприятием обучающихся. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово педагога побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений (Жукова, 2017).

При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово педагога, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы обучающихся. В этом случае педагог лишь определяет задание и направляет деятельность обучающихся (Жукова, 2017).

Таким образом, методы обучения - составная часть процесса обучения, одно из средств, обеспечивающих его реализацию. Рассмотрим понятие «методы обучения» в совокупности с основными дидактическими понятиями: «процесс обучения», «содержание образования», «организационные формы», «технологии» и «средства процесса обучения». Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые педагогом на занятии. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие географическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

 

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ И ИХ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления обучающихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства (Душина, Таможняя, Пятунин, 2004).

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. (Душина, Таможняя, Пятунин, 2004).

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. (Душина, Таможняя, Пятунин, 2004).

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют обучающимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе,

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все обучающиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих обучающихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве (Жукова, 2017).

Таким образом, средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения географии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на занятии, но и при других формах обучения географии.

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

 

Локальное и комплексное рассмотрение изучаемых географией явлений обусловливает важную роль наглядности в преподавании географии.

Обыкновенно географические объекты имеют такую протяжённость, которая превосходит пространство, доступное одновременному обозрению человека, например: река, гора, страна. Поэтому наибольшая наглядность в географии может быть достигнута тогда, когда непосредственное восприятие географического объекта будет дополняться рассмотрением плана, карты, чертежа, таблицы.

В преподавании географии приходится знакомить обучающихся с разнообразными далёкими местами. Посредством географических картин, диапозитивов, кинофильмов ученики могут довольно живо увидеть далёкие от них ландшафты, например, тундру, тропический лес, пустыню и пр., которые недоступны для их непосредственного восприятия.

Сведения о применении наглядных пособий по географии относятся к самым ранним периодам её преподавания. Уже в XVII в. упоминаются карты, картины, глобусы, рисунки в книге. В русских школах уже в XVIII в. наряду с этими пособиями употреблялись атласы, натуральные коллекции. Несравненно больший ассортимент наглядных пособий находится в распоряжении современного педагога. Многие из них могут быть изготовлены педагогом при помощи обучающихся (Финаров, 2007).

Чтобы целесообразно применять наглядные пособия при прохождении географических тем, надо хорошо себе уяснить свойства отдельных пособий. Для облегчения выбора наиболее подходящих наглядных пособий попытаемся разбить их на три группы в зависимости от того, насколько они приближают изучаемый географический объект к живому созерцанию.

I . Натуральные и искусственные объёмные наглядные пособия:

а) Коллекции минералов, растений (гербарии), продуктов сельского хозяйства, промышленности и т. п.;

б) Модели, макеты географических объектов;

в) Рельефные карты.

II . Пособия, изображающие вид географических объектов и процессов.

• Крупные и мелкие географические картины (стенные и раздаточные).

• Рисунки на классной доске, в учебниках.

• Диапозитивы географического содержания.

• Географические кинокартины.

III. Символические наглядные пособия.

К ним принадлежат пособия, изображающие географические объекты условными знаками.

• Топографические планы, карты, глобусы.

• Диаграммы, картограммы, картосхемы.

Чертежи, разрезы, схемы и пр.(Финаров, 2007).

Каждая из этих трёх групп пособий обладает своими особенностями. Первые две группы пособий до некоторой степени могут служить источниками первичных географических представлений. Если на занятии ставится задача ознакомить обучающихся с самими вещами, развивать в них наблюдательность, обогатить запас их географических представлений, то для этого больше всего пригодны наглядные пособия первых двух групп. Они особенно полезны, когда жизненный опыт и запас знаний обучающихся ещё очень мал. Например, многие обучающиеся не видели произрастающих кукурузы, хлопка, проса, гороха и т. д. Показ этих растений хотя бы в коллекции познакомил бы обучающихся с ними. Со многими географическими объектами можно познакомить обучающих посредством картин, кинофильмов.

Пособия третьей группы играют, бесспорно, большую роль в обучении географии. Однако они имеют своё специфическое назначение. В символических наглядных пособиях географические объекты представляются в символических условных изображениях. Поэтому при помощи их нельзя детей познакомить с самими объектами. Такие пособия сами по себе не могут служить первоисточниками географических представлений. Например, если ребёнок никогда не видел реки в натуре, то по одному восприятию изображения реки на карте в виде извивающейся линии он не может составить себе представление о реке. Зато карта может оказать содействие ученику в сравнении, углублении и систематизации географических представлений, если в его сознании уже имеется материал прежних восприятий.

Символические пособия могут приносить большую пользу в оформлении географических представлений воображения. Но особенно велика роль пособий этого типа в образовании понятий, суждений и в развитии географического мышления обучающихся.

Из этого следует вывод: во-первых, педагогу нужно стремиться к тому, чтобы занятие было обеспеченно наглядными пособиями; во-вторых, выбирать наглядные пособия в соответствии с темой и целью занятия, с возрастом учащихся и т. д.

Расскажем теперь, подробнее о нескольких важных наглядных пособиях.

Изобразительные пособия.

Обеспечить все занятия натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести на занятие и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей географической среды требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.

Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде.

Рельефные таблицы - красочные изображения предметов, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены реки, озера, горы, хребты и т.д. Такие таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места, нежели для печатных таблиц.

В целях эстетического воспитания обучающихся на занятиях по географии необходимо использовать репродукции картин. Этот вид оборудования, к сожалению, педагоги применяют не часто. На занятиях используются портреты выдающихся ученых-географов. Нередко такие портреты украшают кабинет географии.

Как правило, педагоги испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях педагог привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. Также можно изготовить модели и муляжи. В кабинетах почти весь гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены обучающимися. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным занятиям.

Все названные виды наглядных пособий широко используются. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия географии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными (Добржицкий, Кондратьев, 1980).

 

Графические наглядные пособия.

Графические наглядные пособия - одни из самых распространенных в преподавании географии. Объясняется это широким диапазоном их применения в сочетании с хорошей обозримостью, транспортабельностью и относительной простотой изготовления. Все пособия этого типа могут быть разделены на семь групп:

1) таблицы;

2) условные графические наглядные пособия;

3) схематические рисунки;

4) графические пособия на основе карты;

5) графические приемы на классной доске;

6) экспозиции плакатного типа;

Таблицы. Таблицы особенно часто применяются в географии.

Таблицы - это своеобразный переход от текста к иллюстрации. Они широко представлены в учебниках и часто служат предметом анализа на практических занятиях. Работа с таблицей полезна не только для усвоения какой-либо информации, но и для приобретения навыков анализа цифрового материала или условных соотношений. С помощью таблиц мы должны научить обучающихся выявлять те или иные закономерности, разбираться в них, находить главное, выделять это главное из целого ряда фактов. Практически чаще всего приходится иметь дело с таблицами, помещенными в книгах. Разумеется, гораздо лучше, если увеличенная и методически обработанная таблица вывешена для обозрения перед обучающимися. Кроме того, таблицы используются во время проведения вне учебных мероприятий - докладов, бесед.

Для изготовления демонстрационной таблицы нужные цифры выписывают на большом листе бумаги крупным шрифтом, чтобы они были хорошо видны каждому присутствующему. Таблица должна быть легко обозримой, простой и наглядной, ее нельзя перегружать излишними деталями. Сложные, громоздкие таблицы трудны для обозрения, не могут четко и точно передать основные закономерности. Каждая таблица должна иметь заголовок, выражающий ее основное содержание.

Приемы работы с таблицей несколько отличаются от приемов работы с другими наглядными пособиями. Это проистекает, прежде всего, из того, что сущность явления, выраженного в таблице, не сразу доходит до слушателя, обучающегося, поскольку основное его содержание представлено в количественных отношениях. Следовательно, нужно какое-то время для обозрения таблицы, непременного ее пояснения, только в этом случае она будет понятной и принесет пользу.

Методика пояснения зависит от того, есть ли у каждого обучающегося такая же таблица на руках или они довольствуются одной таблицей, вывешенной перед ними. В первом случае знакомство с таблицей лучше провести в форме беседы.

Вывешенную перед группой таблицу нужно пояснить более обстоятельно. Пояснение может проходить по такому примерному плану:

1) что показано в таблице;

2) основные наименования, позиции, единицы измерения;

3) характерные цифровые показатели;

4) общие выводы на основании цифр и т. п.

В зависимости от сложности содержания таблицы варианты работы с ней могут различаться (Добржицкий, Кондратьев, 1980).

Условные графические наглядные пособия

Условными называются такие графические наглядные пособия, в которых основная закономерность или суть явления выражена символизирующими средствами. Поэтому условными наглядными пособиями считаются графики, диаграммы, схемы и т. д. Картину или фотографию к этой категории наглядных пособий отнести нельзя. Условные наглядные пособия применяются особенно часто для выражения количественных соотношений. Они просты в изготовлении, удобны в применении, хотя и не всегда достаточно выразительны.

Диаграммы - самый распространенный вид условных наглядных пособий; основное их назначение - наглядно выразить количественные соотношения. Диаграммы можно подразделить на столбиковые, квадратные, многоугольные, кубические, круговые, кольцевые, фигурные и объемные. Нередко в одном наглядном пособии могут сочетаться различные виды диаграмм; кроме того, каждый вид может быть усложнен.

Иногда в качестве наглядных пособий применяют подвижные столбиковые диаграммы. Они удобны тем, что при изменении количественных показателей чертить новую диаграмму не нужно, необходимо заменить лишь основные показатели и соответственно высоту столбиков, выражающих новые количественные показатели. Для изготовления столбиковых подвижных диаграмм можно использовать и цветные шелковые ленты разного цвета, но одинаковой ширины. Из лент делают полукольцо, которое связывают тонкими, незаметными издали капроновыми нитками. С их помощью цветные ленты выдвигают на нужную величину. Так же их можно изготовить на компьютере.

В географии часто применяют круговые диаграммы, они уместны тогда, когда нужно показать удельный вес определенного явления в общей сумме их. Правила построения таких диаграмм несложны.

Большую группу условных наглядных пособий составляют схемы, связанные с диаграммами рядом постепенных переходов. Как правило, схема упрощенно отображает и само явление и связи между его отдельными сторонами. Но, освобождая наше восприятие от второстепенных деталей, она помогает лучше понять главное, уяснить то, на что подчас требуются многие страницы текста.

Содержание схем может быть самым различным, их число и композиция практически не ограничены. Особенно часто применяются классификационные схемы.

Фигурные диаграммы, таблицы и схемы имеют некоторые общие черты со схематическими рисунками самого различного содержания. Ограничимся краткой характеристикой наиболее широко применяемых рисунков. Их достоинства состоят в том, что в отличие от картин и фотографий они освобождены от второстепенных деталей, основное содержание выступает в них четко и выразительно. Поэтому рисунки содействуют быстрому достижению целей обучения (Добржицкий, Кондратьев, 1980).

Графические приемы на доске

Мы вели речь о выполнении рисунков на бумаге и другом материале тушью, красками или карандашом. Но в практике преподавания географии нельзя забывать и о классной или интерактивной доске, роль которой иногда незаслуженно принижается. Известный методист-географ И. И. Заславский писал: «...когда я замечал, что ни мое объяснение, ни демонстрируемое пособие должного представления у обучающихся не создает, моя рука невольно тянулась за мелом, и на доске появлялся экспромтом рисунок, может быть, не всегда удачный, но зато почти всегда всех удовлетворявший».

Рассмотрим некоторые основные положения, относящиеся к рисунку на доске. Достоинства таких рисунков значимы, прежде всего, потому, что рисунки предельно обобщены, а, следовательно, основная идея выступает в них особенно рельефно и четко. Рисунок появляется на доске постепенно, и это способствует более яркому выделению его отличительных структурных черт, повышает обучающую ценность. Штрих за штрихом, линия за линией вместе с объяснением возникает он на доске и служит обобщенным выражением зрительного образа объекта, запечатлеваемого в сознании.. Обобщенность и последовательность выражения - важнейшие достоинства рисунка как вида наглядности.

Экспозиции плакатного типа.

Среди графических наглядных пособий довольно широко могут применяться экспозиции плакатного типа. Они предназначаются для постоянного вывешивания. Это цитаты, цифры, наиболее важные правила, формулировки, т. е. то, что обучающийся должен прочно запомнить. Экспозиция пособий плакатного типа делается обычно в кабинетах, вестибюлях, залах, коридорах. Подобным же образом можно экспонировать цифры, относящиеся к своей республике, области, заводу.

Экспозиции должны быть четкими, выразительными, хорошо оформленными. Их целесообразно оживлять иллюстрациями.

Несмотря на разнообразие существующих наглядных пособий, к ним предъявляются определенные общие требования. Назовем важнейшие из них: Научное содержание. Каждое пособие должно иллюстрировать, наглядно раскрывать объективно существующую закономерность. Обобщения и допуски не должны приводить к искажению основных закономерностей, ради которых, в сущности, и создается пособие. При изготовлении самодельных пособий это условие необходимо строго соблюдать.

На протяжении многих лет основными средствами наглядности при обучении географии были: картины, карты, телевизоры, диапроекторы, киноаппараты, натуральные объекты. Одной из актуальных проблем образования является его компьютеризация. По мнению ряда исследователей, нет лучшего способа изучить поведение географического объекта или явления, чем экспериментировать с его компьютерной моделью. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих географических процессов и явлений с помощью графических средств изображения (схем, графиков, диаграмм и т.д.).

Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению обучающимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о географических закономерностях. Применение компьютерной техники - дело новое, хотя уже создаются географические компьютерные программы.

Ведущей реальностью развития современного общества является его компьютеризация, а потому именно компьютер стал ведущим средством наглядности. Компьютерные технологии являются более современными, оптимальными и мобильными средствами наглядности, позволяющими значительно расширить и углубить информационный материал, систематизировать его, произвести отбор необходимой фактической информации, увидеть динамику развития процессов, объектов и явлений, констатировать не только видеоинформацию, но и слышать их музыкальное сопровождение. С помощью компьютера возможно создание необходимых программ и изображений, применение творчества в анализе и синтезе компонентов содержания географического образования.

В последнее время в нашу жизнь все шире стали внедряться цифровые фотоаппараты и видеокамеры. С учетом того, что многие учащиеся в каникулярное время выезжают за пределы своей местности, у них появляется богатый видеоматериал о различных природных и антропогенных комплексах, городах и странах, который впоследствии они демонстрируют на занятиях по географии. В то же время ребята учатся наблюдать за объектами живой и неживой природы, совершенствуя использование методов географической науки и овладевая географической культурой (Добржицкий, Кондратьев, 1980).

Таким образом, наглядное обучение в географии – это процесс формирования адекватной категории цели устойчивого результата внутренних действий обучаемых при непосредственном восприятии приемов деятельности, отражающих моделирование отдельного знания или организованного набора знаний. Чтобы целесообразно применять наглядные пособия при прохождении географических тем, надо хорошо себе уяснить свойства отдельных пособий. Наглядные пособия по географии подразделяются на:

1. Натуральные и искусственные объёмные наглядные пособия.

2. Пособия, изображающие вид географических объектов и процессов.

3. Символические наглядные пособия.

Большую группу условных наглядных пособий составляют таблицы, схемы, диаграммы. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих географических процессов и явлений с помощью графических средств изображения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наглядное обучение предполагает моделирование объекта восприятия с опорой на нейрофизиологические механизмы памяти и психологию восприятия. Наглядное обучение – это согласование внутренних действий обучаемых с внешними действиями обучающего согласно категории цели. Целевая установка, внешнее ненавязчивое побуждение педагога к внутренним действиям обучающегося, адекватным поставленной цели, при непосредственном восприятии модели организованного набора знаний – составляющие компоненты наглядного обучения. Наглядное обучение обеспечивает формирование у обучающихся первичные обобщения и позволяет установить прочные связи.

В решении этих задач, большую роль играют не один, а различные виды наглядности (оперативная, формализованная, структурная, фоновая, дистрибутивная, наглядность преемственности), комплекс средств обучения. Использование наглядности на каждом уроке должно быть тщательно продумано, учтены психологические, возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. Наглядное обучение должно вписаться в общую систему работы педагога. Наглядное обучение позволяет органически связать абстрактное с конкретным, сочетать научность и доступность изложения материала, индивидуальные и коллективные формы работы, решать задачи развивающего характера, творчески и инициативно подходить к работе педагога, учитывать индивидуальные и возрастные особенности восприятия, памяти и мышления, развивать интерес и познавательные способности обучающихся через умелую организацию работы по конструированию средств наглядности.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

М

етоды обучения

-

составная часть процесса обучения, одно

из средств, обеспечивающих его реализацию. Рассмотрим понятие

«методы обучения» в совокупности с основными дидактическими

понятиями: «процесс обучения»,

«содержание образования», «орга

низационные формы», «техноло

гии» и «средства процесса обуче

ния».

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые

педагогом

на

занятии

. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие географическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

С

редства наглядности используются на всех этапах процесса обучения

географии

: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на

занятии

, но и при других формах обучения географии.

Н

аглядное обучение

– это процесс формирования адекватной категории цели устойчивого результата внутренних действий обучаемых при непосредственном восприятии приемов деятельности, отражающих моделирование отдельного знания или организованного

набора знаний. Чтобы целесообразно применять наглядные пособия при прохождении географических тем, надо хорошо себе уяснить свойства отдельных пособий. Наглядные пособия

по

географии подразделяются

на

:

- Натуральные и искусственные объёмные наглядные пособия.

- Пособия, изображающие вид географических объектов и процессов.

- Символические наглядные пособия.

Большую группу условных наглядных пособий составляют таблицы, схемы, диаграммы.

Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих географических процессов и явлений с помощью

графических средств изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. С. 36.

Добржицкий

Б.С., Кондратьев Б.А. Практические работы по физической географии в средней школе. М.: Просвещение, 1980. 140 с.

Душина

И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 1996. 192 с.

Душина

И.В.,

Таможняя

Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М:

Астель

, 2004. 205 с.

Егорова Г.С., Голикова Т.В., Азарова Л.В. Проблема наглядности в естественнонаучном образовании // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции

.

о

тветственный редактор: Т.В. Голикова. 2013. С. 88-90.

Жукова Т.М.,

Павозкова

О.Е. Условия использования наглядных методов обучения // Научное сообщество студентов Сборник материалов XIII Международной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 14-16.

Жучкевич В.А. Наглядность в преподавании географии. Минск

:

Высшая школа, 1983. 208 с.

Зайнутдинова

Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. – Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. – 364 с.

Занков

Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав

.

р

ед. И.А.

Каиров

. М.: Советская энциклопедия, 1966. В сокращении.

Калиновская М. А. Внедрение педагогических технологий на уроках географии // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы

междунар

. науч.

конф

. (г. Уфа, июнь 2011г.). Уфа: Лето, 2011. С. 68-70.

Кукушин

В.С. Теория и методика обучения. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. 475 с.

Наглядность в преподавании географии: сб. в помощь учителю / ред. И. И. Самойлов. М.

:

АПН РСФСР, 1955. 156 с.

Осмоловская

И.М. Наглядные методы обучения: учеб

.

п

особие для студ.

пед

. Вузов. М.

:

Академия, 2009. 185с.

Панчешникова

Л.М.,

Душина

И.В., Дронов В.П. и др. Методика обучения географии в школе. М.: Просвещение, 1997. 320 с.

Плехова

Е.А. Наглядность как средство мотивации в процессе обучения // Проблемы управления, экономики, политики и права в

глобализирующемся

мире. 2017. С. 39-41.

Селевко

Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Селищев Е.Н. География для

любознательных

, или чего не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 240 с.

Семенова К.В. Игровые технологии на уроках географии // География и экология в школе XXI века, № 5, 2005. С. 42 – 50.

Снигирев В.А. Игры на уроках географии. Методическое пособие. М.:

Владос

, 2015. 240 с.

Справочник для студентов. Ростов н

: Феникс, 2014. 171 с.

Справочник учителя географии

/ П

од ред. А.Д.

Ступникова

. - Волгоград: Учитель, 2012. С. 49 -65

Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Методика обучения географии. Учебник и практикум. М.:

Юрайт

, 2016. 360 с.

Финаров

Д.П. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов вузов. М:

A

СТ:

A

стрель

, 2007. 382 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×