Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Направления работы по профилактике экстремизма и терроризма в современной школе | Артёменко Галина Владимировна. Работа №352393

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Современная школа сталкивается с рядом вызовов, среди которых важным аспектом является профилактика экстремизма и терроризма. В условиях глобализации и активного распространения радикальных идей, задача социального педагога заключается не только в воспитании и обучении, но и в формировании у школьников устойчивых антиэкстремистских установок. Статья рассматривает ключевые направления работы по профилактике экстремизма и терроризма в школе, а также методы, которые могут быть использованы социальным педагогом для обеспечения безопасной образовательной среды и предупреждения вовлечения молодежи в радикальные группы.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика, социальный педагог, школа, радикализация, воспитание, социальная адаптация, молодежь, безопасность, антиэкстремистская деятельность.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Артёменко Галина Владимировна, социальный педагог

МКОУ Новоуспенская СОШ, Красноярский край с. Новоуспенка

 

Аннотация. Современная школа сталкивается с рядом вызовов, среди которых важным аспектом является профилактика экстремизма и терроризма. В условиях глобализации и активного распространения радикальных идей, задача социального педагога заключается не только в воспитании и обучении, но и в формировании у школьников устойчивых антиэкстремистских установок. Статья рассматривает ключевые направления работы по профилактике экстремизма и терроризма в школе, а также методы, которые могут быть использованы социальным педагогом для обеспечения безопасной образовательной среды и предупреждения вовлечения молодежи в радикальные группы.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика, социальный педагог, школа, радикализация, воспитание, социальная адаптация, молодежь, безопасность, антиэкстремистская деятельность.

 

Проблема экстремизма и терроризма в современном мире становится всё более актуальной, и школы играют важную роль в профилактике этих угроз. Особенно важно это в условиях того, что молодежь часто становится объектом радикализации, и, если вовремя не принять меры, можно столкнуться с тяжёлыми последствиями. В этих условиях деятельность социального педагога в школе имеет особое значение. Его задача не только в том, чтобы обеспечивать комфортное и безопасное пространство для учеников, но и предотвратить вовлечение подростков в экстремистские и террористические организации.

Проблематика экстремизма и терроризма в современном обществе

Экстремизм и терроризм могут проявляться в разных формах, включая идеологический экстремизм, насилие, угрозы и даже участие в террористических актах. Важным аспектом является то, что эти явления часто имеют идеологическую основу, которая может быть привлекательной для молодежи, особенно тех, кто находится на стадии поиска своей идентичности и социального статуса.

В последнее время наблюдается рост числа молодых людей, вовлечённых в радикальные группировки. Это связано с рядом факторов: слабой социальной адаптацией, поиском смысла жизни, влиянием негативных социальных и культурных трендов, а также использованием интернет-пространства для распространения радикальных идей.

Направления работы по профилактике экстремизма и терроризма в школе

1. Формирование устойчивых антиэкстремистских ценностей у школьников

Одним из главных направлений работы является воспитание у школьников критического отношения к экстремистским и террористическим идеям. Это можно достичь через образовательные программы, направленные на формирование у детей и подростков ценностей мира, толерантности и взаимоуважения. Социальный педагог может организовывать тематические занятия, классы на основе школьной программы, направленные на профилактику радикализма, объяснение причин экстремизма и его негативных последствий для личности и общества.

2. Информационная работа и просвещение

Экстремизм часто развивается на фоне недостатка знаний. Важно, чтобы школьники осознавали, как работают радикальные группы, как их идеология может привести к разрушению жизни людей, в том числе и их собственной. Социальный педагог может организовывать встречи с экспертами, лекции, тренинги, а также использовать медиаресурсы для распространения антиэкстремистских материалов. Это поможет детям и подросткам избежать вовлечения в опасные субкультуры и научиться противостоять агрессивным идеологиям.

3. Работа с родителями

Родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка. Проблемы экстремизма и терроризма не могут быть решены только в рамках образовательного процесса, без участия семьи. Важно проводить с родителями тренинги и семинары, в которых будет разобран вопрос выявления признаков радикализации у подростков, а также способы вовлечения семьи в антиэкстремистскую работу. Родители должны быть осведомлены о возможных угрозах и понимать, как можно помочь своим детям в сложных ситуациях.

4. Раннее выявление и работа с потенциально уязвимыми подростками

Одной из ключевых задач социального педагога является раннее выявление учащихся, которые могут быть подвержены экстремистскому влиянию. Это могут быть дети, испытывающие трудности в общении, имеющие психоэмоциональные проблемы или состоящие в социальных группах с радикальными взглядами. Важно проводить работу по социализации этих детей, предлагать им позитивные альтернативы для поиска себя в обществе. Социальный педагог должен внимательно следить за поведением подростков, вести индивидуальные консультации и предлагать различные формы помощи.

5. Развитие программы «Безопасная школа»

Создание безопасной школьной среды, где ценятся уважение, диалог и инклюзивность, — это залог предотвращения экстремизма. Важно, чтобы все школьники ощущали себя в безопасности, имели возможность выражать свои мысли и чувства, а также быть уверенными в том, что любое проявление насилия или дискриминации будет наказано. Это помогает снизить уровень социальной напряженности и уменьшить вероятность вовлечения учащихся в радикальные группы.

Методы работы социального педагога

Социальный педагог может использовать различные методы и подходы для профилактики экстремизма и терроризма:

Индивидуальная работа с учащимися. Для выявления и коррекции проблемных ситуаций важно вести беседы с детьми, которые могут быть подвержены риску радикализации, а также с их семьями.

Групповые тренинги и семинары. Регулярные встречи на темы толерантности, безопасности в интернете, прав человека, мира и уважения помогают формировать у школьников правильное мировоззрение.

Медиаобразование и информационная поддержка. Использование мультимедийных ресурсов, кинофильмов, презентаций и интервью с экспертами помогает донести до школьников информацию о природе экстремизма.

Мобильные и интернет-ресурсы. Внедрение онлайн-платформ и чат-групп для обсуждения актуальных проблем и формирования альтернативных точек зрения, направленных на профилактику радикализации, может быть также полезным инструментом в профилактической работе.

Работа по профилактике экстремизма и терроризма в школе является важной и многогранной задачей. Социальный педагог в этой области играет ключевую роль, поскольку он непосредственно взаимодействует с детьми, помогает формировать их мировоззрение, а также может быть первым, кто заметит признаки радикализации. Системный подход, включающий воспитание, образовательные программы, работу с родителями и своевременную помощь уязвимым детям, является эффективным способом борьбы с экстремизмом и терроризмом в образовательных учреждениях.

 

Список литературы

Е В.

Долгушев

, Н А.

Рачковская

, В Н. Ефименко Направления работы по профилактике экстремизма и терроризма в современной школе // МНКО. 2021. №1 (86).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-raboty-po-prof

ilaktike-ekstremizma-i-terrorizma-v-sovremennoy-shkole

Надыршин

Тимур Маратович Зарубежный опыт практики профилактики экстремизма среди подростков // Проблемы современного образования.

2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-prak

tiki-profilaktiki-ekstremizma-sredi-podrostkov

Угарова Наталья Михайловна Региональный опыт работы общеобразовательных организаций по профилактике идеологии экстремизма // КПЖ. 2016. №3 (116).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-opyt-raboty

-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy-po-profilaktike-ideologii-ekstremizma

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×