«Народная культура как средство формирования нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» | Резникова Мария Владимировна. Работа №271990
Автор: Резникова Мария Владимировна
Современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах. Именно поэтому с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с народной культурой, традиуиями.
«Народная культура как средство формирования нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одной из актуальных задач нашего времени, так как дошкольный возраст является благодатной почвой для формирования нравственно – патриотических чувств, ведь ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств.
К сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах. Именно поэтому с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с народной культурой и традициями, так как в дальнейшем это послужит одним из первых факторов формирования патриотического сознания.
Задача педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, привить чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развить интерес к явлениям общественной жизни.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. В работе я стараюсь гармонично использовать сочетание традиционных форм работы с новыми современными образовательными ИКТ технологиями.
Цель моей работы – создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств через приобщение к русской народной культуре.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- формировать и расширять представления детей о родной стране;
- знакомить детей с искусством, традициями и обычаями народов России;
- развивать коммуникативные качества, познавательную активность;
- воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Знакомство с традициями для ребенка начинается с устного народного творчества. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков.
Также в своей работе по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников средством народной культуры я использую народные песни, музыкальные инструменты, игры, игрушки, предметы русского быта (например, народный костюм) и народные праздники.
Приобщение детей к народной культуре должно носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности детей. В своей практике по патриотическому воспитанию применяю различные формы работы:
- беседы;
- дидактические и народные игры;
- занятия;
- развлечения;
- театрализованные представления;
- творческие мастерские;
- оформление выставок;
- сотрудничество с семьями воспитанников;
- онлайн и виртуальные экскурсии.
Работая над темой, я подобрала серию виртуальных (интерактивных) экскурсий для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с традиционно-бытовой культурой народов России позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к народным традициям. Совместно с музыкальным руководителем организация онлайн-экскурсии в детскую школу искусств позволяет знакомить детей с народными инструментами, с историей возникновения народной музыки.
В нашей группе создана творческая мастерская, где дети знакомятся с народно-прокладным искусством, делают народные игрушки, расписывают предметы быта.
Была организована выставка народных музыкальных инструментов сделанных своими руками совместно с родителями.
Одной из форм работы по воспитанию нравственно - патриотических чувств является праздник – день, который наполнен радостью и весельем, оставляющий в памяти детей глубокий след. Участвуя в праздниках, дети знакомятся с обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям. На праздниках широко используется фольклор: песенки-потешки, частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины, народные инструменты.
Таким образом, в результате проводимой работы достигнуты следующие результаты:
- у детей постепенно формируются знания о малых фольклорных формах;
- появляется интерес к устному народному творчеству
- формируется чувство гордости за свою страну, с интересом принимают участие в совместной деятельности, знакомятся с историческими, спортивными, культурными событиями жизни нашей страны;
- формируются волевые качества
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Спасибо за внимание