Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Народная музыка как основа музыкального воспитания: связь с культурными традициями | Смирнова Галина Михайловна. Работа №353265

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значение народной музыки в музыкальном воспитании дошкольников. Народная музыка, являясь важной частью культурного наследия, способствует формированию у детей национальной идентичности, развивает музыкальные способности и помогает приобщиться к традициям народа. Автор анализирует особенности восприятия народной музыки детьми, её влияние на их эмоциональное и эстетическое развитие, а также предлагает практические методы использования народного музыкального материала в образовательной деятельности.

Ключевые слова: народная музыка, музыкальное воспитание, детский сад, культурные традиции, национальная идентичность, эстетическое развитие.

НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: СВЯЗЬ С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ

 

Смирнова Галина Михайловна, музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 14 "Березка", г. Ханты-Мансийск

 

Аннотация. В статье рассматривается значение народной музыки в музыкальном воспитании дошкольников. Народная музыка, являясь важной частью культурного наследия, способствует формированию у детей национальной идентичности, развивает музыкальные способности и помогает приобщиться к традициям народа. Автор анализирует особенности восприятия народной музыки детьми, её влияние на их эмоциональное и эстетическое развитие, а также предлагает практические методы использования народного музыкального материала в образовательной деятельности.

Ключевые слова: народная музыка, музыкальное воспитание, детский сад, культурные традиции, национальная идентичность, эстетическое развитие.

 

Народная музыка — это неотъемлемая часть культурного наследия любого народа, отражающая его историю, быт, обычаи и мировоззрение. Для детей раннего возраста народная музыка играет особую роль в формировании музыкального вкуса, развивает творческое воображение, чувство ритма и помогает укрепить связь с культурными корнями.

В условиях современного мира, когда традиционные ценности подвергаются влиянию глобализации, важно формировать у детей понимание и уважение к национальной культуре. Народная музыка становится инструментом, который помогает воспитать у дошкольников чувство сопричастности к культуре своей страны.

Народная музыка как часть культурного воспитания

Народная музыка представляет собой доступный и выразительный материал для обучения детей. Её особенности включают:

Мелодичность и простоту форм. Песни и мелодии легко воспринимаются детьми благодаря понятной структуре и повторяющимся мотивам.

Эмоциональную насыщенность. Народные песни содержат живые образы, отражающие радости и трудности повседневной жизни.

Связь с традициями. Через музыку дети знакомятся с обрядами, праздниками и национальными особенностями.

Эти качества делают народную музыку идеальным инструментом для музыкального воспитания в детском саду.

Роль народной музыки в развитии ребенка

Народная музыка оказывает многогранное влияние на развитие ребенка:

Эмоциональное развитие.

Слушая народные песни, дети учатся распознавать и выражать свои чувства, сопереживать героям. Лирические и весёлые песни передают богатую палитру эмоций, что способствует развитию эмпатии.

Развитие речи и памяти.

Тексты народных песен часто насыщены рифмами, повторами и яркими образами, что помогает детям запоминать слова и развивает речевые навыки.

Формирование чувства ритма и музыкального слуха.

Народные песни и пляски, как правило, сопровождаются чётким ритмом, что помогает детям лучше усваивать основы музыкальной грамоты.

Культурное обогащение.

Слушая и исполняя народные произведения, дети знакомятся с историей, традициями и бытом своего народа. Это формирует у них уважение к национальной культуре.

Практические методы использования народной музыки в детском саду

Для музыкальных руководителей важно не только знакомить детей с народной музыкой, но и делать этот процесс увлекательным и запоминающимся.

1. Исполнение песен

Подбирайте простые и мелодичные песни, такие как колыбельные, игровые и хороводные песни.

Привлекайте детей к активному участию: разучивайте вместе с ними текст, аккомпанируйте на детских музыкальных инструментах (бубен, треугольник).

2. Танцы и хороводы

Народные танцы и хороводы помогают соединить музыку с движением. Например:

Проводите занятия, посвящённые традиционным обрядам (зимние колядки, весенние игры).

Используйте хороводы как часть праздников и утренников.

3. Музыкально-игровая деятельность

Играя в народные игры с песнями («Ладушки», «Каравай»), дети осваивают ритмику и интонацию.

4. Интеграция с другими видами искусства

Чтение сказок и стихов под аккомпанемент народной музыки.

Создание совместных рисунков или поделок по мотивам услышанных песен.

5. Фоновые музыкальные композиции

Регулярное включение народных мелодий в повседневную деятельность (во время игр, занятий или отдыха) создаёт благоприятную атмосферу и укрепляет связь с традициями.

Практическое значение

Использование народной музыки в музыкальном воспитании помогает создать прочную основу для всестороннего развития детей. Это не только развивает их музыкальные способности, но и помогает выстраивать связь между поколениями, сохраняя культурные традиции.

Музыкальным руководителям важно подходить к выбору репертуара осознанно, адаптируя его под возрастные особенности детей и создавая условия для творческого выражения.

Народная музыка — это не просто средство музыкального воспитания, но и культурный мост между поколениями. Её использование в детском саду способствует формированию у детей любви к своей культуре, уважения к традициям и базовых музыкальных навыков.

Музыкальным руководителям необходимо осознавать её потенциал и активно внедрять в образовательный процесс, чтобы воспитывать гармоничных и культурно осведомлённых личностей.

 

Список литературы

Винская Л. В.,

Туравец

Н. Р. Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей // KANT: SS&H. 2023.

№4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pesennogo-folklora-v-muzykalnom-vospriyatii-detey

Зауторова

Эльвира Викторовна Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник.

2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-vospitanie-detey-sredstvami-russkoy-horovoy-kultury-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Маркарьянц

Ирина Юрьевна МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК НОСИТЕЛЬ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА // Культурологический журнал.

2023. №1 (51).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-folklor-kak-nositel-russkogo-kulturnogo-koda

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×