Народная музыка как основа музыкального воспитания: связь с культурными традициями | Смирнова Галина Михайловна. Работа №353265
Аннотация. В статье рассматривается значение народной музыки в музыкальном воспитании дошкольников. Народная музыка, являясь важной частью культурного наследия, способствует формированию у детей национальной идентичности, развивает музыкальные способности и помогает приобщиться к традициям народа. Автор анализирует особенности восприятия народной музыки детьми, её влияние на их эмоциональное и эстетическое развитие, а также предлагает практические методы использования народного музыкального материала в образовательной деятельности.
Ключевые слова: народная музыка, музыкальное воспитание, детский сад, культурные традиции, национальная идентичность, эстетическое развитие.
НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: СВЯЗЬ С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ
Смирнова Галина Михайловна, музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 14 "Березка", г. Ханты-Мансийск
Аннотация. В статье рассматривается значение народной музыки в музыкальном воспитании дошкольников. Народная музыка, являясь важной частью культурного наследия, способствует формированию у детей национальной идентичности, развивает музыкальные способности и помогает приобщиться к традициям народа. Автор анализирует особенности восприятия народной музыки детьми, её влияние на их эмоциональное и эстетическое развитие, а также предлагает практические методы использования народного музыкального материала в образовательной деятельности.
Ключевые слова: народная музыка, музыкальное воспитание, детский сад, культурные традиции, национальная идентичность, эстетическое развитие.
Народная музыка — это неотъемлемая часть культурного наследия любого народа, отражающая его историю, быт, обычаи и мировоззрение. Для детей раннего возраста народная музыка играет особую роль в формировании музыкального вкуса, развивает творческое воображение, чувство ритма и помогает укрепить связь с культурными корнями.
В условиях современного мира, когда традиционные ценности подвергаются влиянию глобализации, важно формировать у детей понимание и уважение к национальной культуре. Народная музыка становится инструментом, который помогает воспитать у дошкольников чувство сопричастности к культуре своей страны.
Народная музыка как часть культурного воспитания
Народная музыка представляет собой доступный и выразительный материал для обучения детей. Её особенности включают:
Мелодичность и простоту форм. Песни и мелодии легко воспринимаются детьми благодаря понятной структуре и повторяющимся мотивам.
Эмоциональную насыщенность. Народные песни содержат живые образы, отражающие радости и трудности повседневной жизни.
Связь с традициями. Через музыку дети знакомятся с обрядами, праздниками и национальными особенностями.
Эти качества делают народную музыку идеальным инструментом для музыкального воспитания в детском саду.
Роль народной музыки в развитии ребенка
Народная музыка оказывает многогранное влияние на развитие ребенка:
Эмоциональное развитие.
Слушая народные песни, дети учатся распознавать и выражать свои чувства, сопереживать героям. Лирические и весёлые песни передают богатую палитру эмоций, что способствует развитию эмпатии.
Развитие речи и памяти.
Тексты народных песен часто насыщены рифмами, повторами и яркими образами, что помогает детям запоминать слова и развивает речевые навыки.
Формирование чувства ритма и музыкального слуха.
Народные песни и пляски, как правило, сопровождаются чётким ритмом, что помогает детям лучше усваивать основы музыкальной грамоты.
Культурное обогащение.
Слушая и исполняя народные произведения, дети знакомятся с историей, традициями и бытом своего народа. Это формирует у них уважение к национальной культуре.
Практические методы использования народной музыки в детском саду
Для музыкальных руководителей важно не только знакомить детей с народной музыкой, но и делать этот процесс увлекательным и запоминающимся.
1. Исполнение песен
Подбирайте простые и мелодичные песни, такие как колыбельные, игровые и хороводные песни.
Привлекайте детей к активному участию: разучивайте вместе с ними текст, аккомпанируйте на детских музыкальных инструментах (бубен, треугольник).
2. Танцы и хороводы
Народные танцы и хороводы помогают соединить музыку с движением. Например:
Проводите занятия, посвящённые традиционным обрядам (зимние колядки, весенние игры).
Используйте хороводы как часть праздников и утренников.
3. Музыкально-игровая деятельность
Играя в народные игры с песнями («Ладушки», «Каравай»), дети осваивают ритмику и интонацию.
4. Интеграция с другими видами искусства
Чтение сказок и стихов под аккомпанемент народной музыки.
Создание совместных рисунков или поделок по мотивам услышанных песен.
5. Фоновые музыкальные композиции
Регулярное включение народных мелодий в повседневную деятельность (во время игр, занятий или отдыха) создаёт благоприятную атмосферу и укрепляет связь с традициями.
Практическое значение
Использование народной музыки в музыкальном воспитании помогает создать прочную основу для всестороннего развития детей. Это не только развивает их музыкальные способности, но и помогает выстраивать связь между поколениями, сохраняя культурные традиции.
Музыкальным руководителям важно подходить к выбору репертуара осознанно, адаптируя его под возрастные особенности детей и создавая условия для творческого выражения.
Народная музыка — это не просто средство музыкального воспитания, но и культурный мост между поколениями. Её использование в детском саду способствует формированию у детей любви к своей культуре, уважения к традициям и базовых музыкальных навыков.
Музыкальным руководителям необходимо осознавать её потенциал и активно внедрять в образовательный процесс, чтобы воспитывать гармоничных и культурно осведомлённых личностей.
Список литературы
Винская Л. В.,
Туравец
Н. Р. Феномен песенного фольклора в музыкальном восприятии детей // KANT: SS&H. 2023.
№4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pesennogo-folklora-v-muzykalnom-vospriyatii-detey
Зауторова
Эльвира Викторовна Этнокультурное воспитание детей средствами русской хоровой культуры в учреждениях дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник.
2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-vospitanie-detey-sredstvami-russkoy-horovoy-kultury-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya
Маркарьянц
Ирина Юрьевна МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК НОСИТЕЛЬ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА // Культурологический журнал.
2023. №1 (51).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-folklor-kak-nositel-russkogo-kulturnogo-koda