«Народная педагогика и её основные направления» | Мой кабинет. Работа №341841
Воспитание детей – проблема многоаспектная, но прежде всего педагогическая. В жизни общества народная педагогика играет необычайно важную роль – и созидательную, и спасительную. В народе сохранился нравственный стержень: любовь к труду, добру, правде. Носители этой любви есть в каждом народе. Их влияние на подрастающее поколение несомненно. С народной педагогикой связаны исторические корни духовной жизни народа, ею определяется нравственное здоровье нации.
В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания, разные педагогические критерии, противоречивые образы. Этот опыт – как практический, так и теоретический – нуждается в осмыслении…
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЛИНЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"
ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое сообщение
на тему:
«Народная педагогика и её основные направления»
Подготовила:
преподаватель
высшей квалификационной категории
Холина Я.Л.
Линево 2023г.
Воспитание детей – проблема многоаспектная, но прежде всего педагогическая. В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания, разные педагогические критерии, противоречивые образы. Этот опыт – как практический, так и теоретический – нуждается в осмыслении…
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, умными, успешными, видеть в них помощь и опору не только в старости, но и вообще в жизни. Хотят жить со взрослыми детьми во взаимопонимании и дружбе. Родился ребёнок – беспомощный, маленький, «ни с чем пирожок», воск – что хочешь, то из него и лепи. А как лепить? С чего начинать? Может попробовать воспитывать, как сосед? У него дети замечательные! Главное, чтобы не как моя тётка! Не повторить-бы её ошибки. А подружка воспитывает по Бенджамину Споку, надо попробовать… Вообще, столько книг по воспитанию и педагогике – надо почитать!
И вот тонут родители в море теорий, книг, рекомендаций, мнений соседей, друзей, родственников, хватаются то за одно, то за другое. Волнуются – не напортить бы, а вдруг это вредно для ребёнка? Или, наоборот, недодам чего-то очень полезного? Мнений много, а которое их них правильное?... Как же воспитывали детей многие поколения людей до появления педагогической науки и литературы по воспитанию?
Во всех традиционных культурах существовала система педагогических принципов и установок – НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА – неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.
Она создавалась многими поколениями наших предков. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, описавший сущность этого явления как составной части педагогической культуры народа. Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов.
В чем же заключается сила народных традиций?
Прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности и требовании человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Система эта складывалась постепенно, из ежедневной практики, из положительного и отрицательного опыта. Воспитывали, передавая накопленный в поколениях опыт устно в процессе совместного проживания: от родителей - детям, от дедов – внукам. Поэтому непререкаемым авторитетом пользовались старики и пожилые люди, как носители этого опыта, а соблюдение обычаев и норм поведения, проверенных временем, было условием благополучной жизни.
Важным средством народного воспитания всегда являлись – личный пример и слово. Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называют «материнским». Словесные средства воспитания в народной педагогике: предания, былины, сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, назидания, басни и т.д. В них сама суть воспитания, применяющегося и в современной педагогике, которая претерпела столько реформ и экспериментов....
Рассмотрим основные направления НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Народная пословица
Суть устных поучений, советов, бесед постепенно выкристаллизовывалась в краткие афористичные изречения – пословицы. Это, конечно, не означает, что педагогические знания передавались только в виде пословиц – пословицы существовали параллельно с обыденным житейским разговором, представляя собой словесные формулы, при помощи которых можно без искажений передавать жизненно важные знания из поколения в поколение. Кратко, остроумно и ёмко, как говорят: «Не в бровь, а в глаз».
«Пословицу сказал – дорогу указал»
Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры – один из самых активных и обширно распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность. Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра - уважение к народной мудрости, к возрасту, к опыту.
«Мудрость предков – зеркало для потомков»
«Обычай старше закона»
«Недолго той земле стоять, где уставы начнут ломать»
«Всё по-новому, да по-новому, а когда же по-доброму?»
А.С. Пушкин в своё время назвал пословицы «Мнением народным». Сила пословицы в силе общего мнения. О чём бы не была пословица – она всегда передаёт новым поколениям нравственные и социальные нормы, понятия о правильной жизни, представления о добре и зле. Пословицы приводят, как подтверждение мысли, как рассуждение о каком-либо случае из жизни или как аргумент в споре. И это действует беспроигрышно! Именно поэтому, интерес к ним не угасает.
«Старинная пословица не мимо молвится»
«Пословица груба, да правда люба»
Краткость, лаконичность пословиц в особенности важны для запоминания нравственных норм и правил: «На деньги ума не купишь», «Доброе слово слаще меда», «Друг познаётся в беде», «Кто спрашивает, тот учится».
Семья
Основой жизни во всех традиционных культурах является семья. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Установка на создание семьи прививалась с детства.
«Семья вместе – так и душа на месте»
С неженатыми крестьянами внутри общины не считались при решении важных вопросов.
«Не женат – не человек»
Парни и девушки на посиделках, на праздниках, в хороводах и на общих сельскохозяйственных работах присматривались друг к другу, выбирая пару для создания семьи. Чтобы человек состоялся как личность, полнокровно прожил жизнь, он должен побывать во всех возможных социальных и родственных ролях и отношениях: я – И - мои дети (сын, дочь), родители (обязательно и отец, и мать), деды и бабушки, братья и сёстры, дядья и тётки, племянники, соседи, друзья, сослуживцы, коллеги и т.п.
Ребёнок, получивший в многодетной и многопоколенной семье всё разнообразие и полноту родственных связей и взаимоотношений, более устойчив психически и социально, чем ребёнок, выросший в малодетной или неполной семье.
«На что и клад коли в семье лад»
Женитьба
«Бери жену, чтоб не каяться, жить, да не маяться»
Удачная или неудачная женитьба или замужество определяли счастье или несчастье всей будущей жизни. Поэтому, к выбору пары относились очень серьёзно. Поспешность в таком важном деле порицалась.
«Женился на скорую руку, да на долгую муку»
Выбирать пару следовало внимательно и обдуманно. Одним из главных критериев была семья жениха или невесты.
«Гляди семью, отколь берёшь жену»
Если в семье встречались такие пороки, как пьянство, воровство, распутство, леность или злой нрав, то взять из такой семьи мужа или жену было невозможно. Потому что в народе твёрдо знали: «Каковы берёзки, таковы и отростки».
«От лося – лосята, от свиньи - поросята»
Огромное значение придавалось девичьей чести – потеря её дочерью считалась большим позором для родителей и для всей семьи: страдала репутация не только самой девушки, но и её сестёр. В народе по опыту знали, что излишне чувственная, не очень стыдливая девушка хорошей матерью не будет. Не потому ли сейчас так много брошенных детей, что современная мода и СМИ лишают девочек и девушек чувства стыда и ответственности, разжигая чувственность. «Гулящий» парень также не пользовался уважением в крестьянской общине – хорошие «завидные» невесты его сторонились. Поэтому при выборе пары большое значение имела репутация. Говорили: «Жену (мужа) выбирай не глазами, а ушами», т.е. по доброй славе.
Детство
«Дети – благодать Божья»
«Изба детьми весела»
Рождение и воспитание детей – продолжение рода, считалось естественным и главным предназначением семьи. Многодетность у всех народов приветствовалась и считалась милостью Божьей. Детей любили безусловной любовью и принимали целиком, со всеми изъянами и недостатками.
«Дитя хоть и кривенько, а отцу, матери миленько»
«Нет певчего для вороны супротив родного воронёнка»
Воспитание ребёнка начиналось сразу после рождения. И главный принцип этого воспитания отражается в пословице: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», которой в наше время придаётся некий саркастический оттенок. И напрасно. Плачем ребёнок сообщает, что ему плохо: голодно, мокро, холодно, жарко, неудобно лежать и прочее. И мама должна возможно быстрее успокоить младенца – накормить, перепеленать, взять на руки. Не для того, чтобы баловать, потакать капризам. Просто младенец абсолютно беззащитен, и главная задача матери дать ему почувствовать, что он защищён и любим. Жизнь постоянно должна быть повёрнута к нему светлой, радостной, доброй стороной, он должен получать извне сигналы о том, что всё хорошо, что о нём заботятся. Это формирует чувство доверия к миру, душевное равновесие, которое является основополагающим фактором всей дальнейшей психической жизни человека.
Рождения мало, родить всякий может, - важно воспитание. «Нарожать нарожала, а научить не научила» - осуждения подобного рода в адрес родителей - как отцов, так и матерей - встречаются у всех народов.
Народом определенно высказываются мысли о начале воспитания: чем раньше, тем лучше. Воспитание начинается с момента рождения, причем оно главнее рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Мать и отец не просто родители, рождение - только начало, мать и отец - воспитатели, только тогда они оправдывают свое имя и назначение. «Материнская школа» важнее и основательнее отцовской:
«Какова матка, таковы и детки»
«Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет».
«С детьми трудно, без них вдвое»
«Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет»
«Ребенка нужно воспитывать, пока он в колыбели».
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннемм детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой различается всё усвоенное в детские годы »
Поощрение и одобрение как способ воспитания обширно применялись в практике домашнего воспитания. Ребёнок постоянно испытывал потребность в оценке собственного поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, люди замечают:
«Дети и боги обожают бывать там, где их хвалят»
Родители традиционно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом слова одобрения и похвалы обязаны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители произнесут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда соображают, как оценена их деятельность.
Беря во внимание воспитательную силу и эффективность намёка, народ создавал свои поучительные сказки.
«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»
Любовь к труду
Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно вправду является ее сердцевиной.
«В одиночку не одолеешь и кочку, артельно – и через гору в пору»
Назидание – более распространенный приём в домашней педагогике. В монументах старой педагогики встречается кодекс назиданий старшего - младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, родителей - детям. Но ключевое значение имеет – личный пример родителей.
«Учи показом, а не рассказом»
Для народной педагогики особенное значение имел показ способов выполнения разных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, сенокос, уборка урожая, уход за скотом, приготовление пищи, ткачество, резьба, вышивание и т.п.) После разъяснения и показа традиционно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе»
«Бери в работе умом, а не горбом»
Прислушиваясь к совету взрослых, подрастающие дети со временем обязаны были выработать у себя нужные навыки и приёмы труда.
Отношение родителей к определенным понятиям, трудовой деятельности, искусству, обществу, друг к другу в пределах семьи, их нравственный уровень – все это становится примером для детей и участвует в становлении их личности:
«Жизнь дана на добрые дела»
«Кто аккуратен, тот и людям приятен»
«Волков бояться – в лес не ходить»
«Глаза боятся – руки делают».
Народная педагогика не обходила вниманием и такие способы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение нехороших поступков, опрометчивых действий:
«В чужом глазу соринку видит, а в своем и бревна не замечает»
«Два сапога – пара»
«Делу время, потехе час»
«Семь пятниц на неделе»
Осуждение сопровождалось внушением, чтоб ребёнок осознал свои ошибки и исправил их:
«Играй – играй, да дело знай»
Воспитание подрастающего поколения у всех народов тесно связано с трудовой деятельностью. Через труд осуществляются отношения человека с другими людьми, с обществом, с природой. Воспитание детей в труде является лучшей традицией народа. Оно с древнейших времен было важнейшей обязанностью родителей. Трудовые знания и опыт складывались веками и передавались из поколения в поколение. Взрослые своим трудом показывали детям пример высокой нравственности, ответственности и дисциплины.
Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Не все продается и покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела.
«Труд – всему отец»
Взаимопомощь
Возвращаясь к традициям наших бабушек и дедушек, совершенно однозначно можно выделить следующую особенность народной педагогики – воспитание взаимопомощи. Крестьянская община всегда готова была помочь нуждающимся при особенно неблагоприятных обстоятельствах – при пожаре, болезни, падеже лошади, вдовам, сиротам. Такая помощь была совершенно безвозмездной, т.е. без непременного угощения, и по крестьянским этическим нормам самой обязательной. По сложившимся нормам поведения – считалось большой честью помочь человеку.
«За нужное дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут»
Особой строкой следует сказать о боевой, военной, солдатской взаимовыручке:
«Сам погибай, а товарища выручай»
«Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает»
«Друг за друга держаться — ничего не бояться»
Творчество
В прежние времена петь умели почти все, и это помогало выявить творческую индивидуальность каждого, а также одаренных людей, которые в свою очередь, укрепляли и обогащали традиции. Через них они и передавались в значительной мере. Яркую, очень живую, многообразную сторону жизни русских крестьян составляла культура праздника. Глубокая традиционность сочеталась с обновлением на каждом конкретном празднике за счет импровизаций, живого творческого вклада участников. Ведь крестьянская культура была активной, а не потребительской.
«Песней душа растет»
«Где песня поется, там счастливо живется»
«С песней и труд спорится»
«Пляши, Матвей, не жалей лаптей»
«Затянул песню — допевай, хоть тресни»
В народной педагогике складывались и свои приемы воспитания: приучали к работе с определенного возраста, рассказывали о старших, опытных работниках, поощряли и хвалили, осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Так, мнение односельчан о девушке как о работнице, непременно учитывающееся при выборе невесты, складывалось не только при наблюдении за ее работой. У всех на виду была ее одежда собственного изготовления, украшенная в праздничные дни сложным рукоделием. Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствующим, по местным представлениям, возрасту, начинали насмехаться, давали насмешливые прозвища. Требуя от каждого человека определенных личных деловых качеств, общественное мнение возвышало тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим.
Сегодняшние дети, к огромному сожалению, получают очень маленький опыт именно творческой деятельности в своей семье. И задача педагога дать детям такую возможность.
Игра
Традиционная народная игра – еще одна важная особенность народной педагогики. Известно, что игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии и антипатии). Исследователи народных игр пришли к следующим выводам относительно значения народных игр в развитии ребенка:
Игра как развлечение – одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие и т. д.
Воспроизводство игровых традиций – своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача и
гровых традиций «по наследству»
В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей, как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Ведь для современных детей очень важно чувствовать себя частью коллектива, верить в свою нужность, знать, что без него не могут обойтись.
Влияние игры на формирование такого важного качества, как миролюбие, в среде русских детей связано с тем, что именно в игре наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность.
Психолог В.М. Григорьев указывает на характерную для народной педагогики игры гармонизацию (лад) соотношения руководства старших и самостоятельности играющих, что обеспечивает дружбу поколений при организации игр. Благодаря взаимодействию всех поколений создавалась та единая непрерывная череда возрастных ступеней (уровней, этапов) освоения празднично-игровой культуры, по которой ребёнок мог подниматься до полной взрослой самостоятельности, а затем совершать новую череду подъёмов, уже ведя с собой детей, а потом и внуков. Как отмечают наблюдавшие за играми крестьянских детей тенишевские корреспонденты, «когда дети ведут самостоятельную игру, то часто в их приёмах видно подражание взрослым». В своих играх девочки повторяли жизнь, которую видели ежедневно: куклы работали в поле, убирали дом, готовили еду, выходили замуж, нянчили детей. Играя в куклы, они как бы проигрывали роль, которую им предстояло исполнять во взрослой жизни, усваивали с помощью игры свои будущие обязанности. Например, «девочка во всех своих играх подражает больше занятиям матери; маленькая, она играет в куклы; делает себе эти куклы из полотна. А то она возьмёт копыл, на котором плетут лапоть, обвяжет копыл платком и целый день нянчит и убаюкивает сделанную ею же куклу; старый лапоть служит у куклы люлькою». Заботливость, нежность и старательность, которые формируются в девочке этой игрой, окажут в конечном счете определяющее влияние на всю её жизнь.
Одной из главных задач народных игр является развеселить, порадовать её участников, поэтому шуткам и юмору в народной игре присущи беззлобность и безобидность. Свойственный народным играм добрый юмор оказывается одним из условий формирования у партнёров по игре гуманного и миролюбивого отношения друг к другу. Элементы эмоционально-трогательных и нежных отношений проявляются в целом ряде народных игр, основой которых являются игровые действия с выбором, поцелуями и т.п.
Игрушка
Она веками воспитывала ребёнка, была проверена детской игрой и любовью к ней. «Вековой опыт, в свою очередь, показал также, что игрушки и игры действительно нередко делались первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, складу ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа, и в этом смысле игрушки и игры нередко представляю собой по крайней мере такое же, если не более важное, образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д.».
Народная игрушка давно привлекала внимание ученых. Раньше других интерес к ней проявили этнографы, собиравшие игрушки как элемент материальной культуры. Первые исследования народной игрушки осуществлялись такими учеными, как Е.А. Покровский, Н.Д. Бартрам, Л.Г.Оршанский, Г.Л. Дайн, А.В. Бакушинский, Е.А. Флёрина, А.П. Усова. Они неизменно отмечали, что в народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были родственны и близки, когда в творчестве тех и других имелось много общих черт, когда в их психике и мироощущении была естественная близость. Игрушка была в равной мере интересна взрослым и детям, кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых и детей на праздник.
«Во всякой избушке свои игрушки»
Сказки
Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность издавна была народная сказка.
В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается он с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость в мире. В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему миру (отношение Ивана к животным в сказке «Волшебное кольцо», отношение Аленушки к окружающим персонажам в сказке «Гуси-лебеди» и т.д.).
Материалом для сказок служила жизнь народа, его борьба за счастье, его стремление жить в мире, в ладу с другими людьми, его верования, обычаи, окружающая природа. Сказки пропитаны атмосферой добра, любви, мира, красоты, мудрости. Они раскрывают лучшие нравственные черты народа, говорят о беззлобности народной души и её способности прощать. Воплощение в сказочных героях положительных черт народа, создавшего их, сделало сказки эффективным средством передачи нравственных устремлений из поколения в поколение.
Сказки вводят детей в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Само построение сказки, ее композиция, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамичность событий - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказка пробуждает активность ребёнка, так как настраивает его на сопереживание и сочувствие. Их захватывают сказочные события, им порой бывает трудно оставаться в роли просто слушателей, а, напротив, хочется действовать и помогать героям сказки.
Нравственное воспитание начинается не с усвоения ребёнком моральных понятий, а с пробуждения в нём добрых чувств. Обострённая восприимчивость, высокая эмоциональная отзывчивость, обусловленная пластичностью нервной системы, способствует формированию у них убеждений, на основе которых воспитываются сознание, руководство к поведению, вырабатывается воля.
Часто сказка заканчивается пиром. Это - и место торжества победителя, и рубеж, черта, некоторая веха в жизни героя. Все его помыслы были направлены к этому часу. «Пир означает некую соборность, общую радость. Если горе в одиночку ещё можно как-то перенести, то радость требует соучастия». Концовка сказок «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» оказывается в этом контексте весьма глубокомысленной, поскольку демонстрирует то, что сам по себе пир разочаровывает, вкушаемая на нем пища не насыщает. Так сказка подводит к осознанию того, что человеку требуется не только умиротворение, не только радость по поводу прёодолённых препятствий, но и готовность к постоянной борьбе, умению преодолевать тревоги, мобилизовать себя на поиски новых возможностей жить и трудиться. Торжество на пиру - только краткая передышка. Счастье как безоблачность и отсутствие жизненных проблем - идеал не героя, а слабого и усталого человека. Вероятно, для нравственного самочувствия человека путь к счастью важнее, чем само счастье, которое всегда есть лишь миг и не может заполнить всей человеческой жизни. Другая же концовка сказок - «стали жить -поживать и добра наживать» также вызывает размышления. Что понимается под «добром»? Вряд ли это материальное благополучие, скорее, это богатство души, которое наживается на протяжении всей жизни. Поиски сказочными героями высокого смысла не могут удовлетвориться достижением материального благосостояния. Герой сражался не во имя богатства или достатка, а во имя правды, справедливости, мира.
«Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается»
«Сказка вся, больше сказывать нельзя»
«Жил-был царь Овес, да и сказки все унес»
Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Задача формирования нравственных качеств решается здесь как бы сама собой, ненавязчиво, без использования назойливого морализаторства. В этом заключается и основание особой педагогической эффективности сказок.
Добро
Доброму везде добро
Других не суди – на себя погляди.
В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности и требовании от него стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».
Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов:
«Детей боями не учат, добрым словом учат» (русская)
«Битьем ребенка не научишь» (марийская).
С давних пор школьная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Миролюбие
«Худой мир лучше доброй драки»
«В мире жить - с миром жить»
Постановка вопроса о воспитании миролюбия как педагогической задаче, ставшей особенно актуальной в последние годы, означало возвращение к традициям культуры народов нашей страны. А формой культуры, на протяжении веков вбиравшей в себя лучшие традиции народов России в деле нравственного воспитания детей и молодёжи, является народная педагогика.
Рассматривая данную проблему, В.Д. Шадриков отмечает, что русского человека традиционно отличали такие нравственные качества, как сострадание, способность встать на точку зрения другого человека и понять его во всей полноте его переживаний, способность пережить чужую беду как свою, миролюбие, духовность, соборность, стремление к единению с другими людьми. Эти качества «выступали в роли «защитного пояса» личности, обеспечивая ей полноценную, бесконфликтную жизнь, возможность сотрудничества с окружающими в социальной и экономической сфере». Названные качества личности характерны, конечно, для большинства народов. Различия в их восприятии определяются системой ценностей национальной культуры, спецификой ментальности каждого народа. Народная педагогика у всех народов стремится выявить и развить положительные качества и смягчить действие обусловленных спецификой исторического развития негативных факторов.
Следует осмыслить следующие положения:
1). Необходимость обращения к традиционной народной педагогике, накопившей огромный опыт воспитания детей в духе миролюбия, определяется в настоящее время как большой социальной значимостью этой проблемы, так и открывшимися возможностями возвращения к ценностям традиционной культуры народов России.
2). Становление в истории отечественной культуры идеи миролюбия осуществлялось под воздействием многообразных природно-географических, исторических, социально-экономических и культурных факторов. История России сложилась таким образом, что именно идея миролюбия оказалась в центре национального самосознания и психологии русского народа и других народов России.
3). Народная педагогика осознавала значение миролюбия как важнейшей черты народного характера и на протяжении длительного времени отбирала педагогические средства, которые в наибольшей степени способствуют воспитанию этого качества личности.
4). Коллективный труд и община как социальная структура, в которой коллективный труд приобрёл доминирующее значение, оказались важнейшими историческими предпосылками становления традиции воспитания миролюбия в отечественной народной педагогике. Воспитание миролюбия традиционно начиналось с воспитания товарищества, взаимопомощи и общительности в процессе совместной трудовой деятельности.
5). В досуговой деятельности человека — в народной культуре праздника, в играх, в изготовлении игрушек, воплощавших эстетические представления народа, дружелюбие, гостеприимство, терпимость и миролюбие становились естественными спутниками человека, передавались от старших к младшим, закреплялись в качестве фундаментальных установок народной педагогики.
6). Глубинное осознание идеи миролюбия в отечественной культуре достигалось в религиозном и морально-этическом сознании народа, а совершенное художественное выражение получило в памятниках фольклора - былинах, песнях, пословицах и поговорках, сказках. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что фольклор является самым действенным средством педагогического воздействия, в том числе и в процессе воспитания миролюбия. Родившись в глубокой древности, народное искусство естественно входит в современную жизнь, неся новым поколениям важнейшие культурные ценности, облечённые в совершенную художественную форму.
Духовное воспитание
Во-первых, кардинальные перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии в конце XX — начале XXI вв. породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к духовному кризису (спад интереса к труду, учебе, потребительское настроение среди подрастающего поколения, рост детской преступности, сокращение выпуска отечественной детской литературы и произведений искусства). Подтверждением этого могут служить цифры и факты, приведенные в "Независимом докладе Российского детского фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации" Председателем Российского детского фонда А.А. Лихановым.
Сложившаяся тенденция отхода молодого поколения от культуры, в том числе и от языка своего народа, от его традиционного образа жизни, привела к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно-этических понятий. Поэтому в Национальной доктрине образования в Российской Федерации одна из актуальных задач определена как преодоление духовного кризиса, возвращение духовных основ в жизнь российского общества на всех его уровнях.
Во-вторых, будущее нашего Отечества зависит от духовного потенциала молодежи, от доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине каждого молодого человека. Осознавая эту истину, современная практика воспитания все чаще обращается к средоточию духовной жизни народа — наследию русской народной педагогики.
В-третьих, актуальность данного исследования обусловлена требованиями логики процесса развития самой педагогической науки. Современный этап этого процесса характеризуется активным развитием новой отрасли педагогического знания — этнопедагогики и формированием системы этнопедагогических знаний.
Человек жил среди природы и постоянно общался с ней с самого рождения. Вся жизнь человека была тесным образом связана с природой и выстраивалась в соответствии с природными ритмами. При этом всегда существовало два аспекта в отношении человека к окружающей природе: польза и красота.
Первый аспект в отношении человека к природе проявлялся в том, что природа кормила, поила, одевала человека. Большая часть населения нашей страны постоянно находилась в прямом контакте с природой. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной. Человек прилагал свой труд в хозяйстве, которое максимально зависело от местных ландшафтных особенностей, климата, сезонных смен и повседневных перемен погоды. Благополучие собственное и всей семьи зависело от умения человека внимательно присмотреться к природно-хозяиственным условиям, заметить и учесть конкретные связи явлений, открывающиеся при многократном повторении.
"Однообразие природных форм исключало ... привязанности, вело народ к однообразным занятиям; однообразность занятий производило однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость обычаев, нравов и верований исключало враждебные столкновения, одинаковые потребности указывали одинаковые средства к их удовлетворению...". Этим объясняется миролюбивый характер русского народа, высокое трудолюбие. Хлеб можно было добыть только путем постоянного и упорного труда. Природа, скупая на свои дары, требовала от человека напряжения не только физических, но и умственных сил, настойчивости и достижения цели, что способствовало формированию волевых качеств, изобретательности, активности.
Природа — это не только среда обитания, но и двор отцовского дома, родная сторона, Родина. Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве одного человека могла быть речка, зеленый косогор с березами и тропинкой. У другого — это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей. Природа Родины имеет огромную власть над человеком. Близкие сердцу картины родной земли связаны у человека с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. Они имеют "такое громадное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога" (К.Д. Ушинский).
Природа, как исток духовного воспитания, определяла традиционный образ жизни человека, и оказывала воспитательное воздействие на формирование человека. Природа формировала у русского человека такие качества, как миролюбие, трудолюбие, воздержанность, уверенность, терпеливость, способность переносить различные тяготы, склонность к более полезному, чем к приятному, доверчивость, добродушие, простосердечие, гостеприимство, бескорыстие, скромность, свободолюбие. Посредством ее у человека воспитывались бережное отношение ко всему живому, окружающему миру; любовь к Родине, чувство прекрасного; формировалось чувство рачительного хозяина, заботящегося о земле-кормилице и использующего в хозяйстве фенологические знания и наблюдения.
Многообразны в народной педагогике словесные методы воспитания. Самый распространенный метод воспитания словом — назидание. В старинных памятниках есть назидание старшего младшим, учителя ученику, отца сыну, мудреца молодежи. Примером назидания является "Юности честное зерцало", где четко и конкретно прописаны все правила "хорошего тона". У народа также издревле существовали правила этикета, в которых более пятисот пунктов для неукоснительного выполнения детьми и подростками: как вести себя со старшими, младшими, гостями, на улице, в чужом доме. Эти правила воплощают в себе нравственный дух и мудрость народа.
К назиданиям тесно примыкают различного рода благопожелания. О весомой и действенной значимости благопожеланий говорит стремление человека получить пожелание блага в ответственный момент жизни, безусловная вера в благопожелания старших, силу их напутственных слов. Такая вера способствовала успеху, удачливости ребенка, повышала убежденность в собственной значимости, уверенность в своих силах. Особое магическое значение придавалось родительскому благословению, в то время как людей, заслуживших родительское проклятие, чурались, приводили в качестве отрицательного примера.
Благопожелание ребенку, способствует установлению особого контакта между людьми, как бы программирует судьбу, поведение ребенка. Осознавая это, крестьяне давали детям имена, являющиеся усеченными или рудиментарными пожеланиями. Использование такой формулы в качестве имени повышало частоту его применения, чем достигалось его действенность, более глубокое проникновение в подсознание. Общеизвестен смысл многочисленных русских имен: Любомир, Владимир, Святослав, Любомудр. Имена Надежда, Вера заключают не только утверждение, но и благословение — будь надеждой, опорой, верой. Имена - благопожелания служили средством выражения ласки, благорасположения ребенку. Взрослого человека эти имена обязывали соответствовать имени, блюсти его.
Самой сильной формой благопожеланий было родительское или общинное благословение: "Благослови вас всех на ратные подвиги, да не посрамите вы землю Русскую!". "Пусть будет благословен дом твой", — скажет гость, входя в дом. "Благословляю тебя, сын мой, на борьбу за правду и справедливость", — говорил отец сыну. Усилению воспитательного воздействия пожеланий блага способствовало их произнесение в особые моменты психофизической жизни ребенка: в праздники, в минуты пробуждения и засыпания, при травмах, когда словесное воздействие особенно значимо и сродни внушению.
Истоками духовного воспитания в русской народной педагогике являются отношение человека к природе, дохристианские представления славян, православно-христианские воззрения, уклад семейной жизни.
Сущность духовного воспитания в русской народной педагогике заключается в формировании и развитии у ребенка качеств (трудолюбия, религиозности, добротолюбия, чести, любви к Родине, преданности семейному очагу), которые проявляются в системе ценностных отношений (к людям, самому себе, труду, Родине, Богу, окружающей действительности) и выражаются в действиях, суждениях, оценках и самооценках.
Содержание духовного воспитания в русской народной педагогике формировалось на основе воспитательного опыта народных масс, их житейской философии, а также вековых представлений, идеалов, традиций в области воспитания. Ядро содержания духовного воспитания образует система традиций: религиозных (материнская молитва, крещение, приучение к молитве, исповедь и первое причастие, посещение церкви, хождение на богомолье, участие детей в религиозной обрядовой жизни деревни и др.); трудовых (игра "в труд", поощрение желания ребенка трудиться, приобщение детей к трудовым функциям, уважительное отношение, любовь к крестьянскому труду, "помочи"); праздничных (колядование — славление, ряженье, гаданье, посеванье, катание яиц, гуляния (качели, хороводы, игры), трапеза, обход домов церковным причтом и др.
Методы духовного воспитания вытекают из народных традиций и обра
зуют стройную систему, включающую методы воспитания: словом (назидание,
благопожелание, убеждение, принуждение, порицание, упрек, запрет); общест
венным мнением (одобрение, поощрение, благословение, намек, осуждение,
внушение чувства страха, наказание); трудом (показ, разъяснение, объяснение,
упражнение, включение в деятельность); религией (церковное богослужение, молитва, исповедь, пост, личный пример). Формы духовного воспитания основаны на двух видах деятельности — индивидуальной и групповой.
Будущее нашего Отечества зависит от духовного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к Родине. Поэтому возвращение духовных основ в жизнь российского общества является актуальной задачей на всех его уровнях. Главным, при решении этой задачи является обращение к средоточию духовной жизни народа — наследию русской народной педагогики.
Таким образом, в жизни общества народная педагогика играет необычайно важную роль – и созидательную, и спасительную. В народе сохранился нравственный стержень: любовь к труду, добру, правде. Носители этой любви есть в каждом народе. Их влияние на подрастающее поколение несомненно. С народной педагогикой связаны исторические корни духовной жизни народа, ею определяется нравственное здоровье нации!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волков Г. Н.
Этнопедагогика
: учеб. Пособие для студентов / Г. Н. Волкова – Москва
:
Просвещение, 1999. – 168
с
.
Выготский
Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т./Сост.: М. Д. Виноградова, А.А. Фролов. – Москва
:
Педагогика, 1986.
Михайлова Л. И. 20000 русских пословиц и поговорок. Л. И. Михайлова
–М
осква :
Центрполиграф
, 2010. – 423 с.
Тарасевич
Н.А. Народная педагогика в пословицах: Учебно-методическое пособие
/
Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии. - Новосибирск: Изд-во «Сибирская горница». 2012.