Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей | Александрова Юлия Геннадьевна. Работа №339490
Аннотация. Статья посвящена роли народных сказок в формировании эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Автор подчеркивает важность народных сказок как источника красоты, гармонии и моральных уроков. В статье рассмотрены как прямое влияние сказок на развитие воображения, эмоциональной отзывчивости и способности к сопереживанию, так и их роль в формировании эстетических предпочтений.
Ключевые слова: народные сказки, нравственное воспитание, воображение, эмоциональная отзывчивость.
Народные сказки — это уникальное культурное наследие, которое на протяжении веков передавалось из поколения в поколение. Они насыщены образами, символами и моральными уроками, которые помогают формировать у детей не только представление о мире, но и их внутренний мир. В старшем дошкольном возрасте дети активно исследуют окружающую действительность и начинают осознавать свои эмоции и чувства. Именно в этот период народные сказки могут стать мощным инструментом для воспитания эстетических чувств, помогая развивать художественное восприятие и эмоциональную отзывчивость.
НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Александрова Юлия Геннадьевна, воспитатель
АНОО «Областная гимназия им Е. М. Примакова»
Аннотация. Статья посвящена роли народных сказок в формировании эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Автор подчеркивает важность народных сказок как источника красоты, гармонии и моральных уроков. В статье рассмотрены как прямое влияние сказок на развитие воображения, эмоциональной отзывчивости и способности к сопереживанию, так и их роль в формировании эстетических предпочтений.
Ключевые слова: народные сказки, нравственное воспитание, воображение, эмоциональная отзывчивость.
Народные сказки — это уникальное культурное наследие, которое на протяжении веков передавалось из поколения в поколение. Они насыщены образами, символами и моральными уроками, которые помогают формировать у детей не только представление о мире, но и их внутренний мир. В старшем дошкольном возрасте дети активно исследуют окружающую действительность и начинают осознавать свои эмоции и чувства. Именно в этот период народные сказки могут стать мощным инструментом для воспитания эстетических чувств, помогая развивать художественное восприятие и эмоциональную отзывчивость.
Роль народных сказок в формировании эстетических предпочтений у детей является значительной. В процессе знакомства с разнообразными сказочными персонажами, сюжетами и образами, дети начинают развивать свой вкус и эстетические предпочтения. Народные сказки вводят их в мир красоты, гармонии и добра, помогая формировать понимание прекрасного.
Благодаря запоминающимся образам и ярким описаниям народные сказки вызывают у детей эмоциональный отклик, способствуют развитию воображения и творческих способностей. Дети учатся ценить красоту в окружающем мире, видеть в нем чудо и волшебство, что способствует формированию особого взгляда на жизнь и укреплению духовных ценностей.
Проявление эстетического восприятия в выборе народных сказок также формирует у детей чувство гармонии и пропорциональности. Они учатся отличать красивое от безобразного, важное от второстепенного, что способствует не только развитию эстетических чувств, но и критическому мышлению.
Погружаясь в мир волшебства и фантазии, дети учатся визуализировать происходящее, создавать образы и образные понятия. При этом рассказы о чудесах, волшебствах и сказочных персонажах способствуют стимуляции фантазии и творческого мышления ребенка. Общение с народными сказками развивает у детей креативность, способность видеть и создавать красоту, увлекаться прекрасным. За счет сопереживания героям и событиям в сказках, дети учатся чувствовать эмоции, выражать свои чувства, формировать эстетический вкус. Также важно, что народные сказки учитывают возрастные особенности детей, поддерживая их интерес и вовлеченность в процессе чтения и обсуждения сказок. В итоге, воздействие народных сказок благоприятно влияет на полноценное развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Сказочные сюжеты погружают детей в мир фантазии, позволяя им переживать разнообразные эмоции — радость, печаль, страх и удивление. Например, встречи с добрыми и злыми героями помогают детям осознавать различия между хорошим и плохим, развивая их способность к сопереживанию.
Сказки, наполненные яркими образами и запоминающимися персонажами, восстанавливают в детском воображении образы добра и зла, формируя понятие о справедливости и ответственности. Моральные уроки, заключенные в сказках, погружают детей в размышления о честности, дружбе, любви и взаимопомощи. Занимаясь обсуждением прочитанных сказок, дети учатся высказывать свои мысли и чувства, а также осмыслять поведение героев. Это позволяет не только развивать их критическое мышление, но и укреплять эмоциональную отзывчивость, что крайне важно на этапе формирования их личности. Взаимодействие с народными сказками создает основу для гармоничного развития эстетических чувств и глубокого понимания морали.
Особенности использования народных сказок в воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в уникальной способности этих произведений привлекать внимание детей и воспитывать их эстетические чувства. Народные сказки обладают яркими образами, захватывающими сюжетами и моральными уроками, что делает их эффективным средством воспитания у детей.
Помимо этого, использование народных сказок способствует развитию речи у детей, обогащает их словарный запас, улучшает навыки анализа и интерпретации текста. Дети активно взаимодействуют с текстом сказки, задают вопросы, делают выводы, учатся постигать смысловую глубину произведения.
При включении народных сказок в образовательный процесс для развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста следует учитывать несколько практических рекомендаций. Во-первых, выбор сказок должен быть разнообразным, чтобы дети могли познакомиться с разными жанрами и тематикой. Это поможет расширить их представления о мире и развить воображение.
Во-вторых, важно организовать интерактивное чтение сказок, где дети могут активно участвовать: задавать вопросы, делиться своими впечатлениями, высказывать мнения. Это поможет им лучше воспринять содержание и усвоить эстетические ценности, закодированные в тексте.
Кроме того, необходимо проводить после чтения обсуждение сюжета, персонажей, моральных уроков, чтобы дети могли анализировать и осознавать содержание сказки. Такой подход позволит им развить критическое мышление и эмоциональное восприятие.
Таким образом, народные сказки играют важную роль в формировании эстетических предпочтений у детей старшего дошкольного возраста, помогая им развивать вкус, воображение, ценность прекрасного в жизни, моральные ценности, критическое мышление, речевые и социальные навыки.
Список литературы
Бибко
, Н. С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» [Текст] / Н. С.
Бибко
// Начальная школа № 5. – 2007. – 39-42 с.
Пахомова, О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О. Н. Пахомова -
М. :
Прометей, 2003. - 85 с.
Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] / С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - 14-16 с.