Народные подвижные игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников | Дерюгина Елена Юрьевна. Работа №309999
В нашем детском саду ведется работа по ознакомления детей с подвижными играми разных народов.
Цель:
- обучение детей подвижным играм разных народов, создание условий для самостоятельных игр.
Задачи:
- повысить уровень знаний в области роли народных подвижных игр в физическом развитии ребенка;
- прививать интерес к подвижным играм разных нардов;
- формировать уважительное отношение к традициям и культуре разных народов;
- развивать в детях силу, ловкость, быстроту, выносливость.
- привлекать родителей к изготовлению необходимых атрибутов к играм.
Народные подвижные игры как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста
В нашем детском саду ведется работа по ознакомления детей с подвижными играми разных народов.
Цель:
- обучение детей подвижным играм разных народов, создание условий для самостоятельных игр.
Задачи:
- повысить уровень знаний в области роли народных подвижных игр в физическом развитии ребенка;
- прививать интерес к подвижным играм разных нардов;
- формировать уважительное отношение к традициям и культуре разных народов;
- развивать в детях силу, ловкость, быстроту, выносливость.
- привлекать родителей к изготовлению необходимых атрибутов к играм.
В современных условиях многонационального государства наибольшую актуальность приобретает проблема гармоничного поликультурного воспитания.
У всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении и развитии своих народных обычаев и традиций, а также уважение к культурным ценностям других народов.
Обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание детей. Знакомство с народным творчеством является неоценимым условием воспитания детей.
Одно из направлений ФГОС дошкольного образования - это формирование первичных представлений о малой родине.
Народная игра является важной деятельностью ребенка. Это лучший способ взаимодействия между взрослыми и детьми.
Народные подвижные игры разнообразны. Развивают у ребенка смекалку, ловкость, выносливость и самодисциплину. Отражают народный быт, красоту природы, выражают нравственные ценности народа. Являются одним из условий развития культуры ребенка. В народных подвижных играх ребенок познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок преображает окружающий мир, реализует свободу действий.
Именно народная подвижная игра способствует привитию ребенку этнокультурных ценностей, восстановлению системы преемственности народных традиций.
Народная подвижная игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого народа, у каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры.
В своей практике мы даем детям понятие, что многие игры очень похожи, несмотря на то, что имеют разные названия. Например: «Юрта» - башкирская игра, «Шатер» - русская игра. «Цапля» - украинская народная игра, «Лягушки и цапля» - русская подвижная игра. «Перетяни палку» - армянская подвижная игра, и «Перетяни канат» - русская игра. Китайская народная игра «Поймай хвост дракона» очень похожа на русскую игру «Ловишки с лентами».
Перед тем, как познакомить детей с новой игрой какого-нибудь народа, мы на глобусе находим эту страну.
Знакомя детей с подвижными играми разных народов, также знакомим с особенностями быта этого народа. Так в белорусской подвижной игре «Ленок» дети узнали, как делают лён.
Ни один утренник, праздник, развлечение не обходится без национальных подвижных игр.
В группе есть картотека национальных подвижных игр, которая все время пополняется.
Заключение
Народная подвижная игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольника. Задача педагога грамотно и своевременно включать народные подвижные игры в жизнь детского сада.
Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно готовят детей ко взрослой жизни. Закаляют волю и дают уверенность в своих силах, развивают ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уже о крепком здоровье.
Список литературы
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005-144с. 8. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях: избр. пед. сочинения. В 5т. – М., 1982. т.5.С.58 9. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.-с34 10. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. М., 1952. – 234 с 11. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003. - 368с. 12. Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное воспитание. 2005, № 4 с.35 13. Осипенко Н.С, Титкова В.Ю. Фестиваль русских народных игр в ДОО. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 7/июль/, 2014; стр.14. 14. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011. - 184 с. 15. Таран А.А. Русские народные игры и их классификация. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. - №1.. 16. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Академия, 2006.