Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Народные праздники как средство воспитания культуры дошкольников. | Проскурнина Елена Николаевна. Работа №309899

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. 

Народные праздники как средство воспитания культуры дошкольников.

Е.Н.Проскурнина, воспитатель муниципального

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №4»

Ломоносовского района

 

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.

  Детство – самая замечательная пора в жизни каждого человека, а сделать ее такой помогают праздники. С ранних лет любой человек знает, что такое «праздники» и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни.

  Ребенка дошкольного возраста отличает особая восприимчивость.

Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, не может быть успешно решена без:

- познания духовного богатства своего народа,

- освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок может впитывать культуру своего народа через:

- колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, сказки;

- игрушки и произведения декоративно-прикладного искусства;

- красивые праздники со своими неповторимыми обычаями и традициями.

Под текст потешек дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче и интереснее. Из нее уходят скука и монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. На занятиях по народной хореографии разучиваются народные игры, заклички, хороводы с пением, элементы танцевальных движений.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей. Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной. Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица», «Иван Купала» и другие. Проводя такой праздник как «Сороки», мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны. Целью этого праздника было пробуждение в детях интереса к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом. Из этого следовали такие задачи, как: вызвать положительные эмоции, воспитывать любовь к русскому народному творчеству, приобщать к национальным традициям гостеприимства.

В повседневной жизни и на занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными играми, праздниками, обрядами, получают представление о труде, быте, костюме русского народа, народными ремеслами, декоративным искусством. Кроме того, дети могут попробовать себя в области народного пения и танца, прикладного искусства, декоративных росписей, что способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка.

Именно народные праздники объединяют в себе почти все элементы народной культуры: танец, песню, игру, сказку, художественную деятельность и др.

На музыкальных занятиях ребята заранее разучивают песни, заклички, потешки, танцы, которые исполняют в фольклорном празднике. Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие. Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа. Именно поэтому в своей работе особое значение я уделяю воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец. До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.

   Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого-то нам и необходимо обращаться к истокам русской народной культуры. Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, невозможно будет воспитать полноценного человека.

Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Русский народный танец – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.

Одним из главных элементов устного народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике, в быту. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер и могла быть использована в формировании тех или иных качеств ребенка. Детская народная песня, начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Кроме того, народную песню (колыбельную, детскую) ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей. 

Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Она, так же как и песня носит конкретно исторический характер. Можно выделить несколько групп сказок, сохранившихся до настоящего времени: сказки животных, бытовые сказки, волшебные сказки и др. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», « скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и др. все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Неотъемлемой частью народного праздника являются народные игры - в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

В процессе подготовки народных праздников воспитатели нашего дошкольного учреждения вместе с детьми и родителями организуют фольклорные выставки.

Материалами для реализации таких выставок нам послужили:

- русские народные костюмы - русские мастера настолько трепетно создавали русский народный костюм, такое изобилие красок и цветов, различной вышивки и украшений, что сердце просто замирает от такой красоты; очень разнообразен женский костюм, женские головные уборы; для мужского костюма характерна рубаха-косоворотка с широким поясом и с вышивкой;

- музыкальные инструменты - в старину русские музыкальные инструменты изготавливали из дерева, расписывали инструменты народными промыслами;

- изделия декоративно-прикладного творчества (матрешки, ложки, платки и т.д.)

Родители стали принимать активное участие в подготовке праздников и организации выставок: шьют народные костюмы, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала. Родители с большим удовольствием предоставляют на выставку изделия народного творчества из своих домашних сбережений. К народным праздникам мамы пекут пироги (к фольклорному празднику «Сороки» или дню весеннего равноденствия испекли «жаворонков»). Родители и дети с удовольствием пьют чай из самовара; девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы.

  В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом. На праздники мы приглашаем так же бабушек и дедушек воспитанников. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Поэтому проведение таких праздников приобретает сегодня глубокий смысл.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Т.А. Пигилова, О.В. Розова, Л.Н. Шумакова, В.М. Назарова «Народная культура» - хрестоматия, авторские программы.
2. Т.И. Батурина, Т.Ф. Кузина «Народная педагогика в воспитании дошкольников».
3. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23. 4.Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×