НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ | Елена Анатольевна Самойлович. Работа №354117
Народный фольклор играет огромную роль в современном дошкольном образовании, он развивает творческие способности, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОО.
Большое значение фольклор имеет в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста. Он характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов, что не может не отразиться на речи ребенка. Между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Народный фольклор играет огромную роль в современном дошкольном образовании, он развивает творческие способности, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОО.
Большое значение фольклор имеет в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста. Он характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов, что не может не отразиться на речи ребенка. Между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Народный фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Фольклор дает прекрасные образцы речевого творчества, подражание которым позволяет ребенку обогащать и активизировать свой лексикон, успешно овладевать навыком связной устной речи. Особенно эффективно использование различных фольклорных форм в период адаптации ребенка в коллективе дошкольной образовательной организации, так как правильно подобранная потешка помогает установить контакт с ребенком.
Следует отметить, что формирование связной речи дошкольников является важной задачей дошкольного образования.
В.И. Яшина в своем труде «Теория и методика развития речи детей», указывает на то, что разговорная речь – это, прежде всего, умение детей верно, использовать в речевом обороте (во время разговора) такие выразительные средства как антонимы, многозначные слова, фразеологизмы. Особое место, по мнению автора, занимает ознакомление дошкольников с выразительными средствами языка. Таким образом, современные исследования, посвященные проблеме формирования речевого творчества дошкольников, подтверждают, что использование различных жанров народного творчества в организации образовательной деятельности по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста, является одним из эффективных и действенных путей формирование образной речи.
В исследовании разделяем мнение Е.М. Татаркиной о том, что становление и развитие образности речи дошкольника, основывающееся на фразеологизмах, используемых в русских народных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, а также звукового строя речи детей дошкольного возраста.
Как отмечает С.И. Карпова, дети в данный период развития не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и начинают осваивать разные типы текстов: описательные, повествовательные, монологи и диалоги. Поэтому педагог должен предлагать детям задания, связанные с пересказом сказки, описанием характеров героев сказок, диалогизацией фрагментов сказки (намеренным наделением монологической речи чертами диалога), высказыванием собственного мнения о персонажах сказки. В качестве образцов различных типов текстов необходимо использовать фольклорный материал.
Также отметим работу Н.Д. Шаховской, которая исследовала влияние народной педагогической традиции на речевое развитие детей. Ее исследования показали, что использование народного фольклора и сказок способствует развитию речи и обогащению словарного запаса у детей.
Эти ученые в своих исследованиях подчеркнули важность народного фольклора и сказок в развитии речевого творчества у детей и продемонстрировали, как использование этих средств может положительно сказываться на формировании речи, воображения и креативности у детей.
Кроме того, народный фольклор способствует сохранению и передаче культурного наследия. Он помогает детям понять свои корни, уважать и ценить традиции своего народа, а также формирует осознанное отношение к своей национальной культуре.
Использование народного фольклора также оказывает положительное воздействие на развитие речи, памяти, внимания, координации движений и других аспектов физического развития детей.
Таким образом, народный фольклор представляет собой богатый и уникальный ресурс, который способствует разностороннему развитию детей в дошкольном возрасте и важен для формирования их полноценной личности. Ключевыми аспектами роли народного фольклора в дошкольном образовании являются его воспитательный потенциал, способность стимулировать развитие детей, а также создание основы для формирования физического благополучия и здоровья детей.