Нарушение внутренней речи до 5 лет | Гречишкина Анастасия Евгеньевна. Работа №350133
Врожденные, полученные по наследству от родителей или приобретенные вследствие тяжелой травмы или перенесенного инсульта расстройства речи способны изменить жизнь людей. Причем изменения эти будут вовсе не положительными. Речевые дефекты сказываются на интеллектуальном и психическом развитии ребенка, а взрослого вынуждают обрастать комплексами, заставляют вести затворнический образ жизни, избегать общества и общения с другими людьми. Проблему можно устранить, если вовремя и правильно диагностировать патологические изменения и выбрать оптимальную программу коррекции и реабилитации.
СТАТЬЯ
на тему: «Нарушения внутренней речи»
Выполнила:
Гречишкина Анастасия Евгеньевна
Нарушения речи
Что мы понимаем под нарушением речи? Вопрос требует размышлений, потому что не так уж просто определиться, что считать речью и в каком возрасте речь должна сформироваться у ребенка.
Ученые, занимающиеся изучением коммуникаций, пришли к выводу, что общаться между собой могут многие животные. Свой язык есть у дельфинов, собак, приматов. Но речь как средство вербальной коммуникации доступна только человеку. Конечно, при условии, что он привык общаться с самых ранних лет. Чтобы у вас не вырос Маугли, помогайте вашему ребенку развивать речь!
Как понять, где индивидуальные нормы, а где отклонения и нарушения развития речи? Об этом мы поговорим далее.
Этапы развития и формирования речи у ребенка
Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.
Также стоит заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.
Возраст
Навыки
до 6 месяцев
улыбки, смех, привлечение внимания к себе звуками;
реагирование на просьбы и требования;
реакция на музыку
6-9 месяцев
отдельные слоги: «
ма
», «ба», «да»
понимание простой речи, обращенной к ребенку
появление указательного жеста
9 месяцев-1 год
жестикуляция в ответ на приветствия и прощания, умение помахать рукой;
лепетание слов, состоящих из повторяющихся одинаковых слогов (хотя бы и без понимания значений этих слов, но уже с выраженной артикуляцией) — «мама», «папа», «баба»;
первые слова;
1-1.5 года
расширение активного словарного запаса;
первые словосочетания (которые еще не всегда можно понять)
1.5-2 года
простейшие реплики из 2-3 слов (“Мама, дай!”)
к 2 годам речь является основным средством общения со взрослыми
2-3 года
«контекстная речь»;
разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи (хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц — «я спим»)
Словарный запас достигает 1200-1300 слов
К 3 годам речь
речь
служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми
3-5 лет
словотворчество;
понимание морфем (приставки, суффиксы);
длинные тирады
К 5 годам — четкое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений
Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит». Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло. Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие. И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию.
Причины речевых нарушений
1.Внутриутробная патология.
Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ- инфекция).
Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам. Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество – непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
Курение. Никотин, основной токсический ком понент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.
Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.
Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.
Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). На
ранних сроках беременности приводят к возникновению
уродств у плода.
Ототоксические препараты.Антибиотики (стрептомицин,
мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и
др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин
становятся причиной развития врожденной глухоты.
Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан)
быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода
кровоизлияние в мозг и внутренние органы.
Антидепрессивные препараты (имизин, амитриптилин) и
транквилизаторы (сибазон, мепротан) на ранних сроках
беременности приводят к интоксикации плода.
Нарушения структурно - семантического
(внутреннего) оформления высказывания
Представлены двумя видами: алалией и афазией.
1.Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).
Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.
2. Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трехлет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Основные методы диагностики
Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).
Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:
Спонтанная речь
: Речь оценивается по беглости, количеству произносимых слов, способности инициировать речь, наличию спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений и просодии.
Называние
: Пациентов просят назвать объекты. Те из них, кто испытывает затруднения при назывании, часто прибегают к многословным описаниям объекта (например, «то, что вы используете для того, чтобы сказать время» вместо «часы»).
Повторение
: Пациентов просят повторить грамматически сложные фразы (например, «никаких если, и,
или
но»).
Понимание
: Пациентов просят указать на объекты, которые называет врач, выполнить команду в одно или несколько действий, ответить на простые и сложные вопросы «да» или «нет».
Чтение и письмо
: Пациентов просят написать какую-либо произвольную фразу и громко ее зачитать. Оценивают понимание, произношение, письмо под диктовку.
Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).
Нейропсихолог также проводит диагностику:
слухоречевой памяти;
праксиса;
зрительного гнозиса;
интеллектуальных процессов;
конструктивно-пространственной деятельности.
В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.
Способы коррекции
Включают в себя: лечение причины заболевания, логопедические занятия и устройства для расширения спектра коммуникации.
Лечение основного заболевания, которое вызвало данную патологию, включает в себя использование ноотропов и церебропротекторов, сосудистых препаратов, природных антиоксидантов и нейропротекторов. При необходимости проводится хирургическое вмешательство. Важной частью терапии являются физиотерапевтические процедуры: иглорефлексотерапия, электрофорез, ЛФК, массаж.
Восстановление речи при афазии проводится на соответствующих логопедических занятиях, содержание которых зависит от конкретной формы афазии:
При сенсорной – работа над восстановлением фонематического слуха и понимания речи.
При афферентной моторной – дифференциация кинестетических признаков фонем.
При акустико-
мнестической
– устранение дефектов слухоречевой и зрительной памяти.
При эфферентной моторной – работа над восстановлением динамической схемы произношения слов.
При динамической – устранение дефектов внутреннего программирования и планирования речи.
При
амнестико
-семантической – устранение
импрессивного
аграмматизма.
Пациенты с тяжелой афазией и люди, ухаживающие за ними, могут пользоваться для общения специальными устройствами (например, книга или доска для общения, в которой есть картинки или символы, обозначающие ежедневные потребности пациента, компьютеризованные устройства).
В большинстве случаев при правильно проведенной терапии сохраняется благоприятный прогноз, т.е. удается вернуть речевую функцию. На эффективность проводимого лечения зависит ранняя диагностика, а также время начала коррекции.
Список используемой литературы
Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения :
пособие для логопедов / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. – Санкт-
Петербург :
Детство - пресс, 2015. – 201 с.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А.
Костенкова
; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 2019.
Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Интернет-источники:
1. https://emberint.ru/articles/narusheniya-rechi/
2. https://logopedprofiportal.ru/blog/855963
3. https://lpi.sfu-kras.ru/files/melnikova.pdf
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/06/04/referat-osnovnye-vidy-rechevyh-narusheniy