Нарушение звукослоговой структуры | Тархова Василина Александровна. Работа №350777
Аннотация: в статье В.А.Тарховой «Причины и проявления нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР» рассмотрено понятие звукослоговой структуры слова. Проведен анализ литературы по данной теме, выделены причины и механизмы данного нарушения. Выделены и охарактеризованы основные проявления данного нарушения.
Причины и проявления нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Автор: Тархова Василина Александровна учитель-логопед МБОДОУ №21 «Родничок» г. Новосибирск
Аннотация: в статье В.А.Тарховой «Причины и проявления нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР» рассмотрено понятие звукослоговой структуры слова. Проведен анализ литературы по данной теме, выделены причины и механизмы данного нарушения. Выделены и охарактеризованы основные проявления данного нарушения.
Ключевые слова: нарушение речи, звукослоговая структура, элизия, контаминация, персеверация, антиципация.
В структуре общего недоразвития речи значительное место занимают нарушения звукослоговой структуры слова. Данные нарушения имеют различные степени выраженности и проявления. От произнесения лишь отдельной части слова на этапе становления речи до небольших изменений при произнесении слов сложной звукослоговой структуры. Данные нарушения имеют стойкий характер и не проходят самостоятельно, без проведения специальной логопедической работы. А также данные нарушения оказывают негативное влияние на усвоение грамматических норм родного языка и значительно затрудняют процесс обучения грамоте.
Слоговая структура слова — взаиморасположение и связь слогов в слове. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка.
При нормальном развитии ребёнка овладение им слоговой структурой происходит постепенно. К трём годам все трудности слогообразования оказываются преодолёнными. В этом же возрасте появляется языковое чутьё, когда ребёнок способен оценивать правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.
Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.
Недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха; Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
Недостаточность артикуляционных возможностей; У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
Причины нарушений слоговой структуры слова.
Сниженный уровень развития оптико-пространственной орган
изации.
От уровня
сформированности
пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного
гнозиса
, задержка в формировании пространственных представлений или
несформированность
пространственных представлений считается характерным для детей с ТНР.
Несформированность
ритмической и динамической организации движений; Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нару
шений отмечаются слабая регуляц
ия произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы. На первый план выступает
несформированность
динамических характеристик двигательной
активности ,
выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.
Неспособность к серийно-последовательной обработке информации; Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается
несформированность
навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
Сниженная мотивационная деятельность; Экспериментально доказано, что особенности протекания речевой деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которым у ребенка потребность в общении не является ведущей. Отмечается
несформированность
основных форм коммуникации — диалога, монолога. Выявлено, что недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового интереса.
Типы нарушений слоговой структуры слова.
Нарушения количества слогов: - Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток). Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («
гуница
» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста). В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («
пувица
» – пуговица). – опускание словообразующей гласной. Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («
просоник
» – поросенок; «
сахрница
» – сахарница). Данный вид нарушений слого
вой структуры встречается реже.
-Итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной -в том месте, где имеется стечение согласных («
тарава
» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («
дирижабил
» – дирижабль).
Нарушения последовательности слогов в слове: -перестановка слогов в слове («
деворе
» – дерево); - перестановка звуков соседних слогов («
гебемот
» - бегемот. Данные искажения занимают особое место при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав
претерпевает грубые нарушения.
Искажение структуры отдельного слога: - сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («
тул
» – стул); – вставка согла
сных в слог («
лимонт
» – лимон).
Антиципации т.е. уподобления одного слога другому - «
пипитан
» (капитан); «
вевес
ипед
» (велосипед).
Персеверации (от греческого слова “упорствую”), циклический повтор, настойчивое воспроизведение - «
пананама
»-
панама; «били… били…
билитекарь
» (библиотекарь). Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структ
уры может перерасти в заикание.
Контаминации
– соединения частей двух слов – «
холодильница
» (холодильник и хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с ТНР. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Список литературы:
Агранович
З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –
Спб
.:
Детство-Пресс, 2001;
Бабина Г. В.,
Сафонкина
Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи;
Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015;
Дедюхина
Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006;
Крупенчук
О. И. «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова
».-
СПб.:
Изд
. дом «Литера»,2014;
Лынская
М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий, М. Парадигма, 2012;
Могилева В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007
Четвертушкина
Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7
лет.-
М., 2004